Алгоритм и конструкция написания сочинения

Подробный шаблон к 25 заданию в ЕГЭ по русскому языку.


I. Разбор текста и постановка проблемы
Цель 1 прочтения – понимание фабулы текста.

Далее читаем по абзацам и выделяем соответствующие микротемы.

Перед постановкой проблемы ищем позицию автора – ответ на главный вопрос текста.

Формулируем проблему. (Не в сочинении)

Пытаемся подобрать аргументы и, убедившись в их наличии, начинаем писать.


II. Тема
Тема – это то, о чем текст.

Необходимо написать для соблюдения композиции сочинения. (Критерий К5)

Не забываем про абзац.
Примерная конструкция: Д. С. Лихачев, известный ученый, пишет о красоте русского пейзажа.


III. Проблема
С нового абзаца.

Проблема может быть сформулирована либо классическим образом, либо - как вопрос.

Должна быть некоторая речевая связь между темой и проблемой.
Взаимовлияние двух культур – вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Насколько важно помнить о героях войны, её последствиях, и о том, что чувствовали люди в военные годы? Вот проблема, которая стоит в центре внимания автора.



IV. Комментарий
С нового абзаца.

Комментарий – это то, как автор подводит читателя к пониманию проблемы.
Не должно быть прямого пересказа. Косвенно, через действия автора.
Автор приводит эпизод из жизни героя-рассказчика. Рассказывает историю из жизни героя-рассказчика. Делится с читателем своими размышлениями о… Подчеркивает… Рассуждает о… Утверждает… Обращает внимание читателя на…
Во-первых,… Во-вторых,… Кроме того,…
С одной стороны,… С другой стороны,…


Универсальный переход между проблемой и комментарием: Размышляя над этой проблемой, автор…

Для написания комментария было бы неплохо уметь различать типы речи. Это позволяет более четко определить и сформулировать действия автора.

1. Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
2. Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
3. Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.

В художественном тексте участвует не автор (бывают исключения), а герой либо герой-рассказчик. Даже если повествование ведется от 1 лица.


V. Позиция автора
С нового абзаца.

Для определения формы, в которую заключена авторская позиция, желательно знать стили речи.

1. Художественный. Позиция автора скрыта. Важно понять подтекст высказывания.
2. Публицистический. Позиция автора будет выражена эмоционально, прямо, открыто. (Эмоциональная позиция)
3. Научно-популярный. Авторская мысль будет изложена точно, логично, без эмоций. (Содержательная позиция)

Позиция автора может быть выражена:
- в поступках героя
- в чувствах героя
- в описании
- в именах
- в названии произведения

Речевые клише:
Автор считает…
Позиция автора заключается в…
Авторская позиция напрямую не выражена, но читатель догадывается…
… - вот в чем заключается позиция автора.


Если позицию автора трудно полностью сформулировать таким образом, чтобы она была точной и основывалась на тексте, можно привести не более 2-х цитат из текста (наиболее содержательных фрагмента).
Недаром автор пишет: «…».


VI. Моя позиция
С нового абзаца.

Необходимо написать, в чем мы согласны (или не согласны) с автором, и что-то добавить от себя в рамках проблемы.

Если нет возможности полностью раскрыть проблематику текста через позицию автора (тексты бывают разные), то она должна быть раскрыта в «моей позиции».

Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно,… Кроме того,…
Я частично согласен с точкой зрения автора,…


VII. Аргументация
С нового абзаца.

Универсальный переход между «моей позицией» и аргументами: Когда я читал этот текст, я вспомнил…

Желательно связывать каждый аргумент с текстом – писать микровывод после каждого абзаца. В этом случае вряд ли получится уйти в сторону от проблемы,

кроме того, если аргумент спорный (мало ли как получится), то это дает возможность раскрыть его в нашу пользу.

Не забываем про возможность использования контраргументов.

Между аргументами так же должен быть мостик.


VIII. Заключение
С нового абзаца.

В заключение я хочу сказать…

Завершает композицию сочинения. Практика показывает, что к моменту написания заключения мы глубоко заняты своими мыслями по поводу поставленной проблемы, поэтому нужно следить за тем, чтобы не написать лишнего, иначе получится заключение к какой-то другой проблеме.
23 сентября 2015
Математика ← Устный счёт
Мальчик сбежал по ленте движущегося эскалатора за 30с. Второй раз он спустился по неподвижной ленте за 45 с. За сколько времени он спустился бы стоя на ступеньке движущегося эскалатора?



Математика ← Задание 5
В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,05 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен.



До ЕГЭ 2020 осталось

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2019. «4ЕГЭ»