Литература Пробники | Демоверсия
+3
27 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Литература
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.

некрасов.docx
некрасов.pdf

Год создания — 1877.
Направление — реализм.
Род — лироэпос.
Жанр — поэма.

История создания

Главным произведением в творчестве Н. А. Некрасова считается народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70-е годы XIX века. Крепостное право уже отменено (1861), но власть помещиков и самодержавия несправедливо удерживает крестьян, превратив их во «временнообязанных».

Н.А. Некрасов всегда был народным поэтом. Он переживал о судьбе простых крестьян, писал о трудностях их жизни, показывая их переживания, радости и горести. Поэт считал, что у людей должно быть главное — свобода, а крепостное право — преступление против человека.

Исторический контекст

1861 год – отмена крепостного права.

Обещание:

• крестьяне должны получить личную свободу;
• каждой семье дают земельный надел;
• у каждого будет право распоряжаться имуществом.

Реальность:

• крестьяне должны были выкупить землю у помещика;
• помещик сам решал, может ли крестьянин выкупить землю;
• сумму выкупа назначал помещик;
• крестьяне, не выкупившие землю, становились временнообязанными.
• временнообязанные должны были платить оброк или работать на барщине.

Проблематика

• Есть ли в России счастливые люди?
• В чём счастье?
• Что нужно сделать и какими качествами обладать, чтобы стать счастливым?
• Принесла ли счастье русскому народу долгожданная свобода?
• Готов ли народ к свободе?

Этапы работы над частями поэмы:

Первая часть датирована 1865 годом.
Только через семь лет, в 1872 году, вышла часть «Последыш».
«Крестьянка» закончена в 1873 году.
Перед смертью, в 1877 году, дописывает «Пир на весь мир».

Сам Н.А. Некрасов называл поэму эпопеей.

Эпопея — самая крупная форма повествовательного жанра литературы. Изображаются события, в которых решается судьба всего народа, отражается быт людей разных слоёв общества.

В связи с тем, что Н. А. Некрасов сам не успел расположить главы в задуманном порядке, то их порядок часто определяется двумя способами:

В хронологическом порядке (по дате написания частей):

• «Пролог»
• «Часть первая»
• «Последыш»
• «Крестьянка»
• «Пир на весь мир»

«Календарная» композиция (по времени, названном в сюжете):

• «Пролог»
• «Часть первая»
• «Последыш»
• «Пир на весь мир»
• «Крестьянка»

Из воспоминаний Глеба Успенского, русского писателя и публициста:

Однажды я спросил его:
— А каков будет конец?
— А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ.
— Пьяному!

Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются в свои деревни. Деревни находятся близко друг от друга и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака они встречают спившегося человека, и узнают, выпивая с ним, кому жить хорошо.


Фольклорные традиции

Поэма-эпопея Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тесно связана с фольклорными традициями. Неслучайно главным героем произведения становится народ, который отправляется в дорогу, чтобы найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, /Вольготно на Руси?».

Одним из самых значимых элементов в композиции поэмы можно считать пролог, служащий экспозицией повествования. В нём рассказывается о главных героях произведения, а также раскрываются причины, побудившие их отправиться в путь.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мотив дороги является сюжетообразующим, и у временнообязанных крестьян тоже есть чёткая цель – найти самого счастливого человека и наконец-то разрешить затянувшийся спор (перекличка с мотивом поиска синей птицы).

Сказочно и начало поэмы с говорящей птицей и чудесной скатертью-самобранкой. (птичка-пеночка помогает найти скатерть за проявленное милосердие к своему птенцу).

Система персонажей

Всех «счастливых», которые встречаются на пути крестьян, можно разделить следующие группы:

кто счастлив, по мнению семи спорщиков: поп, чиновник, купец, царь, помещик;
кто считает себя счастливыми уже хотя бы потому, что остался жив: например, мужик, которому медведь свернул челюсть;
кого крестьяне считают счастливыми по разным причинам: имеет почëт и уважение своих односельчан, смел и удачлив, как Ермила Гирин или Матрёна Тимофеевна;
кого можно условно считать счастливым: Гриша Добросклонов.

Поп — герой без имени, вопреки ожиданиям мужиков, вовсе не богат. Ему приходится быть свидетелем крестьянского горя, а взамен добрых слов слушать о себе небылицы (священнослужители — постоянные герои смешных и оскорбительных сюжетов фольклора).

Помещик Оболт-Оболдуев несчастлив, потому что утратил былую власть и почëт: земля обрабатывается плохо, вместо барских усадеб и оранжерей понастроили кабаков, в которых спиваются крестьяне.

Ермила Гирин — крестьянин, пользующийся уважением всей округи из-за своей честности, бурмистр (крестьянский староста, который назначается помещиком). Один раз он только покривил душой: отдал в рекруты не своего брата, а сына другой женщины. За это его мучила совесть.

Матрëна Тимофеевна — за смелость, решительность характера, за попытку противостоять ударам судьбы прозвана Губернаторшей. Но и в её жизни были утраты и унижения. Например, она потеряла сына Дёмушку.

Савелий — «богатырь святорусский». Был честным работником, но стал инициатором убийства жестокого управляющего. Недосмотрел за ребёнком Матрёны, из-за чего Дёмушку съели свиньи. Совестливый, с чувством собственного достоинства.

Яким Нагой — очень много работает и пьёт, пытаясь забыться. Это человек, которому не чуждо чувство прекрасного: так, он спасает из горящей избы в первую очередь не деньги, а лубочные картинки.

Гриша Добросклонов — молодой семинарист, сын крестьянки и дьячка. Он действительно кажется счастливым в тот момент, когда сочиняет свой гимн Матушке-Руси. Но и ему автор пророчит нелёгкий путь «народного заступника», а также «чахотку и Сибирь».
Гриша Добросклонов испытывает радостное удовлетворение от жизни, потому что ясно обозначается для него простая и благородная цель – борьба за народное счастье.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.


В песне «Русь» семинарист воспевает сильное и свободное народное сердце. Он говорит, что за народом правда, совесть простого люда чиста. Добросклонов уверен, что поднимется народ с колен и начнёт великую битву за свободу и светлое будущее Руси. В тексте подчёркивается, что Родина, хоть и забитая, но могучая и всесильная.

Притча «О двух великих грешниках»

Разбойник Кудеяр пролил немало крови, но однажды его замучила совесть. Тогда он раскаялся в своих преступлениях, к нему явился угодник и сказал, что за прощение грехов нужно перепилить столетний дуб тем же ножом, каким он губил людей. В это время появляется пан Глуховский, сознательно угнетавший подневольных людей. Когда Кудеяр убивает Глуховского, дерево падает.

Сказу «О двух великих грешниках» автор придал подчеркнуто обобщенно-символический характер. Идея: спасение нужно искать не на путях христианского смирения и подвижничества, а на путях активной борьбы со злом.

Ключевые цитаты

Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Об отмене крепостного права


Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!

Яким Нагой


В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил.

Ермила Гирин


Клеймёный, да не раб!

Савелий


Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.

Матрёна Тимофеевна Корчагина


Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Гриша Добросклонов
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.