0
10 апреля 2014
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

С отменой части А торопиться не будут

ЕГЭ и ОГЭ
С отменой части А торопиться не будут
Заявление министра образования Дмитрия Ливанова об отмене тестовой части А в ЕГЭ взбудоражило всех: и школьников, и их родителей, и учителей, и даже журналистов. Член Общественного совета при Минобрнауки Сергей Волков поспешил успокоить народное волнение и разобрал все предстоящие изменения.


Сегодня разбудил звонок с "Эха": "Что вы скажете по поводу отмены тестов в ЕГЭ?" -- "Ничего не скажу, я еще не проснулся". Потом стали звонить из других изданий…пришлось просыпаться и ехать в школу... в учительской некоторые коллеги с порога накинулись: "Что там ваш Ливанов выдумал? Скажите ему, чтоб не делал такой глупости!"... другие коллеги сказали так: "Наконец-то! Давно пора эту часть А выкинуть из ЕГЭ". В интернете поисковик Яндекса выдает больше 400 новостей на тему отмены тестов… Эксперты высказывают взаимоотрицающие суждения и выставляют противоположные оценки.

В общем, Минобр в очередной раз умело всех возбудил.

Собственно, если разобраться, то предложено три вещи:

Первая, никого особо не затронувшая, -- в будущем сдавать экзамен на компьютере (перейти на это постепенно, начать с информатики, потом потихоньку пробовать дальше). Чтоб не рукой писать. И чтоб проверить себя можно было и результат узнать (где это можно без проверки человеком) сразу. Ну и ладно, плохо что ль?

Вторая вещь. Введение устной части в некоторые ЕГЭ. Опять-таки планируется начать с иностранного языка (пока он не стал обязательным, можно обкатать устную часть на относительно небольшом количестве детей), потом попробовать на других предметах, типа истории и литературы (они тоже по выбору, их сдает немного школьников). Цели понятны: школа перестала учить детей говорить, устные экзамены, монологические ответы ушли из практики преподавания и из контроля. А современный человек должен себя подавать устно, должен уметь спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, выступать публично. Так что совсем не плохо, если такая часть в ЕГЭ постепенно войдет. Мы вон в олимпиаду по литературе устное выступление в этом году включили. Пусть пробуют, тренируются. Минусы и риски: возрастает человеческий фактор, оценка зависит от субъективизма принимающего, нужны четкие критерии. Значит, надо думать. И пробовать.

Третья, самая аллергическая вещь -- отмена части А. Не всех тестов, как пишут некоторые СМИ, а только тех, где есть выбор ответа из нескольких. К слову, этой части уже несколько лет нет в ЕГЭ по литературе и математике. Была, но отменили за идиотичностью. В других предметах (например, в русском) она выглядит более или менее пристойной, к ней научились готовить, к ней привыкли дети, которые набирали на этих тестах немало баллов.

Но вообще-то по-хорошему многие задания этой части можно переформулировать так, чтобы ребенок сам давал ответ, а не выбирал его из готовых (то есть в тесты типа В). Ведь тут не только случайное угадывание было. Тут возникла целая технология, как выбирать правильный ответ, зная логику составителей. Наблюдал неоднократно, как дети выбирали из заданий А по русскому правильные ответы касательно небольшого текста, специально его не читая -- зачем, и так понятно, что отвечать. Получается абсурд: вопросы заданы к тексту, а ответить на них можно, текст не читая… И сам детям подсказывал, как тест решать быстрее, не вдумываясь в суть дела. Отсюда и возникало натаскивание -- формирование привычки решать тесты на автомате, обучение этому как отдельной формализованной задаче.

В общем, сдается мне, что без тестов типа А, с выбором ответов, можно обойтись. И может быть тогда их перестанут так массированно использовать на всех этапах школьного обучения? И займутся более осмысленными делами? Что тоже, в итоге, не так уж плохо (имхо).

Вообще же в очередной раз развлекся наблюдением за реакцией разных людей на некую информацию. Несколько лет назад кричали (и я в том числе:) ) о гибели образования в связи с введением тестов -- сегодня довелось услышать, что гибель образованию придет от отмены тестов… Несколько лет назад пророчили катастрофу от отмены сочинения (и я был среди пророчивших )-- сегодня катастрофой становится его возвращение…

Получается, что непосредственная реакция отторжения возникает у многих на любое изменение привычного. Неважно, к чему именно привыкли, -- важно, что привыкли, поэтому не трогайте. Нас и детей. Все замучены. Задерганы. Денег мало, дел много. А тут еще вон что выдумали. Оставьте всех в покое.

Ну и еще интересна мне как исследователю нравов мгновенно возникающая аллергия на любые предложения власти вообще, министерства в частности и министра конкретно. Вредители, идиоты, жизни не видят, ничего не понимают, разогнать их всех, уу, ненавижу -- и так далее. Их предложения -- всегда невовремя: ну почему именно сейчас? что им вдруг зачесалось? (Один из аргументов, услышанных сегодня: десятиклассники нынешние уже год готовились к ЕГЭ и писали тесты типа А -- зря что ли? зачем столько времени потратили? -- вот и я спрошу, зафига тратили, в десятом-то классе?). Невовремя всё: и мониторинг вузов, и реформа РАН, и экспертиза учебников, и фальшивые диссертации… Когда же будет вовремя? А никогда похоже…
Какие антигистаминные попить от этой аллергии, я не знаю. Хотя сам аллергик и астматик со стажем.

ПыСы Ну и как член Общественного совета МОН я задал вопросы об отмене тестов типа А Д.В. Ливанову. Среди прочего он ответил так (цитата): "Речь не идет о том, чтобы спешить и уже в 2015 году перейти к заданиям без части А по всем предметам. И саму целесообразность, и сроки надо еще обсудить. Моя принципиальная позиция, что правильный ответ на экзамене не должен быть угадан". Просто для сведения.


    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.