17 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Контрольные диктанты для 11 класса
Диктанты по темам 11 класса с грамматическими заданиями.
диктанты11.docx
диктанты11.pdf
Входной диагностический контрольный диктант
Я пытался представить себе, что значит не уметь читать, я пытался вообразить себя на месте этого человека. Вот он берёт газету, а потом откладывает, потому что ничего в ней не понимает. Вот он берёт книгу и взвешивает её на руке. Книга кажется чуть полегче, чем кусок дерева или железа, но всё же это четырёхугольная, пёстрая ненужная вещь. Он снова откладывает её, не зная, что с ней делать.
А вот этот же человек останавливается перед книжным магазином – и все эти красивые прямоугольники с золотым тиснением на корешке для него всё равно что бутафорские фрукты. Вот при нём называют священные имена Гёте, Данте, Шелли, которые, однако, ничего не говорят его сердцу.
Он не ведает, бедняга, сколько наслаждения внезапно дарит человеку какая-нибудь единственная строка, сверкнувшая, будто серебряный месяц из-за тёмных туч. Он замурован в самом себе, потому что не знает книги, а влачит тупое существование троглодита. Сложно понять, как он, отторгнутый от мира, выносит эту жизнь и не задохнётся от собственной скудости. Как можно жить, не зная ничего иного, кроме того, что случайно увидел глаз или услышало ухо, как можно дышать без дуновения мира, который струится из книг?
185 слов
(По С. Цвейгу)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: представить, прямоугольники, отторгнутый.
II вариант: откладывает, четырёхугольная, сверкнувшая.
2. Синтаксический разбор (со схемой предложения):
I вариант. Он не ведает, бедняга, сколько наслаждения внезапно дарит человеку какая-нибудь единственная строка, сверкнувшая, будто серебряный месяц из-за тёмных туч.
II вариант. Сложно понять, как он, отторгнутый от мира, выносит эту жизнь и не задохнётся от собственной скудости.
3. Сформулируйте авторскую позицию по проблеме текста: «Зачем нужно читать книги?» Выразите своё мнение и приведите пример-аргумент.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и синтаксические нормы»
Сначала легкие и воздушные, а затем серые, с рваными краями, над горами появились облака. Море сразу же изменило краски и стало темнеть.
Облака, цепляясь за лесистые вершины гор, опускались всё ниже, захватывая ущелья и лощины, и вдруг превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, их сдерживали, но и те ничего не могли сделать, ведь сизая пелена ползла от гор к морю.
Тучи шли от гор, опускаясь всё ниже и ниже. Они неохотно заволакивали воду от берега дымкой и ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, но и затянули туманом нижнюю улицу. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы, и поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.
Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
Ожидание длилось час. В горах хлынули потоки дождя. Море бесновалась, заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал. Оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
Небо над морем стало каким-то неестественно бурым, молнии резали небо то слева, то справа, а море поглощало их, проглатывая вместе с бурым небом и ударами грома.
205 слов
(По С.А. Баруздину)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: изменило, темнеть, цепляясь.
II вариант: сдерживали, сделать, проглатывая.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
II вариант. Небо над морем стало каким-то неестественно бурым, молнии резали небо то слева, то справа, а море поглощало их, проглатывая вместе с бурым небом и ударами грома.
3. Подчеркните все деепричастные обороты:
I вариант: во 2 абзаце.
II вариант: в 3 абзаце.
4. Выпишите из текста вводное слово.
5. Подчеркните однородные члены предложения:
I вариант: в 4 абзаце.
II вариант: в 5 абзаце.
Контрольный диктант по теме «Пунктуация. Основные правила пунктуации»
Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния, всё же никому в голову не придет усомниться в её существовании. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают её оптической иллюзией и даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую молнию, наталкиваются порой на такое же недоверие, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Так что на поверку шаровая молния – «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном. Между тем исследования, проведенные только в одной небольшой долине в Австрийских Альпах, показали, что за шестьдесят лет на территории в сто квадратных километров шаровую молнию видели девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев шаровой молнии гораздо больше, чем людей, видевших место, в которое ударила обычная молния.
Учёным довелось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Так, профессор Рихман погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием грозы на изобретенное им устройство для измерения электрического поля в атмосфере.
Шансы увидеть шаровую молнию невелики. Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией – дело привычное. Правда, речь здесь идёт не о шаровой молнии, а об обычной. Американец Рой Салливан делился: «Молния попадала в меня семь раз. Перед этим волосы начинают потрескивать. Через две секунды она в меня бьёт. Спрятаться я не успеваю».
208 слов
1. Объясните постановку всех двоеточий и тире в 1 абзаце.
2. Подчеркните в тексте все вводные слова.
3. Преобразуйте косвенную речь в прямую:
I вариант. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают её оптической иллюзией и даже выдумкой.
II вариант. Так что на поверку шаровая молния – «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном.
4. Преобразуйте прямую речь в последнем предложении в косвенную.
5. Выпишите из текста один фразеологизм, объясните его значение. Составьте своё предложение с этим фразеологизмом.
Итоговый контрольный диктант
Писатель – это не профессия. Нет, писатель – это судьба, сама жизнь. Свой гонорар писатель получит только в результате огромного труда, если приложит большие усилия. У нас же, к сожалению, писательство рассматривается как «кормушка»: люди выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб.
Вспомним, например, великого писателя Андрея Платоновича Платонова. Он не был избалован вниманием издательств, и его мало, трудно печатали, а больше ругали. Но однажды, в тридцатые годы, он был замечен и даже получил скромный гонорар. Придя в издательство, Платонов встретил там другого коллегу по перу, который, потрясая пачкой денег, едва помещавшихся у него в пригоршнях, говорил: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.
Так же тяжело и трудно жили Михаил Булгаков, Анна Ахматова или знаменитый сатирик Зощенко. Но это не сломило их воли к творчеству, их желания созидать. Истинный писатель не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
Итак, человеку важнее всего не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.
181 слово
(По Д.С. Лихачёву)
1. Определите стиль предложенного текста. Перечислите основные признаки, характерные для этого стиля.
2. Выпишите метафоры и эпитеты:
I вариант: из 1 абзаца.
II вариант: из последних 2 абзацев.
3. Во 2 абзаце найдите и выпишите:
I вариант: антитезу.
II вариант: гиперболу.
4. Найдите предложение с прямой речью и преобразуйте её в косвенную.
5. Сформулируйте авторскую позицию по проблеме: «Каким должен быть истинный писатель?» Приведите два примера-иллюстрации из предложенного текста. Проанализируйте смысловую связь между примерами.
диктанты11.docx
диктанты11.pdf
Входной диагностический контрольный диктант
Я пытался представить себе, что значит не уметь читать, я пытался вообразить себя на месте этого человека. Вот он берёт газету, а потом откладывает, потому что ничего в ней не понимает. Вот он берёт книгу и взвешивает её на руке. Книга кажется чуть полегче, чем кусок дерева или железа, но всё же это четырёхугольная, пёстрая ненужная вещь. Он снова откладывает её, не зная, что с ней делать.
А вот этот же человек останавливается перед книжным магазином – и все эти красивые прямоугольники с золотым тиснением на корешке для него всё равно что бутафорские фрукты. Вот при нём называют священные имена Гёте, Данте, Шелли, которые, однако, ничего не говорят его сердцу.
Он не ведает, бедняга, сколько наслаждения внезапно дарит человеку какая-нибудь единственная строка, сверкнувшая, будто серебряный месяц из-за тёмных туч. Он замурован в самом себе, потому что не знает книги, а влачит тупое существование троглодита. Сложно понять, как он, отторгнутый от мира, выносит эту жизнь и не задохнётся от собственной скудости. Как можно жить, не зная ничего иного, кроме того, что случайно увидел глаз или услышало ухо, как можно дышать без дуновения мира, который струится из книг?
185 слов
(По С. Цвейгу)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: представить, прямоугольники, отторгнутый.
II вариант: откладывает, четырёхугольная, сверкнувшая.
2. Синтаксический разбор (со схемой предложения):
I вариант. Он не ведает, бедняга, сколько наслаждения внезапно дарит человеку какая-нибудь единственная строка, сверкнувшая, будто серебряный месяц из-за тёмных туч.
II вариант. Сложно понять, как он, отторгнутый от мира, выносит эту жизнь и не задохнётся от собственной скудости.
3. Сформулируйте авторскую позицию по проблеме текста: «Зачем нужно читать книги?» Выразите своё мнение и приведите пример-аргумент.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и синтаксические нормы»
Сначала легкие и воздушные, а затем серые, с рваными краями, над горами появились облака. Море сразу же изменило краски и стало темнеть.
Облака, цепляясь за лесистые вершины гор, опускались всё ниже, захватывая ущелья и лощины, и вдруг превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, их сдерживали, но и те ничего не могли сделать, ведь сизая пелена ползла от гор к морю.
Тучи шли от гор, опускаясь всё ниже и ниже. Они неохотно заволакивали воду от берега дымкой и ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, но и затянули туманом нижнюю улицу. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы, и поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.
Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
Ожидание длилось час. В горах хлынули потоки дождя. Море бесновалась, заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал. Оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
Небо над морем стало каким-то неестественно бурым, молнии резали небо то слева, то справа, а море поглощало их, проглатывая вместе с бурым небом и ударами грома.
205 слов
(По С.А. Баруздину)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: изменило, темнеть, цепляясь.
II вариант: сдерживали, сделать, проглатывая.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
II вариант. Небо над морем стало каким-то неестественно бурым, молнии резали небо то слева, то справа, а море поглощало их, проглатывая вместе с бурым небом и ударами грома.
3. Подчеркните все деепричастные обороты:
I вариант: во 2 абзаце.
II вариант: в 3 абзаце.
4. Выпишите из текста вводное слово.
5. Подчеркните однородные члены предложения:
I вариант: в 4 абзаце.
II вариант: в 5 абзаце.
Контрольный диктант по теме «Пунктуация. Основные правила пунктуации»
Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния, всё же никому в голову не придет усомниться в её существовании. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают её оптической иллюзией и даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую молнию, наталкиваются порой на такое же недоверие, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Так что на поверку шаровая молния – «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном. Между тем исследования, проведенные только в одной небольшой долине в Австрийских Альпах, показали, что за шестьдесят лет на территории в сто квадратных километров шаровую молнию видели девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев шаровой молнии гораздо больше, чем людей, видевших место, в которое ударила обычная молния.
Учёным довелось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Так, профессор Рихман погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием грозы на изобретенное им устройство для измерения электрического поля в атмосфере.
Шансы увидеть шаровую молнию невелики. Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией – дело привычное. Правда, речь здесь идёт не о шаровой молнии, а об обычной. Американец Рой Салливан делился: «Молния попадала в меня семь раз. Перед этим волосы начинают потрескивать. Через две секунды она в меня бьёт. Спрятаться я не успеваю».
208 слов
1. Объясните постановку всех двоеточий и тире в 1 абзаце.
2. Подчеркните в тексте все вводные слова.
3. Преобразуйте косвенную речь в прямую:
I вариант. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают её оптической иллюзией и даже выдумкой.
II вариант. Так что на поверку шаровая молния – «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном.
4. Преобразуйте прямую речь в последнем предложении в косвенную.
5. Выпишите из текста один фразеологизм, объясните его значение. Составьте своё предложение с этим фразеологизмом.
Итоговый контрольный диктант
Писатель – это не профессия. Нет, писатель – это судьба, сама жизнь. Свой гонорар писатель получит только в результате огромного труда, если приложит большие усилия. У нас же, к сожалению, писательство рассматривается как «кормушка»: люди выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и тяжёлый хлеб.
Вспомним, например, великого писателя Андрея Платоновича Платонова. Он не был избалован вниманием издательств, и его мало, трудно печатали, а больше ругали. Но однажды, в тридцатые годы, он был замечен и даже получил скромный гонорар. Придя в издательство, Платонов встретил там другого коллегу по перу, который, потрясая пачкой денег, едва помещавшихся у него в пригоршнях, говорил: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.
Так же тяжело и трудно жили Михаил Булгаков, Анна Ахматова или знаменитый сатирик Зощенко. Но это не сломило их воли к творчеству, их желания созидать. Истинный писатель не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
Итак, человеку важнее всего не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.
181 слово
(По Д.С. Лихачёву)
1. Определите стиль предложенного текста. Перечислите основные признаки, характерные для этого стиля.
2. Выпишите метафоры и эпитеты:
I вариант: из 1 абзаца.
II вариант: из последних 2 абзацев.
3. Во 2 абзаце найдите и выпишите:
I вариант: антитезу.
II вариант: гиперболу.
4. Найдите предложение с прямой речью и преобразуйте её в косвенную.
5. Сформулируйте авторскую позицию по проблеме: «Каким должен быть истинный писатель?» Приведите два примера-иллюстрации из предложенного текста. Проанализируйте смысловую связь между примерами.