+4
28 февраля 2012
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Роль логики и философии в формировании мировоззрения

---
Введение

Данная статья рекомендуется всем думающим людям, а особенно она актуальна для школьников, которые готовятся к ЕГЭ по обществознанию, т.к. многие не подозревают, что добрую половину всех вопросов, которые рассматриваются в заданиях ЕГЭ, изучает сфера философского знания. В сферу философии не входит только экономика, политология и право. Поэтому изучая философию и логику, вы убиваете сразу двух зайцев. С одной стороны вы готовитесь к ЕГЭ, с другой стороны расширяете свой кругозор.

Логика и философия – это универсальные сферы знаний. Философия – это широта и глубина мысли, а логика – это структура изложения мысли. В результате вы вырабатываете в себе навык системного мышления, а это бесспорное преимущество в любой сфере человеческой деятельности от бытовых проблем, до сферы бизнеса и науки.

Знание формирует мировоззрение.

Главным фактором в формировании мировоззрения являются знания и опыт человека, приобретенные в процессе его жизни. Именно особая форма мировоззрения позволяет создать индивидуальную сферу жизни человека, а в дальнейшем предрешить его судьбу. Но, как же формируются знания?
Всем известно, что знания начинаются с предметно-чувственного восприятия. Учитывая, что человек имеет пять органов чувств, обладает речью и возможностью запоминать предметы, в нем формируется абстрактное мышление, в котором ключевую роль играют понятия. В логике это представлено в виде семантического треугольника:

Роль логики и философии в формировании мировоззрения










Для наглядности приведем пример. Так, если человек знакомится с каким-либо предметом или явлением окружающего его мира, он воспринимает это через органы чувств, потом с помощью языка (символов) дает ему название (имя) и фиксирует предмет в виде образа в памяти. Зафиксировав в памяти образ предмета, человек еще придает этому предмету свое особое значение или значимость (так например, денежная купюра в действительности это раскрашенная бумажка). В дальнейшем, если говорить о знании предмета, необходимо воспроизвести его в виде образа в мысли, вспомнить обозначенное слово (имя предмета) и установить все существенные признаки этого предмета. И чем больше в памяти будут фиксироваться слова (имена предметов) и, стоящие за ним, образы, а так же возможность ими оперировать, тем развитее считается сознание. Отсюда получается, что мир для человека, грубо говоря, – это все его слова, которыми он владеет, все образы предметов, стоящие за этими словами, и все значения, которые он им придает, т.е. своя система ценностей.
Необходимо отметить, что под предметами или явлениями понимается не только сфера материального (вещественного) мира, но и сфера духовной реальности. Например, существуют такие понятия как добро, ненависть, дружба, вражда, любовь и т.д., в логике они называются абстрактными понятиями. Такие «предметы», не имея вещественной основы, также имеют свои существенные признаки и обладают своей значимостью для человека.
Все вышесказанное, на мой взгляд, есть знания первого порядка, где логика играет первостепенную роль. На этом уровне констатируются факты, фиксируются предметы, устанавливается истинность или ложность того или иного явления и т.д. С помощью логического аппарата (рационального мышления) анализируется окружающая действительность. Мир, как бы, очерчивается, упорядочивается, каждому предмету определяется своя ячейка со своим «инвентарным номером», т.е. названием. Мир человека, в буквальном смысле, конструируется в его голове из элементов абстракции. В этом случае логика, как форма рационального мышления, является неотъемлемой частью сознания и выступает инструментом, с помощью которого человек познает окружающий мир. Она проникает во все сферы человеческой деятельности от бытового уровня до научного знания. Поэтому изучение логической грамотности является необходимым условием высшего образования и может являться преддверьем в научный мир.
Но следует отметить, что сами по себе знания, полученные в процессе логического мышления, для человека не представляют никакой ценности, если он эти знания не связывает с собственной жизнью, с целями и смыслом своего существования, существования общества, мира в целом и т.д. И, именно, с постановки таких вопросов, на мой взгляд, начинаются знания второго порядка. В этом случае философия могла бы стать источником этих знаний. Ведь философские истины мало понять разумом, их необходимо пережить сердцем. Понятая разумом и пережитая сердцем истина преображает внутренний мир человека. От такого человека исходят действия уже другого качества, что делает его более полноценной и самодостаточной личностью.
Можно сказать, что философия сочетает в себе две стороны человеческого бытия – это рационально-теоретическое и ценностно-практические аспекты действительности. На рационально-теоретическом уровне рассматривается особая система понятий и категорий, охватывающих объективную и субъективную реальность, такие как: бытие, материя, пространство, время, сознание, дух и т.д. На ценностно-практическом уровне можно отметить поиски гармоничного существования человека с окружающей его средой, будь это природная или социальная среда. В частности такие проблемы рассматриваются в экологической философии, которая является самым молодым разделом в системе общефилософского знания.
Логика, как орудие познания, является необходимым компонентом в сфере образования, особенно в век технического прогресса, и, по мнению автора, она должна быть направлена по пути гармонизации и созидания общественных отношений. Именно в комплексе с философией логика становится универсальным знанием, что позволяет избежать узости в мировоззрении будущего специалиста. Поддерживая такую мысль, можно привести афоризм Козьмы Пруткова: «специалист подобен флюсу, полнота его одностороння».
В связи с этим, можно сказать, что важным условием в формировании полноценного знания, а отсюда и особой формой мировоззрения, выступают логика и философия. Для человека, получающего специализированное образование, они могли бы стать источником творческой активности, неординарного подхода в решении производственной или бытовой проблемы, подходя к ней не узко и однобоко, а комплексно и целостно в формате расширенного кругозора. Также изучение логики и философии позволит специалисту быть грамотным в изложении своих мыслей, позволит ему доказывать и отстаивать, при необходимости, свою правоту. А в случае изготовления своей продукции им могли бы учитываться и ценностные стороны своего изделия, что всегда является актуальным в жизни общества и человека.

Сабирзянов А.М.
Бесплатная рассылка индивидуальных аудио-лекций по философии и логике на сайте http://egeznanie.ru
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.

  1. igoresha 28 февраля 2012 20:08 | Цитировать | Ответить
    -3
    много букв, но оно того стоило. спасибо, Азат.