Пробники ЕГЭ
Математика Физика Информатика Химия Русский Обществознание Литература История Иностранные языки География Биология
+5
30 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Рабочий лист по теме «Сложноподчинённое предложение»

Пробные работы ЕГЭ по русскому языку
Тренировочные задания для закрепления темы «Сложноподчинённое предложение».

СПП.docx
СПП.pdf


1. Определите типы придаточных предложений. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы, выделите союзы и союзные слова.

1) Подруга позвонила мне, чтобы напомнить о нашей встрече.
2) Если завтра будет солнечно, мы пойдём в поход.
3) Мы отменили свои планы, потому что пошёл сильный дождь.
4) Чтобы помочь сестре, он отдал ей свои конспекты.
5) Я не знаю, когда смогу снова приехать к тебе в гости.
6) Он сказал, что мечтает выучить корейский язык.
7) Миша спросил, могу ли я помочь ему с заданием по математике.
8) Я купил книгу, которая мне очень понравилась несколько лет назад.

2. Постройте схемы предложений. Определите виды подчинения придаточных.

1) Я покажу тебе замечательную комнату, которая должна быть воссоздана в нашем новом доме, потому что она ассоциируется у меня с лучшими моментами детских лет.
2) Когда я вернулся домой, моя мама уже приготовила ужин, чтобы я сытно поел после трудного дня.
3) Я надеюсь, что когда-нибудь это закончится и мои сегодняшние проблемы покажутся глупостью завтра.
4) Не надо думать, что ты не заслуживаешь этого только потому, что недостаточно старался.
5) Если тебе понравится эта книга, я подарю её тебе, чтобы она всегда напоминала о нашей дружбе.
6) Я сегодня не смогу пойти в школу, потому что заболела, так что увидимся на следующей неделе.

3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы.

4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Зимой домашнее растение (1) листья (2) которого (3) плохо переносят сухой воздух помещений (4) необходимо ежедневно опрыскивать.

6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестаков (1) роль (2) которого (3) оказывается более тонкой и трудно уловимой (4) случайно соединяет в себе черты самых разных характеров.

7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.

10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

13. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Как происходит зарождение погоды в Мировом океане? (2)Чтобы найти ответ, учёные используют современную технику – крупные научно-исследовательские суда и специальные буи. (3)Собранные данные позволяют прогнозировать погоду на несколько лет вперёд. (4)Долгосрочные прогнозы вполне реальны, залогом этого служит не только мощь современных компьютеров. (5)Метеорологи приступили к самому грандиозному исследованию Мирового океана, которое когда-либо затевалось. (6)Участники проекта – учёные из 30 стран – уже более 10 лет исследуют Океан. (7)Никогда прежде наука не уделяла столько внимания водной среде. (8)По некоторым данным, всего за какое-то десятилетие количество собранной информации об Океане увеличилось в десятки раз. (9)«Когда мы приступали к работе, то думали создать нечто вроде моментальной фотографии Океана», – вспоминает один из руководителей проекта.

14. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кулундинская степь – самый низкий и самый маловодный район Алтая. (2)Из четырёх сотен рек равнинной части только около 50 питают эту местность. (3)Многие из них сезонно пересыхают, оставляя в руслах лишь мелкие озёрца. (4)Озёра Кулундинской степи – это остатки древнего моря, дном которого некогда была Кулундинская впадина. (5)Озёр насчитывается более двух тысяч. (6)На Приобском плато, где сохранились ложбины древнего стока, проложили русла современные равнинные реки Барнаулка, Касмала, Кулунда, Бурла. (7)А в наследство от древних ледниковых вод и рек осталось множество озёр, характерно узких и вытянутых в длину. (8)Большинство озёр степного Алтая имеют солёную и горько-солёную воду, которая обладает лечебными свойствами. (9)Пресные только проточные или искусственные водоёмы; расположены все они вперемежку, и разделяют их порой только небольшие перешейки.

15. Исправьте грамматическую ошибку в построении сложноподчинённого предложения.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

16. Исправьте грамматическую ошибку в построении сложноподчинённого предложения.

Читая страницы романа Л.Н. Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

17. Исправьте грамматическую ошибку в построении сложноподчинённого предложения.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

18. Исправьте грамматическую ошибку в построении сложноподчинённого предложения.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

19. Исправьте грамматическую ошибку в построении сложноподчинённого предложения.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки.

20. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Когда солнце опустилось к г..р..зонту и пр..легла на море з..л..тая дорожка мы подняли паруса и пустились в плавание. Ты знаеш.. что такое идти под парусом и что такое морской вечерний бри(з,с)? Это (не)передаваемо когда шумит ветер в парусах и солнце св..ркает в волнах! Каждый кто хотя(бы) раз почу..ствовал солёные брызги на своих губах и кто услышал л..кующую песню ветра над своей головой (н..)когда не забудет этого. Может быть что так поёт само лето и такой вкус у самого моря.




Ответы

1. 1) обстоятельственное цели.
2) обстоятельственное условия.
3) обстоятельственное причины.
4) обстоятельственное цели.
5) изъяснительное.
6) изъяснительное.
7) изъяснительное.
8) определительное.

2. 1) последовательное.
2) параллельное (неоднородное).
3) однородное.
4) последовательное.
5) параллельное (неоднородное).
6) последовательное.

3. 1
4. 14
5. 14
6. 14
7. 14
8. 124
9. 134
10. 234
11. 123
12. 1234
13. 259
14. 468
15. Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
16. Читая страницы романа Л.Н. Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
17. Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
18. Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.
19. Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

20. Когда солнце опустилось к горизонту и пролегла на море золотая дорожка, мы подняли паруса и пустились в плавание. Ты знаешь, что такое идти под парусом и что такое морской вечерний бриз? Это непередаваемо, когда шумит ветер в парусах и солнце сверкает в волнах! Каждый, кто хотя бы раз почувствовал солёные брызги на своих губах и кто услышал ликующую песню ветра над своей головой, никогда не забудет этого. Может быть, что так поёт само лето и такой вкус у самого моря.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.