Демоверсия ЕГЭ 2024 по русскому языку
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2024 года в сравнении с КИМ 2023 года
Обновлён кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Понятие «уточняющий член предложения» заменено на понятие «уточняющее обособленное обстоятельство»; понятие «сравнительный оборот» включено в понятие «обособленное обстоятельство»; добавлены понятия «синекдоха», «эпифора», «риторическое обращение», «многосоюзие», «бессоюзие», «оксюморон»; скорректирован и дополнен список источников при составлении кодификатора и др.
«Словарик паронимов» переименован в «Словник паронимов», что более точно отражает его предназначение.
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены.
В работу внесены следующие изменения.
1. Для ряда заданий (6, 13, 14, 15, 21, 22 и 23) указаны вариативные формулировки заданий.
2. В заданиях 13 и 14 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор в виде цифр). Одновременно с этим расширен языковой материал, так как у экзаменуемых появилась возможность находить слитные, раздельные и (для задания 14) дефисные написания слов.
3. Изменена система оценивания политомических заданий с кратким ответом. В частности, для задания 8 уменьшено максимальное количество первичных баллов с 3 до 2, следовательно, изменена шкала оценивания. Кроме того, для задания 26 скорректированы требования для получения 1 балла: чтобы получить 1 балл, экзаменуемый может допустить только 2 ошибки.
4. Претерпела изменения формулировка задания 27. Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним.
Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Наконец, обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента,
опирающегося на жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.
5. Отмеченные изменения в формулировке задания 27 отражены и в системе критериального оценивания сочинения. По критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») уменьшено максимальное количество первичных баллов с 5 до 3; в указания к оцениванию по данному критерию внесены уточнения. В критерии К4 («Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста») появилась рубрика «Указание к оцениванию».
6. По переименованному критерию К6 («Богатство речи») уменьшено максимальное количество первичных баллов с 2 до 1. При этом критерий К6 стал независимым от критерия К10.
7. В системе оценивания развёрнутого ответа (задание 27) при проверке соблюдения орфографических норм более не предусмотрено понятие «однотипная ошибка». Каждая орфографическая ошибка считается за отдельную ошибку, не объединяясь с ошибками одной орфографической группы.
8. Первичный балл за выполнение работы изменён с 54 до 50.
→ Демоверсия: ru-11-ege-2024-demo.pdf
→ Кодификатор: ru-11-ege-2024-kodif.pdf
→ Спецификация: ru-11-ege-2024-spec.pdf
→ Словник паронимов: slovnik-paronimov-2024.pdf
→ Словник орфоэпический: slovnik-orfoepicheskij-2024.pdf
→ Скачать одним архивом: russkij2024.zip
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут.
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2024 года по русскому языку
Номер задания |
Проверяемый элемент содержания |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 |
|||
1 |
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте |
Б |
1 |
2 |
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова |
Б |
1 |
3 |
Функциональная стилистика |
П |
1 |
4 |
Нормы ударения в современном литературном русском языке |
Б |
1 |
5 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и их употребление |
Б |
1 |
6 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм |
Б |
1 |
7 |
Морфологические нормы современного русского литературного языка |
Б |
1 |
8 |
Синтаксические нормы современного русского литературного языка |
Б |
2 |
9 |
Правописание гласных и согласных в корне |
Б |
1 |
10 |
Употребление ъ и ь (в том числе разделительных). Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок |
Б |
1 |
11 |
Правописание суффиксов (кроме суффиксов причастий, деепричастий) |
Б |
1 |
12 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий |
Б |
1 |
13 |
Правописание не и ни |
Б |
1 |
14 |
Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи) |
Б |
1 |
15 |
Правописание -н- и -нн- в словах различных частей речи |
Б |
1 |
16 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях |
Б |
1 |
17 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами |
Б |
1 |
18 |
Знаки препинания в предложениях с вводной и вставной конструкциями. Знаки препинания в предложениях с обращением. Знаки препинания в предложениях с междометием |
Б |
1 |
19 |
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях |
Б |
1 |
20 |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи между частями |
Б |
1 |
21 |
Пунктуационный анализ предложения |
П |
1 |
22 |
Информационно-смысловая переработка прочитанного текста |
Б |
1 |
23 |
Информативность текста. Виды информации в тексте |
Б |
1 |
24 |
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. |
Б |
1 |
25 |
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте |
Б |
1 |
26 |
Основные изобразительно-выразительные средства |
П |
3 |
Часть 2 |
|||
27 |
Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Отзыв. Рецензия |
Б |
21 |
Всего заданий – 27; из них |