26 марта 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Тексты с досрочного ЕГЭ-2024
26 марта.
Текст 1
(1)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (2)Нужно научиться видеть. (3)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. (4)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (5)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. (6)Тогда это дело, как говорится, поправимое.
(7)Как видеть, как воспринимать свет и краски – этому могут научить нас художники. (8)Они видят лучше нас. (9)И они умеют помнить увиденное.
(10)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:
– Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (11)Несколько мутновато. (12)И грубо. (13)Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
– (14)Что же я могу поделать! – ответил я, оправдываясь – (15)Такой уж глаз.
– (16)Ерунда! (17)Хороший глаз – дело наживное. (18)Поработайте, не ленитесь, над зрением. (19)Держите его, как говорится, в струне. (20)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. (21)В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. (22)И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. (23)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
(24)Я послушался художника, и действительно – и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.
(25)И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (26)Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! (27)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!
(28)Это был первый урок, который я получил от художника. (29)Второй урок был нагляднее.
(30)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград, но не через Калинин и Бологое, а с Савеловского вокзала – через Калязин и Хвойную. (31)Многие москвичи и ленинградцы даже не подозревают о существовании этого пути. (32)Он хотя и дальше, но интереснее, чем привычный путь на Бологое. (33)Интереснее тем, что дорога проходит по пустынным и лесистым краям.
(34)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (35)Одет он был мешковато. (36)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны загрунтованного холста. (37)Нетрудно было догадаться, что это художник. (38)Мы разговорились. (39)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
– (40)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? – спросил я.
– (41)Там у меня облюбовано одно место, – доверительно ответил художник. – (42)Всем местам место! (43)Такого второго нигде не найдёте. (44)Чистый осиновый лес! (45)Кое-где только попадаются редкие ели. (46)Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. (47)Лист у неё чистой раскраски. (48)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. (49)Под солнцем получается великолепный костёр. (50)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (51)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (52)Нигде я такого инея не видел.
(53)Я сказал, конечно, шутя, что при таких познаниях мой спутник мог бы составить ценный путеводитель для художников, где что писать.
– (54)А что же вы думаете! — серьёзно ответил художник. – (55)Составить нетрудно. (56)Но только нет смысла. (57)Все набьются в одно место, тогда как сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности. (58)А это не в пример лучше.
– (59)Почему?
– (60)Разнообразнее раскрывается страна. (61)В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (62)Но знаете, – добавил он с тревогой, – что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. (63)А ведь красота земли – вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. (64)Это одна из конечных наших целей. (65)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (66)Без понимания этого какой же может быть передовой человек!
(по К.Г. Паустовскому*)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный русский писатель, публицист ХХ века, классик отечественной литературы.
Текст 2
(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Вот пример.
(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.
(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.
(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали
подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на самом вечере, а перед вечером в раздевалке.
– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.
(По Ф.А. Искандеру*)
* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) – советский и российский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.
Текст 3
(1)С волнением ожидал я малышей. (2)В 8 часов утра пришло 29 человек. (3)Не пришла Саша (наверное, с матерью плохо). (4)Не было Володи, по-видимому, заспал, матери не захотелось будить мальчика.
(5)Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. (6)Это меня встревожило: сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. (7)Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей, накаленной солнцем земли? (8)Все они делают из добрых побуждений, а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеют гриппом, ангиной, коклюшем. (9)А надо воспитать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода.
– (10)Пойдем, дети, в школу, – сказал я малышам и направился в сад. (11)Дети с недоумением смотрели на меня. – (12)Да, ребята, мы идём в школу. (13)Наша школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу. (14)Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше.
(15)Дети радостно защебетали; им непривычно, даже неудобно ходить в жаркую погоду в ботинках.
– (16)А завтра приходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего.
(17)Мы пошли в виноградную аллею. (18)В тихом, скрытом деревьями уголке разрослись виноградные лозы. (19)Расстелившись на металлическом каркасе, они образовали зелёный шалаш. (20)Внутри шалаша земля покрыта нежной травой. (21)Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака. (22)Весь мир казался зелёным.
(23)Мы расстелились на траве. (24)Вот здесь и начинается наша школа. (25)Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце. (26)Дети притихли, очарованные красотой природы. (27)Между листвой висели янтарные гроздья созревшего винограда. (28)Детям хотелось попробовать вкусных ягод. (29)Будет и это, ребята, но сначала надо полюбоваться красотой.
(30)Дети смотрят вокруг. (31)Кажется, что сад окутан зелёным туманом, как в сказочном подводном царстве. (32)Поверхность земли – поля, луга, дороги – как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещённые деревья сыпятся солнечные искорки.
– (33)Солнышко рассыпает искорки, – тихо сказала Катя.
(34)Дети не могли оторваться от очаровавшего их мира, а я начал рассказывать сказку о солнце.
– (35)Да, дети, хорошо сказала Катя: солнышко рассыпает искры. (36)Оно живет высоко в небе. (37)У него есть два Кузнеца-великана и золотая наковальня. (38)Перед рассветом Кузнецы с огненными бородами идут к Солнцу, которое дает им два пучка серебрёных нитей. (39)Берут Кузнецы железные молотки, кладут серебряные нити на золотую наковальню и куют, куют, куют. (40)Они выковывают Солнышку серебряный венок, а из-под молотков рассыпаются по всему миру серебряные искры. (41)Падают искры на землю, вот вы и видите их. (42)А вечером уставшие Кузнецы идут к Солнышку, несут ему венок; надевает Солнышко венок на золотые косы и идёт в свой волшебный сад – отдохнуть.
(43)Я рассказываю сказку и одновременно рисую её: на белом листе альбома рождаются фантастические образы: у золотой наковальни – два Кузнеца-великана, из-под железных молотков рассыпаются серебрёные искорки.
(44)Слушают дети сказку, очарованные волшебным миром, и кажется, что они боятся нарушить тишину, чтобы не рассеялось очарованье. (45)Потом сразу засыпают вопросами: а что делают Кузнецы-великаны ночью? (46)Зачем Солнышку каждый раз новый венок? (47)Куда деваются серебряные искорки – ведь сыпятся они на землю каждый день?
(48)Милые дети, обо всем этом я расскажу вам, у нас ещё будет много времени, а сегодня я угощу вас виноградом.
(49)Ребята с нетерпением ожидают, пока корзина наполняется гроздьями. (50)Раздаю по две веточки: одну советую съесть, а другую понести маме, пусть и она попробует ягод. (51)Дети проявляют удивительную терпеливость: заворачивают гроздья в бумагу. (52)А меня беспокоит мысль: хватит ли этой терпеливости на всю дорогу от школы до дома? (53)Нине я даю несколько гроздьев: для больной матери, для сестрёнки и для бабушки. (54)Варя берёт три кисточки для отца. (55)Зарождается мысль: как только у детей будет достаточно сил, каждый ребёнок заложит свой виноградник. (56)У Вари надо посадить этой осенью с десяток саженцев, которые плодоносили бы уже через год, это будет лекарство для отца.
(57)Мы выходим из сказочного зеленого сумрака. (58)Я говорю детям:
– Завтра приходите перед вечером, в шесть часов. (59)Не забудьте.
(60)Я вижу: детям не хочется уходить. (61)Но они расходятся, прижимая к груди белые свёрточки. (62)Как бы мне хотелось знать, кто из них не донесёт виноград домой! (63)Но об этом спрашивать у ребят нельзя; если кто сам расскажет – будет хорошо.
(64)Вот и кончился первый день школы под голубым небом… (65)В ту ночь мне снились серебряные солнечные искорки, а проснувшись рано утром, я долго думал, что делать дальше. (66)Я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их. (67)Жизнь нашей школы развивалась из идеи, которая воодушевляла меня: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. (68)Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. (69)Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
(70)Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. (71)Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю.
(72)Школа под голубым небом учила меня, как открывать перед детьми окно в окружающий мир, и эту науку жизни и познания я стремился донести до всех учителей. (73)Я советовал им: не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. (74)Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. (75)Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
По В. А. Сухомлинскому.
Источник: vk.com/okege
Текст 1
(1)Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам. (2)Нужно научиться видеть. (3)Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит. (4)Стёртость и бесцветность прозы часто бывает следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. (5)Но иногда это простое неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. (6)Тогда это дело, как говорится, поправимое.
(7)Как видеть, как воспринимать свет и краски – этому могут научить нас художники. (8)Они видят лучше нас. (9)И они умеют помнить увиденное.
(10)Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:
– Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите. (11)Несколько мутновато. (12)И грубо. (13)Судя по вашим рассказам, вы замечаете только основные цвета и сильно окрашенные поверхности, а переходы и оттенки сливаются у вас в нечто однообразное.
– (14)Что же я могу поделать! – ответил я, оправдываясь – (15)Такой уж глаз.
– (16)Ерунда! (17)Хороший глаз – дело наживное. (18)Поработайте, не ленитесь, над зрением. (19)Держите его, как говорится, в струне. (20)Попробуйте месяц или два смотреть на всё с мыслью, что вам это обязательно надо написать красками. (21)В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. (22)И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и десятой доли того, что заметили теперь. (23)А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.
(24)Я послушался художника, и действительно – и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо.
(25)И меня охватило едкое сожаление о глупо потраченном времени. (26)Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы превосходных вещей! (27)Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь!
(28)Это был первый урок, который я получил от художника. (29)Второй урок был нагляднее.
(30)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград, но не через Калинин и Бологое, а с Савеловского вокзала – через Калязин и Хвойную. (31)Многие москвичи и ленинградцы даже не подозревают о существовании этого пути. (32)Он хотя и дальше, но интереснее, чем привычный путь на Бологое. (33)Интереснее тем, что дорога проходит по пустынным и лесистым краям.
(34)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (35)Одет он был мешковато. (36)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны загрунтованного холста. (37)Нетрудно было догадаться, что это художник. (38)Мы разговорились. (39)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
– (40)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? – спросил я.
– (41)Там у меня облюбовано одно место, – доверительно ответил художник. – (42)Всем местам место! (43)Такого второго нигде не найдёте. (44)Чистый осиновый лес! (45)Кое-где только попадаются редкие ели. (46)Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. (47)Лист у неё чистой раскраски. (48)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. (49)Под солнцем получается великолепный костёр. (50)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (51)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (52)Нигде я такого инея не видел.
(53)Я сказал, конечно, шутя, что при таких познаниях мой спутник мог бы составить ценный путеводитель для художников, где что писать.
– (54)А что же вы думаете! — серьёзно ответил художник. – (55)Составить нетрудно. (56)Но только нет смысла. (57)Все набьются в одно место, тогда как сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности. (58)А это не в пример лучше.
– (59)Почему?
– (60)Разнообразнее раскрывается страна. (61)В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (62)Но знаете, – добавил он с тревогой, – что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. (63)А ведь красота земли – вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. (64)Это одна из конечных наших целей. (65)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (66)Без понимания этого какой же может быть передовой человек!
(по К.Г. Паустовскому*)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный русский писатель, публицист ХХ века, классик отечественной литературы.
Текст 2
(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Вот пример.
(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.
(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.
(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали
подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на самом вечере, а перед вечером в раздевалке.
– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.
(По Ф.А. Искандеру*)
* Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) – советский и российский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.
Текст 3
(1)С волнением ожидал я малышей. (2)В 8 часов утра пришло 29 человек. (3)Не пришла Саша (наверное, с матерью плохо). (4)Не было Володи, по-видимому, заспал, матери не захотелось будить мальчика.
(5)Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. (6)Это меня встревожило: сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. (7)Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей, накаленной солнцем земли? (8)Все они делают из добрых побуждений, а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеют гриппом, ангиной, коклюшем. (9)А надо воспитать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода.
– (10)Пойдем, дети, в школу, – сказал я малышам и направился в сад. (11)Дети с недоумением смотрели на меня. – (12)Да, ребята, мы идём в школу. (13)Наша школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу. (14)Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше.
(15)Дети радостно защебетали; им непривычно, даже неудобно ходить в жаркую погоду в ботинках.
– (16)А завтра приходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего.
(17)Мы пошли в виноградную аллею. (18)В тихом, скрытом деревьями уголке разрослись виноградные лозы. (19)Расстелившись на металлическом каркасе, они образовали зелёный шалаш. (20)Внутри шалаша земля покрыта нежной травой. (21)Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака. (22)Весь мир казался зелёным.
(23)Мы расстелились на траве. (24)Вот здесь и начинается наша школа. (25)Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце. (26)Дети притихли, очарованные красотой природы. (27)Между листвой висели янтарные гроздья созревшего винограда. (28)Детям хотелось попробовать вкусных ягод. (29)Будет и это, ребята, но сначала надо полюбоваться красотой.
(30)Дети смотрят вокруг. (31)Кажется, что сад окутан зелёным туманом, как в сказочном подводном царстве. (32)Поверхность земли – поля, луга, дороги – как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещённые деревья сыпятся солнечные искорки.
– (33)Солнышко рассыпает искорки, – тихо сказала Катя.
(34)Дети не могли оторваться от очаровавшего их мира, а я начал рассказывать сказку о солнце.
– (35)Да, дети, хорошо сказала Катя: солнышко рассыпает искры. (36)Оно живет высоко в небе. (37)У него есть два Кузнеца-великана и золотая наковальня. (38)Перед рассветом Кузнецы с огненными бородами идут к Солнцу, которое дает им два пучка серебрёных нитей. (39)Берут Кузнецы железные молотки, кладут серебряные нити на золотую наковальню и куют, куют, куют. (40)Они выковывают Солнышку серебряный венок, а из-под молотков рассыпаются по всему миру серебряные искры. (41)Падают искры на землю, вот вы и видите их. (42)А вечером уставшие Кузнецы идут к Солнышку, несут ему венок; надевает Солнышко венок на золотые косы и идёт в свой волшебный сад – отдохнуть.
(43)Я рассказываю сказку и одновременно рисую её: на белом листе альбома рождаются фантастические образы: у золотой наковальни – два Кузнеца-великана, из-под железных молотков рассыпаются серебрёные искорки.
(44)Слушают дети сказку, очарованные волшебным миром, и кажется, что они боятся нарушить тишину, чтобы не рассеялось очарованье. (45)Потом сразу засыпают вопросами: а что делают Кузнецы-великаны ночью? (46)Зачем Солнышку каждый раз новый венок? (47)Куда деваются серебряные искорки – ведь сыпятся они на землю каждый день?
(48)Милые дети, обо всем этом я расскажу вам, у нас ещё будет много времени, а сегодня я угощу вас виноградом.
(49)Ребята с нетерпением ожидают, пока корзина наполняется гроздьями. (50)Раздаю по две веточки: одну советую съесть, а другую понести маме, пусть и она попробует ягод. (51)Дети проявляют удивительную терпеливость: заворачивают гроздья в бумагу. (52)А меня беспокоит мысль: хватит ли этой терпеливости на всю дорогу от школы до дома? (53)Нине я даю несколько гроздьев: для больной матери, для сестрёнки и для бабушки. (54)Варя берёт три кисточки для отца. (55)Зарождается мысль: как только у детей будет достаточно сил, каждый ребёнок заложит свой виноградник. (56)У Вари надо посадить этой осенью с десяток саженцев, которые плодоносили бы уже через год, это будет лекарство для отца.
(57)Мы выходим из сказочного зеленого сумрака. (58)Я говорю детям:
– Завтра приходите перед вечером, в шесть часов. (59)Не забудьте.
(60)Я вижу: детям не хочется уходить. (61)Но они расходятся, прижимая к груди белые свёрточки. (62)Как бы мне хотелось знать, кто из них не донесёт виноград домой! (63)Но об этом спрашивать у ребят нельзя; если кто сам расскажет – будет хорошо.
(64)Вот и кончился первый день школы под голубым небом… (65)В ту ночь мне снились серебряные солнечные искорки, а проснувшись рано утром, я долго думал, что делать дальше. (66)Я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их. (67)Жизнь нашей школы развивалась из идеи, которая воодушевляла меня: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. (68)Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. (69)Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
(70)Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. (71)Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю.
(72)Школа под голубым небом учила меня, как открывать перед детьми окно в окружающий мир, и эту науку жизни и познания я стремился донести до всех учителей. (73)Я советовал им: не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. (74)Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. (75)Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
По В. А. Сухомлинскому.