14 ноября 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
7 секретов написания сочинения ЕГЭ
Полезные советы эксперта.
1. План сочинения (важные нюансы)
1. Вступление
Формулируется одна из проблем текста (вопросом) 2-3 предложения.
Например: « Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».
2. Комментарий текста
Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах.
Помним, что комментарий не пересказ.
Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.
3. Позиция автора
Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) 1-3 предложения.
Необходимы фразы типа «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» и т.п.
4. Личное мнение
Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Представляем 2 аргумента за или против авторской.позиции
Помним, что аргументы не равны примерам.
Второй аргумент пишется с красной строки.
5. Вывод
По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. 1-3 предложения
Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».
2. Проблема текста (что это такое и как её определить)
Проблема это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете.
Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями.
В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована вопросом.
В художественном тексте нужно научиться читать между строк, а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен.
Пример проблем и аргументаций к ним: часть 1, часть 2, часть 3.
3. Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории)
Аргумент = тезис + пример
Аргументы из читательского опыта – это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии и иногда философии…
Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем.
Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества».
Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества».
Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала!
4. Композиция (особенности связного текста)
Самое важное в тексте сочинения ЕГЭ - связки
Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему раскрывает автор в данном тексте».
Важными фразами в комментарии являются следующие: « Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; « Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п.
В выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.»
Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»…
Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.
5. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили)
Все тексты Части С делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий):
- Публицистические
- Художественные
Публицистические
Проблема на поверхности
Представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий.
Художественные
Проблема скрыта
Сюжетный текст (комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, что-бы не перейти на пересказ)
Отличие публицистического текста от художественного в ориентации публ.текста на общественно важную проблему.
6. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта)
Самые «опасные» критерии:
Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки).
Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой…
7. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы)
Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной…
Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)…
Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…
Другие материалы к ЕГЭ по русскому языку.