Пробники ЕГЭ
Математика Физика Информатика Химия Русский Обществознание Литература История Иностранные языки География Биология
+1
31 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Рабочий лист по темам «Осложнённое предложение» и «Сложносочинённое предложение»

Пробные работы ЕГЭ по русскому языку
Тренировочные задания для закрепления тем «Осложнённое предложение» и «Сложносочинённое предложение».

ССП и ОЧП.docx
ССП и ОЧП.pdf


1. Расставьте недостающие знаки препинания, определите разряд сочинительного союза. Отметьте, что он соединяет: однородные члены предложения или части ССП.

1) Солнце только что село а алый тонкий свет лежал на зелёных лозах на сухой земле и на белой стене небольшого домика стоявшего на самом верху горы.
2) Во время строительства под действием грунтовых вод колокольня накренилась и впоследствии её достраивали уже в таком положении.
3) Дожди смочили землю и теперь она скрадывает как топот конских копыт так и шорох собачьих лап.
4) Слышны были мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев.
5) Ни ясные звёзды ни паруса далёких яхт ни звуки моря не трогали в этот вечер моё сердце.
6) День был не то прохладный не то солнечный.

2. Расставьте недостающие знаки препинания в ССП. Отметьте случаи, когда запятая между частями сложного предложения не ставится. Объясните причину.

1) В садах цветут яблони и сады стали похожи на заснеженные долины.
2) В ветер леса шумят и вершины деревьев гнутся к земле.
3) К удивлению погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
4) Лишь море шумело да кричали чайки.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
6) Путешественникам пришлось одолеть довольно крутой подъём и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
4) Ученье да труд всё перетрут.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.
2) Много желал да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.
2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.
3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.
5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.
4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В. А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.
3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.
5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.

11. Исправьте ошибки в построении предложения с однородными членами. (Ошибки допущены не во всех предложениях).

1) Это человек, хорошо знающий своё дело и который добросовестно работает.
2) В городе Таруса Калужской области есть достопримечательности, связанные с известными литераторами: Константин Паустовский, Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Белла Ахмадулина.
3) Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленные рощи, но и падение одного большого подрубленного дерева.
4) Рогульник плавающий (водяной орех)  — редкий, реликтовый европейский вид, относящийся к семейству рогульниковых и который находится в Европе под угрозой исчезновения.
5) Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: жёлтые, оранжевые, красноватые и ярко-красные.

12. Исправьте ошибки в построении предложения с однородными членами. (Ошибки допущены не во всех предложениях).

1) На конференции были представители многих стран: Великобритания, Болгария, Венгрия, Россия, Франция и др.
2) Аркадий Кирсанов сказал, что мать Базарова не только отличная женщина, но и очень умна.
3) Под ногами темно, ничего не видно: ни поваленных стволов, ни торчащих камней, ни рытвин, ни малорослых кустов, среди которых особенно много колючего шиповника.
4) Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и керамических изделий: посуды, изразцов, декоративные элементы для украшения помещений.
5) Многие думают, что интеллигентный человек — это человек, много читавший, получивший хорошее образование и который много путешествовал.

13. Исправьте ошибки в построении предложения с однородными членами. (Ошибки допущены не во всех предложениях).

1) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
2) Снегири кочуют по опушкам леса, нередко появляются в садах, пригородных парках, дворах, улицах.
3) Черёмуха, выросшая на дорожке сада и которая заглушала мелкие цветы, была срублена в начале осени.
4) На открытии памятника А.С. Пушкину в Москве выступили многие писатели, являющиеся гордостью русской литературы, а именно: Достоевский, Тургенев, Островский и другие.
5) Клим даже стал бояться слишком пристального взгляда Лидии, хотя она не только смотрела так на него, но и на Макарова.

14. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2)Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3)Проделаешь в коре небольшие отверстия – брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4)Многие животные любят этот напиток – чудесный дар вешнего русского леса. (5)Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6)К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение – прелюдия к ночному концерту. (7)Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8)Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка – далеко не тихая птица.

15. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Падение метеорита, произошедшее 5 февраля 2013 года, заставило говорить о Челябинске весь мир. (2)Жители Челябинска и некоторых отдалённых районов наблюдали в небе стремительный полёт ярко светящегося неопознанного объекта, позади которого тянулся хорошо заметный след. (3)По оценкам экспертов, челябинский метеорит весил 10 тонн, в диаметре составлял не менее 17 метров. (4)Полёт метеорита длился не более 40 секунд, однако яркий свет был виден на дальних расстояниях. (5)Его наблюдали в Курганской, Свердловской, Тюменских областях, Башкортостане и даже в Самарской области – в 750 километрах от Челябинска. (6)Учёные установили: возраст Челябинского метеорита – не менее четырёх миллиардов лет.

16. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Дымковская игрушка – самый известный глиняный промысел России. (2)Она отличается предельно ясной пластической формой, обобщённостью силуэта и яркой орнаментальной росписью по белому фону. (3)В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. (4)Почти все эти поделки – свистульки, празднично расписанные по белой глине разнообразными узорами. (5)Игрушки эти очень простые. (6)В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. (7)Животные: корова, баран, козёл – очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (8)Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна: на белом фоне заметно выделяются малиновый, синий, зелёный, жёлтый и оранжевый цвета.

17. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Деревня Завилихино стоит километрах в двадцати от бойкого тракта. (2)Средняя деревенька с причудливой пестротой крыш: одни крыты шифером, другие – дранкой. (3)Жизнь в Завилихине тихая и новостями не обременённая. (4)Мне же после городской жизни всё было здесь приятно: и сонный вид улицы, и тихие вечера. (5)Но пришла пора уезжать, а ехать было не на чем. (6)Бригадир сказал: «Так есть тут у нас один шофёр…» (7)И верно, около часа шофёр заявился – и вот мы трясёмся с ним в раскалённой кабине по дорогам просёлка: то по растёртому песочку, то по глубоким колеям. (8)Иногда нас укроет тенью лесок, пряча от палящего солнца. (9)Но больше дорога идёт по полям и лужкам.

18. Самостоятельно подберите противительный сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. (2)Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. (3)<...>, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

19.Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1) Плафон Парижской национальной оперы, разделенный художником на пять цветовых секторов, - это одна из самых масштабных работ Шагала. (2)В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюбленные, ангелы и животные. (3)Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер или балета, а ... изображения парижских архитектурных достопримечательностей.

20. Самостоятельно подберите сочинительный разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков <...> зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (2) Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое обжитое жилье.




Ответы

1. 1) Солнце только что село, а алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы. (Союз а — противительный, соединяет части ССП; союз и — соединительный, соединяет ОЧП).
2) Во время строительства под действием грунтовых вод колокольня накренилась, и впоследствии её достраивали уже в таком положении. (Союз и — соединительный, соединяет части ССП).
3) Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает как топот конских копыт, так и шорох собачьих лап. (Союз и — соединительный, соединяет части ССП; союз как, так и — соединительный, соединяет ОЧП).
4) Слышны были мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев. (Союз да — соединительный, соединяет ОЧП).
5) Ни ясные звёзды, ни паруса далёких яхт, ни звуки моря не трогали в этот вечер моё сердце. (Союз ни...ни — соединительный, соединяет ОЧП).
6) День был не то прохладный, не то солнечный. (Союз не то...не то — разделительный, соединяет ОЧП).

2. 1) В садах цветут яблони, и сады стали похожи на заснеженные долины.
2) В ветер леса шумят и вершины деревьев гнутся к земле. (Общий второстепенный член предложения).
3) К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. (Общее вводное слово).
4) Лишь море шумело да кричали чайки. (Общая частица).
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца, и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
6) Путешественникам пришлось одолеть довольно крутой подъём, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама.

3. 35
4. 35
5. 25
6. 14
7. 35
8. 23
9. 15
10. 25

11. 1) Это человек, который хорошо знает своё дело и добросовестно работает.
2) В городе Таруса Калужской области есть достопримечательности, связанные с известными литераторами: Константином Паустовским, Мариной Цветаевой, Николаем Заболоцким, Беллой Ахмадулиной.
4) Рогульник плавающий (водяной орех)  — редкий, реликтовый европейский вид, относящийся к семейству рогульниковых и находящийся в Европе под угрозой исчезновения.
5) Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: жёлтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными.

12. 1) На конференции были представители многих стран: Великобритании, Болгарии, Венгрии, России, Франции и др.
2) Аркадий Кирсанов сказал, что мать Базарова не только отличная женщина, но и очень умная.
4) Гжель — это название традиционного русского промысла по производству фарфоровых и керамических изделий: посуды, изразцов, декоративных элементов для украшения помещений.
5) Многие думают, что интеллигентный человек — это человек, много читавший, получивший хорошее образование и много путешествовавший.

13. 2) Снегири кочуют по опушкам леса, нередко появляются в садах, пригородных парках, дворах, на улицах.
3) Черёмуха, выросшая на дорожке сада и заглушившая мелкие цветы, была срублена в начале осени.
5) Клим даже стал бояться слишком пристального взгляда Лидии, хотя она смотрела так не только на него, но и на Макарова.

14. 68
15. 35
16. 2378
17. 47
18. однако/но
19. также
20. или
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.