26 августа 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Сочинения по литературе ЕГЭ 2026
5 сочинений по темам из части 2 демоверсии ЕГЭ по литературе.
11.1 Жизнеутверждающие мотивы в поэзии А.С. Пушкина. (На примере не менее трёх стихотворений)
Жизнеутверждающие мотивы занимают важное место в лирике А.С. Пушкина. По мнению поэта, человек должен быть свободным, ценить друзей и не забывать о своём предназначении.
Так, в произведении «Узник» автор прибегает к аллегории: за образом пленённого орла на самом деле скрывается человек, лишённый физической свободы. Эпитет «сырая», употреблённый по отношению к темнице, подчёркивает противоестественность жизни в тюрьме. Как птица рождена, чтобы летать, так и человеку очень важно чувствовать себя свободным. Последняя строфа «Узника» представляет собой призыв:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора…
Товарищ орла напоминает ему, ради чего они рождены и в чём заключается их предназначение. Именно в этих строках и появляются жизнеутверждающие мотивы, надежда на освобождение. По мнению А.С. Пушкина, каждый человек должен иметь право на свободу.
Ещё одно стихотворение, в котором переосмысливаются важные жизненные ценности, – это «Пророк». В «Пророке» лирический герой претерпевает ряд изменений после появления в пустыне шестикрылого серафима:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Использованное А.С. Пушкиным сравнение с орлом подчёркивает пробуждение лирического героя, обретение им новых душевных сил. Эпитет «вещие» говорит о том, что настоящий творец – это всегда провидец, имеющий тесную связь с Богом. Предназначение поэта заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». В этой строке также звучат жизнеутверждающие мотивы: в сердце творца появляется надежда на понимание и возможность приносить пользу другим.
Ещё одна ценность, которую воспевает А.С. Пушкин, – это дружба. В знаменитом стихотворении «19 октября», написанном на день открытия лицея, А.С. Пушкин отражает свои представления о подлинном дружеском союзе. В то время он находился в ссылке в Михайловском и не мог посетить встречу выпускников, а вместо этого отправил им своё послание. Лирический герой вспоминает близких товарищей и широко использует приём риторического вопроса:
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Эта стилистическая фигура подчёркивает искренний интерес А.С. Пушкина к происходящему на встрече. Он всеми силами даёт понять, что мысленно пирует вместе с друзьями. Автор таким образом характеризует компанию лицеистов, с которыми был очень близок:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Ряд эпитетов доказывает силу и нерушимость этого дружеского союза, неслучайно поэт сравнивает его с душой, а в последней строке делает акцент на общности их интересов. Действительно, многие лицеисты были замечательными поэтами своего времени или просто пробовали писать. Таким образом, дружба становится для лирического героя главной опорой в жизни.
Итак, жизнеутверждающие мотивы лирики А.С. Пушкина связаны с тремя ключевыми понятиями: свобода, творчество и дружба.
11.2 Н.А. Добролюбов утверждал, что Борис – тот же Тихон, «только образованный». Согласны ли Вы с мнением критика? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Интересно мнение критика Н.А. Добролюбова о том, что Борис – это «образованный» Тихон. На мой взгляд, эта точка зрения справедлива, ведь оба героя трусливы по своей натуре и зависимы от представителей старшего поколения.
Тихон Кабанов, муж главной героини Катерины, во всём подчиняется матери, боится поступать против её воли. Он никогда не заступается за свою жену, потому что опасается очередной вспышки гнева со стороны Кабанихи. Этого героя можно считать жертвой «тёмного царства», о котором писал тот же Н.А. Добролюбов. Он во всём следует давно отжившим традициям, потому что этого требует его мать. В результате Тихон, и будучи взрослым, находится в положении ребёнка. Он вырастает инфантильным, безвольным, а его единственная отдушина – хотя бы ненадолго уехать из дома и «запить», пока за ним никто не следит. Интересно, что в развязке Тихон наконец-то бросает вызов матери-тирану: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Поступок Катерины в финале заставил его переосмыслить прежние взгляды, и это оставляет надежду на то, что Кабанов всё-таки сможет вырваться из-под родительской опеки.
Ещё один центральный персонаж – это Борис, возлюбленный Катерины. Героиня даже не замечает, что выбирает в точности такого же человека, как и её муж, только грамотного. Этого полукупца-полудворянина также можно считать жертвой «тёмного царства», ведь его держит в подчинении дядя-самодур Дикой. Борису приходится во всём его слушаться, так как от этого зависит, получит он наследство или нет. Герой только хочет казаться сильным, на самом же деле он слабоволен и труслив. Когда Катерина просит взять её с собой в Сибирь, он отказывает, боясь общественного осуждения. Если Катерина признаётся во всём семье, то Борис не способен взять на себя ответственность за случившееся.
В пьесе есть два схожих эпизода, в которых Борис и Тихон поступают практически одинаково. Чтобы справиться со своими противоречивыми чувствами, Катерина просит Тихона взять её в очередную поездку, но тот жаждет свободы и одиночества. Так же и Борис ведёт себя эгоистично по отношению к любимой женщине, бросает её, когда она ещё могла спастись, называет себя «вольной птицей». Это значит, что предел мечтаний обоих персонажей – свобода, однако, к сожалению, они ничего не делают, чтобы изменить своё положение.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Н.А. Добролюбова: действительно, только образованность отличает Бориса от Тихона, на самом же деле их характеры очень похожи.
11.3 Тема отцов и детей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тема отцов и детей занимает важное место в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Произведение начинается с подробного описания членов семьи Мелеховых, что позволяет составить представление об их характере, а вместе с тем и о личности главного героя Григория.
М.А. Шолохов в портретной зарисовке отмечает внешнее сходство отца и сына: у обоих тёмные волосы, карие глаза и нос с горбинкой. Но на этом параллели не заканчиваются, ведь Пантелея и Григория Мелеховых отличает одинаковая горячность и вспыльчивость. Неслучайно Григорий подчиняется порывам чувствам и зачастую действует, не обдумав свой поступок и его последствия. Так, он заступается за Аксинью, которую избивал муж, тогда как в казачьей среде было принято проходить мимо в подобных ситуациях. Итак, сходство между отцом и сыном очевидно, и тем интереснее их противостояние.
Ключевым в понимании взаимоотношений Пантелея и Григория Мелеховых можно считать эпизод на рыбалке. Герои только на первый взгляд увлечены рыбной ловлей, на самом же деле между ними назревает конфликт, связанный с чувствами Григория к замужней женщине. Внешне Григорий кажется спокойным и называет слухи о нём и Аксинье «пустыми наговорами», а на самом деле он напряжён и озлоблен. Попытка поймать большую рыбу – это лишь предлог для героя, чтобы показать своё превосходство над отцом. В глубине души он решает поступать по-своему, и ничто ему не указ.
Однако для казаков очень важны традиции, поэтому сын вынужден уступить отцу и жениться на Наталье Коршуновой. С одной стороны, он пошёл на поводу у Пантелея Мелехова, а с другой – внутренне не подчинился, так как всё равно продолжил отношения с Аксиньей. В связи с этим победу отца едва ли можно считать полной, ведь Григорий так и не смирился со своим положением. Это доказывает твёрдость его характера и свободолюбие.
Таким образом, взаимоотношения отцов и детей в романе-эпопее во многом строятся на неизбежном противостоянии, за которым скрывается конфликт между старым и новым, прошлым и будущим.
11.4 Поиск ответов на философские вопросы в отечественной прозе. (На примере произведения одного из писателей: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова)
М.Ю. Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени» создал портрет своего поколения, чтобы найти ответы на волнующие его философские вопросы. Григория Печорина неслучайно относят к литературному типу «лишний человек», потому что он не может найти применение своим силам и стремлениям.
Главный герой романа совершает немало безнравственных поступков. Например, он похитил черкешенку Бэлу и тем самым приблизил девушку к неминуемой гибели. Когда Печорин приезжает в Тамань, контрабандистам приходится бежать, потому что незнакомец узнал об их планах. В главе «Княжна Мери» лермонтовский герой в очередной раз ведёт себя бесчестно по отношению к девушке. Он влюбляет её в себя, не имея намерений жениться, и в итоге разбивает ей сердце. Сам Печорин замечает, что вынужден играть роль «топора в руках судьбы», но он действительно не хочет разрушать человеческие жизни. Это как будто случается против его воли и отравляет существование «лишнего человека». М.Ю. Лермонтов ставит важный философский вопрос: почему появляются такие люди, как Печорин, и что мешает им быть достойными и счастливыми?
Благодаря привычке лермонтовского героя всё время рефлексировать о своих поступках, мы многое понимаем о характере этого человеке. Он убеждён в том, что превращать свою жизнь в «эксперимент» – это его предназначение. Печорина можно назвать фаталистом, потому что он верит в предопределённость всего происходящего и не может этому противостоять. Герой довольно искренне исповедуется перед княжной Мери, отмечая, что «был готов любить весь мир», но из-за отсутствия понимания со стороны других людей «выучился ненавидеть». Нельзя не вспомнить также, какой припадок случился с Печориным после дуэли с Грушницким и получения письма от Веры. Всё это подчёркивает противоречивость его характера, невозможность обрести счастье. М.Ю. Лермонтов подчёркивает: герой не сам стал «лишним», его сделало таким общество.
Печорин стремится понять, какую роль играет в жизни человека судьба и можно ли ей противостоять. В эпизоде «Фаталист» он бросает вызов судьбе, когда пытается в одиночку захватить пьяного казака. Автор делает акцент на том, что герой не дорожит собственной жизнью, поэтому и идёт на такой риск. Он хочет проверить, выживет или нет, но благополучный исход не удовлетворяет его. Печорин продолжает мучиться в попытке раскрыть загадку своего существования.
Таким образом, «Герой нашего времени» – это философия «лишнего человека», пытающегося разобраться в себе.
11.5 Какие персонажи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)
На мой взгляд, художнику-иллюстратору будут интересны такие персонажи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», как Яким Нагой, Матрёна Тимофеевна и Григорий Добросклонов. Сделав такой выбор, можно акцентировать внимание на непростой судьбе крестьянина, тяготах жизни женщины и участи народного заступника.
Яким Нагой – это прекрасный рабочий, но горький пьяница. Н.А. Некрасов характеризует его следующим образом:
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!
Чтобы воссоздать этот образ на иллюстрации, художнику важно обратиться к портрету, который мы можем найти в поэме. Яким выглядит как старик, очень худой, высохший, с землистой кожей и морщинами на лице. Важно изобразить героя в деле: он должен держать в руках соху, и это подчеркнёт его трудолюбие. Кроме того, Яким Нагой не чужд прекрасного: так, он спасает из горящей избы в первую очередь не деньги, а лубочные картинки. Можно сделать отдельный рисунок к этому эпизоду, чтобы акцентировать внимание на тонкой душевной организации персонажа.
Матрёна Тимофеевна Корчагина – ещё одна важная героиня произведения. О её судьбе мы узнаём из главы «Крестьянка». Это женщина 38 лет, красивая, смуглая, с большими и строгими глазами. Думаю, нужно сделать акцент на её глазах как зеркале души. У Матрёны, невзирая на твёрдость характера, смелость и решительность, должен быть печальный взгляд, ведь она потеряла родного сына Дёмушку. Изобразить эту женщину лучше в полный рост, одетой в простое крестьянское платье, в окружении людей. Неслучайно эту героиню все уважают и называют «губернаторшей».
С Григорием Добросклоновым Н.А. Некрасов вообще связывал образ счастливого человека. Это молодой семинарист, твёрдо решивший посвятить свою жизнь народу. На иллюстрации его также можно изобразить в простой одежде. О внешности героя мы знаем следующее: «кость широкая» и худое лицо. Важен также тот факт, что Григорий Добросклонов исполняет народные песни, в которых есть надежда на светлое будущее. Чтобы это передать, на иллюстрации Григория лучше всего показать поющим и стоящим в центре крестьян.
Таким образом, перечисленные персонажи действительно играют ключевую роль в поэме и потому должны быть изображены художником-иллюстратором с опорой на некрасовский текст.
11.1 Жизнеутверждающие мотивы в поэзии А.С. Пушкина. (На примере не менее трёх стихотворений)
Жизнеутверждающие мотивы занимают важное место в лирике А.С. Пушкина. По мнению поэта, человек должен быть свободным, ценить друзей и не забывать о своём предназначении.
Так, в произведении «Узник» автор прибегает к аллегории: за образом пленённого орла на самом деле скрывается человек, лишённый физической свободы. Эпитет «сырая», употреблённый по отношению к темнице, подчёркивает противоестественность жизни в тюрьме. Как птица рождена, чтобы летать, так и человеку очень важно чувствовать себя свободным. Последняя строфа «Узника» представляет собой призыв:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора…
Товарищ орла напоминает ему, ради чего они рождены и в чём заключается их предназначение. Именно в этих строках и появляются жизнеутверждающие мотивы, надежда на освобождение. По мнению А.С. Пушкина, каждый человек должен иметь право на свободу.
Ещё одно стихотворение, в котором переосмысливаются важные жизненные ценности, – это «Пророк». В «Пророке» лирический герой претерпевает ряд изменений после появления в пустыне шестикрылого серафима:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Использованное А.С. Пушкиным сравнение с орлом подчёркивает пробуждение лирического героя, обретение им новых душевных сил. Эпитет «вещие» говорит о том, что настоящий творец – это всегда провидец, имеющий тесную связь с Богом. Предназначение поэта заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». В этой строке также звучат жизнеутверждающие мотивы: в сердце творца появляется надежда на понимание и возможность приносить пользу другим.
Ещё одна ценность, которую воспевает А.С. Пушкин, – это дружба. В знаменитом стихотворении «19 октября», написанном на день открытия лицея, А.С. Пушкин отражает свои представления о подлинном дружеском союзе. В то время он находился в ссылке в Михайловском и не мог посетить встречу выпускников, а вместо этого отправил им своё послание. Лирический герой вспоминает близких товарищей и широко использует приём риторического вопроса:
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Эта стилистическая фигура подчёркивает искренний интерес А.С. Пушкина к происходящему на встрече. Он всеми силами даёт понять, что мысленно пирует вместе с друзьями. Автор таким образом характеризует компанию лицеистов, с которыми был очень близок:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Ряд эпитетов доказывает силу и нерушимость этого дружеского союза, неслучайно поэт сравнивает его с душой, а в последней строке делает акцент на общности их интересов. Действительно, многие лицеисты были замечательными поэтами своего времени или просто пробовали писать. Таким образом, дружба становится для лирического героя главной опорой в жизни.
Итак, жизнеутверждающие мотивы лирики А.С. Пушкина связаны с тремя ключевыми понятиями: свобода, творчество и дружба.
11.2 Н.А. Добролюбов утверждал, что Борис – тот же Тихон, «только образованный». Согласны ли Вы с мнением критика? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Интересно мнение критика Н.А. Добролюбова о том, что Борис – это «образованный» Тихон. На мой взгляд, эта точка зрения справедлива, ведь оба героя трусливы по своей натуре и зависимы от представителей старшего поколения.
Тихон Кабанов, муж главной героини Катерины, во всём подчиняется матери, боится поступать против её воли. Он никогда не заступается за свою жену, потому что опасается очередной вспышки гнева со стороны Кабанихи. Этого героя можно считать жертвой «тёмного царства», о котором писал тот же Н.А. Добролюбов. Он во всём следует давно отжившим традициям, потому что этого требует его мать. В результате Тихон, и будучи взрослым, находится в положении ребёнка. Он вырастает инфантильным, безвольным, а его единственная отдушина – хотя бы ненадолго уехать из дома и «запить», пока за ним никто не следит. Интересно, что в развязке Тихон наконец-то бросает вызов матери-тирану: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…» Поступок Катерины в финале заставил его переосмыслить прежние взгляды, и это оставляет надежду на то, что Кабанов всё-таки сможет вырваться из-под родительской опеки.
Ещё один центральный персонаж – это Борис, возлюбленный Катерины. Героиня даже не замечает, что выбирает в точности такого же человека, как и её муж, только грамотного. Этого полукупца-полудворянина также можно считать жертвой «тёмного царства», ведь его держит в подчинении дядя-самодур Дикой. Борису приходится во всём его слушаться, так как от этого зависит, получит он наследство или нет. Герой только хочет казаться сильным, на самом же деле он слабоволен и труслив. Когда Катерина просит взять её с собой в Сибирь, он отказывает, боясь общественного осуждения. Если Катерина признаётся во всём семье, то Борис не способен взять на себя ответственность за случившееся.
В пьесе есть два схожих эпизода, в которых Борис и Тихон поступают практически одинаково. Чтобы справиться со своими противоречивыми чувствами, Катерина просит Тихона взять её в очередную поездку, но тот жаждет свободы и одиночества. Так же и Борис ведёт себя эгоистично по отношению к любимой женщине, бросает её, когда она ещё могла спастись, называет себя «вольной птицей». Это значит, что предел мечтаний обоих персонажей – свобода, однако, к сожалению, они ничего не делают, чтобы изменить своё положение.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Н.А. Добролюбова: действительно, только образованность отличает Бориса от Тихона, на самом же деле их характеры очень похожи.
11.3 Тема отцов и детей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тема отцов и детей занимает важное место в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Произведение начинается с подробного описания членов семьи Мелеховых, что позволяет составить представление об их характере, а вместе с тем и о личности главного героя Григория.
М.А. Шолохов в портретной зарисовке отмечает внешнее сходство отца и сына: у обоих тёмные волосы, карие глаза и нос с горбинкой. Но на этом параллели не заканчиваются, ведь Пантелея и Григория Мелеховых отличает одинаковая горячность и вспыльчивость. Неслучайно Григорий подчиняется порывам чувствам и зачастую действует, не обдумав свой поступок и его последствия. Так, он заступается за Аксинью, которую избивал муж, тогда как в казачьей среде было принято проходить мимо в подобных ситуациях. Итак, сходство между отцом и сыном очевидно, и тем интереснее их противостояние.
Ключевым в понимании взаимоотношений Пантелея и Григория Мелеховых можно считать эпизод на рыбалке. Герои только на первый взгляд увлечены рыбной ловлей, на самом же деле между ними назревает конфликт, связанный с чувствами Григория к замужней женщине. Внешне Григорий кажется спокойным и называет слухи о нём и Аксинье «пустыми наговорами», а на самом деле он напряжён и озлоблен. Попытка поймать большую рыбу – это лишь предлог для героя, чтобы показать своё превосходство над отцом. В глубине души он решает поступать по-своему, и ничто ему не указ.
Однако для казаков очень важны традиции, поэтому сын вынужден уступить отцу и жениться на Наталье Коршуновой. С одной стороны, он пошёл на поводу у Пантелея Мелехова, а с другой – внутренне не подчинился, так как всё равно продолжил отношения с Аксиньей. В связи с этим победу отца едва ли можно считать полной, ведь Григорий так и не смирился со своим положением. Это доказывает твёрдость его характера и свободолюбие.
Таким образом, взаимоотношения отцов и детей в романе-эпопее во многом строятся на неизбежном противостоянии, за которым скрывается конфликт между старым и новым, прошлым и будущим.
11.4 Поиск ответов на философские вопросы в отечественной прозе. (На примере произведения одного из писателей: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова)
М.Ю. Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени» создал портрет своего поколения, чтобы найти ответы на волнующие его философские вопросы. Григория Печорина неслучайно относят к литературному типу «лишний человек», потому что он не может найти применение своим силам и стремлениям.
Главный герой романа совершает немало безнравственных поступков. Например, он похитил черкешенку Бэлу и тем самым приблизил девушку к неминуемой гибели. Когда Печорин приезжает в Тамань, контрабандистам приходится бежать, потому что незнакомец узнал об их планах. В главе «Княжна Мери» лермонтовский герой в очередной раз ведёт себя бесчестно по отношению к девушке. Он влюбляет её в себя, не имея намерений жениться, и в итоге разбивает ей сердце. Сам Печорин замечает, что вынужден играть роль «топора в руках судьбы», но он действительно не хочет разрушать человеческие жизни. Это как будто случается против его воли и отравляет существование «лишнего человека». М.Ю. Лермонтов ставит важный философский вопрос: почему появляются такие люди, как Печорин, и что мешает им быть достойными и счастливыми?
Благодаря привычке лермонтовского героя всё время рефлексировать о своих поступках, мы многое понимаем о характере этого человеке. Он убеждён в том, что превращать свою жизнь в «эксперимент» – это его предназначение. Печорина можно назвать фаталистом, потому что он верит в предопределённость всего происходящего и не может этому противостоять. Герой довольно искренне исповедуется перед княжной Мери, отмечая, что «был готов любить весь мир», но из-за отсутствия понимания со стороны других людей «выучился ненавидеть». Нельзя не вспомнить также, какой припадок случился с Печориным после дуэли с Грушницким и получения письма от Веры. Всё это подчёркивает противоречивость его характера, невозможность обрести счастье. М.Ю. Лермонтов подчёркивает: герой не сам стал «лишним», его сделало таким общество.
Печорин стремится понять, какую роль играет в жизни человека судьба и можно ли ей противостоять. В эпизоде «Фаталист» он бросает вызов судьбе, когда пытается в одиночку захватить пьяного казака. Автор делает акцент на том, что герой не дорожит собственной жизнью, поэтому и идёт на такой риск. Он хочет проверить, выживет или нет, но благополучный исход не удовлетворяет его. Печорин продолжает мучиться в попытке раскрыть загадку своего существования.
Таким образом, «Герой нашего времени» – это философия «лишнего человека», пытающегося разобраться в себе.
11.5 Какие персонажи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)
На мой взгляд, художнику-иллюстратору будут интересны такие персонажи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», как Яким Нагой, Матрёна Тимофеевна и Григорий Добросклонов. Сделав такой выбор, можно акцентировать внимание на непростой судьбе крестьянина, тяготах жизни женщины и участи народного заступника.
Яким Нагой – это прекрасный рабочий, но горький пьяница. Н.А. Некрасов характеризует его следующим образом:
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!
Чтобы воссоздать этот образ на иллюстрации, художнику важно обратиться к портрету, который мы можем найти в поэме. Яким выглядит как старик, очень худой, высохший, с землистой кожей и морщинами на лице. Важно изобразить героя в деле: он должен держать в руках соху, и это подчеркнёт его трудолюбие. Кроме того, Яким Нагой не чужд прекрасного: так, он спасает из горящей избы в первую очередь не деньги, а лубочные картинки. Можно сделать отдельный рисунок к этому эпизоду, чтобы акцентировать внимание на тонкой душевной организации персонажа.
Матрёна Тимофеевна Корчагина – ещё одна важная героиня произведения. О её судьбе мы узнаём из главы «Крестьянка». Это женщина 38 лет, красивая, смуглая, с большими и строгими глазами. Думаю, нужно сделать акцент на её глазах как зеркале души. У Матрёны, невзирая на твёрдость характера, смелость и решительность, должен быть печальный взгляд, ведь она потеряла родного сына Дёмушку. Изобразить эту женщину лучше в полный рост, одетой в простое крестьянское платье, в окружении людей. Неслучайно эту героиню все уважают и называют «губернаторшей».
С Григорием Добросклоновым Н.А. Некрасов вообще связывал образ счастливого человека. Это молодой семинарист, твёрдо решивший посвятить свою жизнь народу. На иллюстрации его также можно изобразить в простой одежде. О внешности героя мы знаем следующее: «кость широкая» и худое лицо. Важен также тот факт, что Григорий Добросклонов исполняет народные песни, в которых есть надежда на светлое будущее. Чтобы это передать, на иллюстрации Григория лучше всего показать поющим и стоящим в центре крестьян.
Таким образом, перечисленные персонажи действительно играют ключевую роль в поэме и потому должны быть изображены художником-иллюстратором с опорой на некрасовский текст.