Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
+1
1 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

10 текстов итогового собеседования

ОГЭ (гиа) по русскому языку
Подборка текстов для подготовки к заданиям 1 и 2 итогового собеседования.

Итоговое собеседование пройдёт 12 февраля 2025 года. Для зачёта необходимо набрать минимум 10 баллов (демоверсия / критерии). Несколько текстов прошлого года: 4ege.ru/trening-gia-russkiy/69784-t...


Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2 минут.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2 минут.



Текст 1

Будущий русский учёный родился в многодетной семье, он был семнадцатым ребёнком. В детстве Менделе́ев не отличался прилежанием в учёбе, труднее всего ему давался латинский язык. На первом курсе нерадивый студент Главного педагогического института «провалил» все экзамены, кроме математики. Всё изменилось в конце обучения: Менделеев увлёкся химией. Он защитил диссертацию, вёл научную работу в Германии и России.

В 1869 году, работая над учебником «Основы химии», Дми́трий Ива́нович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный выяснил, что свойства известных в то время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных тогда химических элементов и описал их свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты.

Дмитрий Иванович был разносторонним человеком: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением А́рктики и разработал проект ледокола, основал Главную палату мер и весо́в в России. Менделеев много путешествовал. Одним из его необычных увлечений было изготовление чемоданов, которые отличались небывалой прочностью. Секрет заключался в особом клее, который учёный изобрёл сам.

Деятельность Дмитрия Ивановича свидетельствует о силе ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Дми́трия Ива́новича Менделе́ева:

«Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперёд, не только бесполезен, но и прямо вреден».

Подумайте, где лучше использовать слова Д.И. Менделеева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 2

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский – русский художник, график и живописец, мастер портретов, лучшие из которых созданы в 1820-х годах. Работы Кипренского отличает то, что практически все они построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его индивидуальность.

В возрасте 15 лет Кипренский стал студентом Академии художеств, особое внимание уделяя портретной и исторической живописи. Уже в начале обучения юноша снискал славу талантливого и усердного ученика, неоднократно получал награды Академии. Он был художником-романтиком, первым из портретистов, передавших на картинах ценность и красоту духовного богатства человека. Источник вдохновения для своего творчества он искал всюду: после утомительного сидения в рисовальных классах бродил по набережной Невы и читал нараспев стихи…

В мае 1827 года литератор Анто́н Де́львиг уговорил Алекса́ндра Пу́ шкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил позировать художникам, но на этот раз согласился. В результате был создан самый удачный портрет, запечатлевший образ великого русского поэта. Пушкин любил этот портрет и приобрёл его после смерти Дельвига.

Кипренский прославился не только как автор картин. Известны его монументальные росписи, украшающие стены храмов. Художник написал историю своей эпохи в лицах, создал энциклопедию русской жизни: множество ярких характеров, интересных судеб, широчайший диапазон неповторимых личностей. Его картины – это уникальное наследие.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст об Оре́сте Ада́мовиче Кипре́нском, включив в пересказ строки из стихотворения Алекса́ндра Серге́евича Пу́шкина, которое он посвятил художнику:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз...

Подумайте, где лучше использовать слова А.С. Пушкина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 3

Михаи́л Илларио́нович Куту́зов – великий русский полководец, генералфельдма́ршал. Воинский путь он начал прапорщиком, принимал участие во многих сражениях.

Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года была одержана благодаря выдающемуся полководческому искусству Кутузова: глубокому анализу обстановки, тщательной разработке плана, знанию сильных и слабых сторон противника, внимательному наблюдению за ходом боевых действий, точному расчёту, организаторским способностям, умению поддерживать боевой дух армии. Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена.

Полководец Кутузов, по отзывам современников и историков, ни с кем не делился своими замыслами, так что истинные мотивы действий прославленного полководца дают возможность различных толкований. Но конечный результат его деятельности – разгром Наполеона – неоспорим. За мудрое руководство армией во время Отечественной войны 1812 года Кутузов был удостоен ордена Святого Георгия, позже став первым в истории полным Георгиевским кавалером.

Командуя войском, противостоящим коварному врагу, Кутузов понимал, что вся тяжесть войны ложится на плечи простого солдата. Он с огромным вниманием относился к нуждам своих подчинённых: их здоровью, питанию, условиям жизни. Постоянной заботы о солдатах он требовал от всех офицеров и генералов. Близость полководца к бойцам давала ему возможность внимательно следить за всеми изменениями в состоянии духа войск, понимать настроения армии, принимать меры к укреплению её боеспособности.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Михаила Илларионовича Кутузова:

«Я не пожертвую ради громкой славы ни одним из своих солдат».

Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Кутузова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 4

Неутомимый путешественник, исследователь «диких» народов Никола́й Никола́евич Миклу́хо-Макла́й посвятил жизнь изучению природы и народов, населяющих тропические страны и острова Тихого океана. Автор более 160 научных трудов, Николай Николаевич был в жизни романтиком, мечтателем, путешественником.

Более года прожил Миклухо-Маклай среди папуасов острова Новой Гвине́и. Добрыми делами, помощью и советами завоевал он их дружбу и доверие. Изучая жизнь островитян, близко узнав многих из них, учёный всё больше убеждался в способностях этих «первобытных» людей к умственному развитию. Миклухо-Маклай восхищался мастерством папуасов: их постройки, пиро́ги, утварь и оружие были сделаны каменным топором и осколками кремня́ и раковин.

Миклухо-Маклай был сторонником равенства людей, чем вступал в противоречие с популярными в 1850–1860-х годах антропологи́ческими теориями, убеждающими в культурном неравенстве людей. Он считал, что белая, чёрная, жёлтая человеческие расы имеют одинаковые способности к культурному и экономическому развитию. Учёный представил убедительные доказательства того, что папуасы ничем принципиально не отличаются от европейцев, и сделал вывод, что никаких «высших» и «низших» рас не существует.

Память о путешественнике осталась в географических названиях – берег и река Макла́я – и в современном языке населения Новой Гвинеи: у папуасов до сих пор в обиходе «топор Макла́я», «арбуз Макла́я». В 1947 году имя путешественника было присвоено институту этнографии Академии наук СССР.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, включив в пересказ слова писателя Льва́ Никола́евича Толсто́го:

«Миклухо-Маклай опытом доказал, что человек везде человек, то есть доброе существо, в общение с которым можно входить только добром».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.Н. Толстого в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 5

Почти 70 лет доктор Леони́д Миха́йлович Роша́ль лечит детей. Когда в 1988 году вследствие сильного землетрясения был полностью разрушен город Спита́к в Армении, Леонид Михайлович собрал бригаду врачей, которая лечила детей, вытащенных из-под завалов домов.

После событий в Армении доктор Рошаль организовал «бригады Рошаля» – команды детских врачей, готовых в любую минуту отправиться к месту стихийных бедствий и катастроф для спасения детей. Такие мобильные хирургические группы созданы в 33 регионах России. За 35 лет деятельности «бригады Рошаля» провели множество сложнейших операций в разных странах. Они по праву пользуются уважением и авторитетом во всём мире.

В настоящее время Рошаль является директором Московского НИИ неотло́жной детской хирургии и травматоло́гии. Леонид Михайлович не только талантливый врач и отличный организатор, но и очень мужественный человек. Он вёл переговоры с террористами, захватившими здание Театрального центра на Дубровке в Москве. Благодаря вмешательству Рошаля из здания было выведено восемь детей, заложникам удалось передать воду и медикаменты. За мужество и самоотверженность доктору были вручены́ премия «Национальный герой» и орден Мужества.

Леонид Михайлович Рошаль по-прежнему остаётся практикующим врачом, обучает новое поколение специалистов и ведёт широкую общественную работу. Леонида Михайловича называют детским «доктором мира». О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь».

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леонида Михайловича Рошаля:

«Я всю жизнь лечил и буду лечить детей вне зависимости от национальности, религий и страны проживания».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.М. Рошаля в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 6

Климе́нт Арка́дьевич Тимиря́зев – всемирно известный учёный, ботаник, основоположник русской школы физиологии растений.

Тимирязев получил прекрасное домашнее образование, поступил на естественное отделение физико-математического факультета СанктПетербургского университета. Он посещал лекции ведущих учёных, среди которых были химик Менделе́ев, физиолог Се́ченов, историк Костома́ров. Уже со студенческой скамьи Тимирязев наметил главное направление своей научной деятельности, которое сочетал с простыми, но оригинальными и точными приёмами исследования.

Всю жизнь Климент Аркадьевич работал над вопросами воздушного питания растений – фотоси́нтеза. Для учёных долгое время оставался загадкой механизм преобразования углекислого газа и воды в органические вещества. Пытаясь разобраться в этом вопросе, Тимирязев направлял на растения свет, который пропускал через цветные жидкости. В результате он обнаружил, что красные и синие лучи усваиваются лучше жёлтых и от этого зависит скорость разложения углекислоты. Именно Тимирязев осознал, что свет поглощается растениями благодаря зёрнам хлорофилла, придающего им зелёный цвет.

Климент Аркадьевич был активным популяризатором науки. Учёный написал более 100 научно-популярных работ, где описывал воздействие света на растения и рассказывал о методах повышения урожайности. Тимирязев проводил публичные лекции, пользовавшиеся огромной популярностью среди молодёжи: его выступления отличались точностью изложения фактов, ясной речью и обязательно сопровождались опытами. Имя учёного присвоено Институту физиологии растений Российской академии наук.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Климента Аркадьевича Тимирязева:

«С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа, то есть популярно».

Подумайте, где лучше использовать слова К.А. Тимирязева в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.


Текст 7

Матве́й Емелья́ нович Башки́ров родился в семье крепостного крестьянина, который получил во́льную и стал успешным купцом. Благодаря упорному труду спустя несколько лет бывший крепостной основал в Нижнем Новгороде фирму «Емелья́н Башкиров с сыновьями», которая занималась хлебной торговлей и производством муки́. Уже в 1870-х годах семья Башкировых насчитывала миллионное состояние.

В 1895 году Матвей Емельянович поставил на берегу Оки паровую мельницу, которая позволила ему стать крупным предпринимателем. Мука́ башкировского помо́ла отличалась многообразием сортов, считалась лучшей в России, была известна за границей.

В начале Первой мировой войны Матвей Башкиров вместе с другими промышленниками оплатил эвакуацию Варшавского политехнического института в Нижний Новгород. Впоследствии это стало основой создания Нижегородского университета и политехнического института.

Главным делом своей жизни Матвей Емельянович считал помощь простым людям. Он опекал нижегородский сиротский приют: жертвовал ему деньги, оплачивал обучение подросткам. Башкиров построил водокачку в селе Знамёнки, где у него была дача, и отремонтировал обветшалый сельский храм. У рабочих мукомо́льных заводов Матвея Башкирова были благоустроенные общежития, им платили пособия на детей, а когда в губернии случался неурожай, хозяин раздавал муку́ и зерно из своих хранилищ. В 1917 году большевики отобрали у Матвея Башкирова всё состояние. Умер он в нищете. Но построенные им мельница, училища, храмы и дома до сих пор служат людям.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матве́е Емелья́новиче Башки́рове, включив в пересказ слова историка Все́волода Вита́льевича Ма́льцева:

«Не потеряны только честь и память, а не это ли самое главное в нашей жизни?»

Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Мальцева в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 8

В ночь на 1 мая 1961 года молодой медик Леони́д Ива́нович Ро́гозов прославился на весь мир. На одной из антарктических станций произошло невероятное событие. В ходе операции по удалению аппе́ндикса пациентом и врачом оказался один и тот же человек. Тот день вошёл в историю мировой медицины.

Будущий полярник вырос в Забайка́лье в рабочей семье. В 1954 году он поступил в Ленинградский мединститут. Учился Рогозов успешно, и по окончании вуза его зачислили в ординату́ру. Там он узнал о формировании группы врачей-добровольцев для отправки на научную станцию вглубь Антарктиды. Леонида включили в состав этой экспедиции, и в ноябре 1960 года он отправился на далёкий материк.

После четырёх месяцев зимовки Леонид почувствовал недомогание: тошнота, повышенная температура тела, слабость и боли. Симптомы указывали на острый аппендицит. Рогозов решил оперировать себя самостоятельно. Операция длилась около двух часов. Свои действия хирург координировал, глядя в зеркало, но из-за плохого освещения приходилось часто действовать на ощупь.

Имя Рогозова узнал весь мир. Молодой хирург стал обладателем ордена Трудового Красного Знамени, сделавшись национальным героем. Всю жизнь он посвятил научной и преподавательской деятельности, трудясь хирургом в ленинградских больницах, 14 лет заведуя хирургическим отделением НИИ Фтизиопульмоноло́гии.


Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Леони́да Ива́новича Ро́гозова:

«Я был испуган. Но затем взял иглу с новокаи́ном и сделал себе первую инъекцию. Каким-то образом я автоматически переключился в режим оперирования, и с этого момента я не замечал ничего иного».

Подумайте, где лучше использовать слова Л.И. Рогозова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 9

Влади́мир Григорьевич Шухов – инженер-механик, «универсальный гений». С детства он проявлял интерес к конструированию – самостоятельно устроил в саду фонтан и водяную мельницу. Окончив техническое училище, Владимир Григорьевич избрал деятельность инженера.

Шуховым был спроектирован и построен первый в России нефтепрово́д. Одновременно учёный создал резервуа́ры для хранения нефти. По сей день весь мир хранит нефть в ёмкостях, изобретённых Шуховым. Столкнувшись с проблемой переработки нефти, за 20 лет до массового производства автомобилей инженер изобрёл процесс кре́кинга – промышленного разделения нефти на бензин и керосин.

Особый интерес у Шухова вызывали строительные конструкции из стали. По его проектам на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов через Оку, Волгу, Енисей и другие реки. До нашего времени сохранились сооружения Шухова: мосты, башни, перекрытия в зданиях.

В 1922 году по проекту этого инженера в Москве была построена многоярусная радиобашня высотой 160 метров. Долгое время она была символом советского телевидения. Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. Она является визитной карточкой талантливого инженера.

Технические разработки Шухова не имеют аналогов в мире. Его изобретения намного опережали своё время, изменяли направление развития научно-технического прогресса. Именно поэтому Владимир Григорьевич включён в список 100 выдающихся инженеров всех времён и народов.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Владимира Григорьевича Шухова:

«Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. Но я немного прославил свою Родину инженерным трудом».

Подумайте, где лучше использовать слова В.Г. Шухова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.


Текст 10

Русский художник XIX века Ива́н Константи́нович Айвазо́вский известен благодаря морским пейзажам, которые составляют больше половины его работ.

Рисовал Айвазовский с детства, учился в гимназии Симферополя, а затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался в классах пейзажной и бата́льной живописи. Во время учёбы работы художника были отмечены золотой и серебряной медалями. Благодаря успехам Айвазовского совет Академии принял необычное решение – завершить его обучение в Академии на два года раньше положенного срока и послать в Крым для самостоятельных работ, а потом – в командировку за границу. В начале 1873 года во Флоренции состоялась выставка картин Айвазовского, получившая много положительных отзывов. Он стал одним из наиболее признанных во всём мире представителей русской школы живописи. Интересно, что многие морские пейзажи художник создал по памяти, а не писал с натуры.

Для горожан Феодо́сии, где жил художник, по его настоянию были построены гимназия и библиотека, археологический музей и картинная галерея, проведены водопрово́д и железная дорога, сооружён торговый порт. В 1881 году Айвазовский был избран первым почётным гражданином города Феодосии.

Картины Ивана Константиновича хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Крупнейшей является коллекция Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского, которая включает в себя более 400 живописных и графических работ.

Задание 2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ивана Константиновича Айвазовского:

«Поэзию природы я всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать её моею кистью».

Подумайте, где лучше использовать слова И.К. Айвазовского в пересказе. Вы можете применить любые способы цитирования.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.