Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
+5
22 августа 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Развёрнутые ответы и сочинения по демоверсии ОГЭ 2026

ОГЭ по литературе
Развёрнутые сочинения и ответы к проекту новой демоверсии ОГЭ 2026 по литературе.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты?..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.
— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..
— Хотите ли, доктор, — отвечал я ему, — чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


1.1 Почему Печорин решает раскрыть душу в разговоре с доктором Вернером?

В приведённом фрагменте из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин решает раскрыть душу в разговоре с доктором Вернером, так как может быть убит на дуэли.

Вернер для Печорина – единомышленник, с которым ему сразу удалось найти общий язык, поэтому герой доверяет доктору. На вопрос о друзьях и возлюбленной Печорин честно отвечает, что давно «выжил из тех лет». Кроме того, он говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Это значит, что Печорин рационально оценивает происходящее, не поддаваясь порыву чувств. Он честен перед доктором, потому что ему хочется подвести некий итог жизни перед возможной гибелью.


1.2 Какова роль пейзажа в данном фрагменте?

В приведённом фрагменте М.Ю. Лермонтов использует антитезу, противопоставляя пейзажную зарисовку циничным размышлениям Печорина о жизни и самом себе.

Картина раннего утра вызывает у героя восхищение: «Я не помню утра более голубого и свежего!» Он отмечает, что в прошлом очень любил природу, но теперь «живёт не сердцем, а головою».

Итак, с помощью пейзажа автор подчёркивает, какие перемены произошли в Печорине с течением времени.


2.1 Выберите другой фрагмент романа с участием Вернера. Какие черты личности Вернера раскрываются в выбранном фрагменте?

Обратимся к другому фрагменту, в котором Печорин знакомится с доктором Вернером.

Автор подчёркивает, что героев объединяет циничность и отсутствие глубоких привязанностей. Неслучайно они сразу «отличили в толпе друг друга» и стали часто беседовать на отвлечённые темы. Это говорит о том, что Вернер во многом похож на Печорина: скептичен, насмешлив и самолюбив.


2.2 Выберите другой фрагмент романа, содержащий описание природы. Какую художественную функцию оно выполняет в выбранном фрагменте?

Обратимся к началу главы «Тамань», в котором описывает природа этого негостеприимного города.

Печорин сразу же отмечает, что Тамань – это «самый скверный городишко», поэтому и пейзаж здесь довольно мрачный: полный месяц, тёмно-синие волны, «бледная черта небосклона».

В выбранном фрагменте пейзаж используется для описания места действия и передаёт подавленное настроение главного героя, его душевную тоску и скуку.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.


ДОРОГА

То насыпью, то глубью лога,
То по прямой за поворот
Змеится лентою дорога
Безостановочно вперёд.

По всем законам перспективы
За придорожные поля
Бегут мощёные извивы,
Не слякотя и не пыля.

Вот путь перебежал плотину,
На пруд не посмотревши вбок,
Который выводок утиный
Переплывает поперёк.

Вперёд то под гору, то в гору
Бежит прямая магистраль,
Как разве только жизни в пору
Всё время рваться вверх и вдаль.

Чрез тысячи фантасмагорий,
И местности и времена,
Через преграды и подспорья
Несётся к цели и она.

А цель её в гостях и дома –
Всё пережить и всё пройти,
Как оживляют даль изломы
Мимоидущего пути.

(Б.Л. Пастернак, 1957)


3.1 В чём заключается иносказательный смысл образа дороги в стихотворении Б.Л. Пастернака?

Образ дороги можно считать лейтмотивом отечественной литературы. Какой же иносказательный смысл он обретает в стихотворении Б.Л. Пастернака?

Б.Л. Пастернак говорит о дороге как о жизненном пути, наделяя образ свойствами живого существа. Она как будто существует отдельно от человека:
Змеится лентою дорога
Безостановочно вперёд.

Кроме того, поэт отмечает, что конечной целью этого длинного пути становится стремление «всё пережить и всё пройти», то есть преодолеть препятствия и выдержать тяжёлые испытания.

Таким образом, дорога в стихотворении становится символом жизни с её трудностями.


3.2 Какую роль в стихотворении Б.Л. Пастернака «Дорога» играет приём олицетворения?

В стихотворении Б.Л. Пастернака «Дорога» большую роль играют олицетворения: автор одушевляет природу, делая её похожей на живое существо.

В первую очередь этот приём связан с центральным образом текста. Дорога становится главным действующим лицом:
Змеится лентою дорога…

Благодаря приёму олицетворения дорога сближается с образом судьбы, существующей отдельно от человека, а также самой жизни со всеми её трудностями.


4. Сопоставьте стихотворение Б.Л. Пастернака «Дорога» и приведённое ниже стихотворение В.А. Рождественского «В путь!». Что сближает эти произведения?


В ПУТЬ!

Ничего нет на свете прекрасней дороги!
Не жалей ни о чём, что легло позади.
Разве жизнь хороша без ветров и тревоги?
Разве песенной воле не тесно в груди?

За лиловый клочок паровозного дыма,
За гудок парохода на хвойной реке,
За разливы лугов, проносящихся мимо,
Всё отдать я готов беспокойной тоске.

От качанья, от визга, от пляски вагона
Поднимается песенный грохот – и вот
Жизнь летит с озарённого месяцем склона
На косматый, развёрнутый ветром восход.

За разломом степей открываются горы,
В золотую пшеницу врезается путь,
Отлетают платформы, и с грохотом скорый
Рвёт тугое пространство о дымную грудь.

Вьются горы и реки в привычном узоре,
Но по-новому дышат под небом густым
И кубанские степи, и Чёрное море,
И суровый Кавказ, и обрывистый Крым.

О, дорога, дорога! Я знаю заране,
Что, как только потянет теплом по весне,
Всё отдам я за солнце, за ветер скитаний,
За высокую дружбу к родной стороне!

(В.А. Рождественский, 1928)


Приведённые стихотворения Б.Л. Пастернака и В.А. Рождественского сближает мотив дороги.

У Б.Л. Пастернака она наделяется свойствами живого существа и действует сама по себе, преодолевая препятствия и справляясь с трудностями. В стихотворении В.А. Рождественского появляется лирический герой, прославляющий дорогу:
Ничего нет на свете прекрасней дороги!
Не жалей ни о чём, что легло позади.

В обоих стихотворениях звучит мысль о том, что испытания – это закономерность, и человек не должен их бояться. Так, в стихотворении Б.Л. Пастернака «изломы» только «оживляют» путь и наделяют его смыслом:
А цель её в гостях и дома –
Всё пережить и всё пройти…

В тексте В.А. Рождественского также говорится о том, что в жизни всегда есть «ветра и тревоги», но это не пугает лирического героя, а служит толчком для дальнейшего движения:
Всё отдам я за солнце, за ветер скитаний,
За высокую дружбу к родной стороне!

Итак, поэты схожим образом раскрывают символический смысл мотива дороги.


Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5).


5.1 Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли и вовсе не смешны как люди»?

Комедия Д.И. Фонвизина была написана с целью обличить нравы помещиков, злоупотребляющих своей властью. Несмотря на то, что автор активно использует средства комического, в произведении чувствуются и трагические ноты. На это обратил внимание ещё историк В.О. Ключевский.

Основной способ раскрытия персонажа в комедии – это речевая характеристика. Так, госпожа Простакова говорит о себе: «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она отличается вспыльчивостью и деспотичностью в отношениях с крепостными. Как и отметил В.О. Ключевский, это комичное лицо, но отнюдь не смешное. Единственный человек, заслуживающий её любви и заботы, – это сын Митрофанушка, названный автором «недорослью». Само существование подобных «Митрофанов», совершенно несамостоятельных и инфантильных, уже предполагает трагедию. Чему он может научиться от своей матери, как не такому же жестокому отношению к крепостным? Автор подчёркивает: начинать изменения нужно с воспитания, иначе помещичий произвол будет невозможно остановить.

Когда наместник Правдин понимает, какой беспорядок творится в доме помещицы, он забирает её имение под опеку. Итак, героиня лишается прежней власти и всех привилегий, позволявших ей устраивать бесчинства. Как же ведёт себя в этой ситуации инфантильный Митрофанушка? Увидев, что мать больше не хозяйка в своём доме, он отрекается от неё: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Читатель видит, каковы плоды воспитания госпожи Простаковой. Сын оказывается намного хуже матери, и в этой ситуации мы даже немного ей сочувствуем. Тот, кого госпожа Простакова любит больше всего на свете, отворачивается от неё, демонстрируя неблагодарность и чёрствость. Если в первых действиях пьесы Д.И. Фонвизин прибегал к таким видам комического, как юмор и ирония, то в развязке комедии напряжение нарастает и на смену доброму смеху приходит сатира – наиболее беспощадное обличение недостатков жестокой крепостницы и её невежественного сына. Трагичность ситуации действительно нарастает.

Таким образом, мнение В.О. Ключевского справедливо, потому что отрицательные герои пьесы совсем «не смешны как люди», и автор обличает их недостатки.


5.2 Размышления о смысле жизни в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Тема смысла жизни занимает важное место в философской лирике А.С. Пушкина. По мнению поэта, человек должен быть свободным и не забывать о своём предназначении.

Так, в произведении «Узник» автор прибегает к аллегории: за образом пленённого орла на самом деле скрывается человек, лишённый физической свободы. Эпитет «сырая», употреблённый по отношению к темнице, подчёркивает противоестественность жизни в тюрьме. Как птица рождена, чтобы летать, так и человеку очень важно чувствовать себя свободным. Последняя строфа «Узника» представляет собой призыв:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора…
Товарищ орла напоминает ему, ради чего они рождены и в чём заключается их предназначение. Это значит, что смысл жизни человека, по А.С. Пушкину, – это его право на свободу.

Ещё одно стихотворение, в котором переосмысливаются важные жизненные ценности, – это «Пророк». В «Пророке» лирический герой претерпевает ряд изменений после появления в пустыне шестикрылого серафима:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Использованное А.С. Пушкиным сравнение с орлом подчёркивает пробуждение лирического героя, обретение им новых душевных сил. Эпитет «вещие» говорит о том, что настоящий творец – это всегда провидец, имеющий тесную связь с Богом. Предназначение поэта заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». В этом произведении А.С. Пушкин определяет свой личный смысл жизни как творца.

Таким образом, в философской лирике А.С. Пушкина свобода определяется как величайшая ценность, помогающая человеку бороться за свои идеалы и следовать своему призванию.


5.3 В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь создал яркие образы помещиков – Манилова и Ноздрёва. Их объединяет отсутствие интереса к своему хозяйству, но при этом они различаются некоторыми чертами характера.

Итак, как пишет Н.В. Гоголь, ни Манилов, ни Ноздрёв не занимаются своим поместьем, не интересуются судьбой крепостных крестьян. Каждый из них живёт в своём, выдуманном мире, мало похожем на реальность. Например, Манилов делает вид, что занят мыслительной деятельностью. В его имении есть даже беседка «Храм уединённого размышления», а на столе лежит книга, создающая иллюзию его интеллектуальной работы. Однако мастер художественной детали, Н.В. Гоголь, сразу отмечает, что закладка в книге Манилова лежала на одной и той же странице в течение нескольких лет. Это значит, что герой лишь хочет казаться мыслителем, а на самом же деле ничего из себя не представляет. Мечтательность Манилова можно сопоставить с фантазёрством Ноздрёва. Как отмечает Н.В. Гоголь, этот помещик имеет склонность к преувеличениям и уже сам начинает верить в собственную выдумку. Ноздрёв хвастается своим хозяйством перед Чичиковым, рассказывает о рыбе необычайной величины, которая водилась в его пруду. Он точно так же утрачивает связь с реальностью, как и Манилов.

Однако характеры Ноздрёва и Манилова во многом различаются. Если первый представляет собой тип скандалиста, дебошира и, как иронично замечает Н.В. Гоголь, «исторического человека», то второй – спокойный, праздный мечтатель, погружённый в свой внутренний мир. Если Манилов излишне слащав и желает нравиться людям, то Ноздрёв никогда не упустит возможность «нагадить ближнему». Манилов избегает конфликтов, поэтому Чичиков сразу нашёл с ним общий язык, а Ноздрёв, напротив, получает удовольствие от бесконечных споров и драк.

Таким образом, Манилова и Ноздрёва объединяет их склонность выдумывать, фантазировать, а отличают манеры поведения в обществе.


5.4 Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

А.П. Чехова нередко называют мастером художественной детали. Эта особенность его авторского стиля находит отражение, например, в рассказе «Хамелеон».

Хамелеонство – это склонность постоянно менять свою точку зрения под влиянием обстоятельств. В этом произведении проявляется авторская ирония по отношению к людям, зависящим от общественного мнения. Так, полицейский надзиратель Очумелов попадает в затруднительную ситуацию и на протяжении всего повествования не знает, чью сторону ему следует принять. Важной художественной деталью, характеризующей героя, становится его говорящая фамилия: Очумелов – «чумной», то есть не в себе и непостоянный в своих взглядах. Если сначала герой считает собаку виновницей переполоха, то впоследствии обвиняет пострадавшего Хрюкина. Мнение Очумелова меняется в зависимости от предполагаемого хозяина собаки.

Волнение героя автор подчёркивает с помощью ещё одной художественной детали: он просит помощника Елдырина то снять с себя пальто, то, наоборот, надеть. Его бросает то в жар, то в холод из-за нарастающего чувства страха. Узнав, что собака может принадлежать генералу, Очумелов называет её «нежной тварью» и «цуциком этаким». Герой действительно ведёт себя как хамелеон: он тоже меняет «окраску», подстраиваясь под определённые условия. Автор подчёркивает, что лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления», когда ему сообщают о приезде брата генерала. Это доказывает его подобострастие и ограниченность мышления.

Таким образом, с помощью художественных деталей А.П. Чехов обличает в рассказе такие человеческие пороки, как лицемерие и чинопочитание.


5.5 Изображение героических характеров в отечественной прозе второй половины ХХ – начала ХХI в. (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

Герой – это человек, способный рискнуть самым дорогим, что у него есть, ради спасения других. Это тот, кто может совершить подвиг, не ожидая всеобщего одобрения и не требуя награды. В литературе второй половины XX века тема героизма выходит на первый план. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников», чтобы разобраться в проблеме изображения героического характера в художественных произведениях послевоенных лет.

Автор рассказывает историю двух партизан, которых можно считать героями-антиподами. Изначально Сотников кажется слабым, он плохо себя чувствует, когда отправляется вместе с Рыбаком за провизией, его мучит сильный кашель. Логично, что физическая слабость заглавного героя может негативным образом сказаться на общем деле и подвергнуть опасности жизнь Рыбака. Кроме того, Сотников получает серьёзное ранение, и это ещё сильнее его надламывает. Товарищи скрываются в доме вдовы Дёмчихи, тем самым поставив под удар и эту ни в чём не повинную женщину. Из-за недомогания Сотникова, мучительного, ничем не сдерживаемого кашля все попадают в полицейский участок, где им грозит так называемая «ликвидация». Изначально именно это слово было названием повести, однако в дальнейшем замысел В. Быкова несколько изменился. И это вовсе не случайно: значит, Сотников заслуживает быть заглавным героем, и он ещё должен проявить себя, показать силу своего характера. Когда автор ставит персонажей перед серьёзным нравственным выбором, читателю становится ясно, кто из них достоин называться настоящим героем.

Перед неминуемой казнью Сотников думает в первую очередь не о себе, а о других, чувствуя вину за то, что подверг их жизнь опасности. Он заступается за товарища и хочет взять всю ответственность на себя, тем самым демонстрируя своё нравственное превосходство. В отличие от Сотникова, Рыбак проявляет слабость и трусость, соглашаясь сотрудничать с полицаями. Он пытается найти себе оправдание, но это не более чем заблуждение. Авторская позиция ясна: невозможно однажды переступить через свои моральные принципы, а потом вернуться к привычной жизни. Рыбак окончательно теряет себя, когда становится палачом для товарища, чтобы пройти «проверку на прочность». Приём антитезы, использованный В. Быковым для описания судеб двух партизан, раскрывает суть героического характера на примере Сотникова. Даже несмотря на физическую слабость, он сохраняет силу духа и не становится изменником, потому что это противоречит его представлениям о чести и достоинстве.

М. Горький писал: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, любой человек мог бы стать героем, оказавшись в экстремальной ситуации, однако вовсе не каждый способен проявить стойкость и оставаться мужественным несмотря ни на что, как Сотников из одноимённой повести В. Быкова.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.