28 июня 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Проверочная работа по теме: «Социальная структура и социальные отношения»
Проверочный тест для закрепления темы.
3 варианта с ответами: 3v-o.docx
I. Обязательная часть.
1. Социальная мобильность — это:
а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)
в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем
г) все перечисленное выше
2. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?
а) в Древнем Египте
б) в Древней Индии
в) в Древнем Китае
3. Социальный статус — это:
а) степень признания достоинств личности;
б) оценка обществом статуса личности
в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями
4. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?
а) национальность, квалификация
б) социальное происхождение, национальность
в) образование, квалификация
5. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:
а) социального статуса
б) социальной роли
в) личного статуса
г) авторитета
6. Под социальной справедливостью понимают:
а) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях
б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)
в) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности
7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
1) «хорошо»;
2) «право, порядок, поведение»;
3) « правило, образец»;
4) «ответственность».
8. Как называются социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости?
1) нормы морали;
2) нормы права;
3) эстетические нормы.
9. Каким образом обеспечивается исполнение религиозных норм?
1) сознанием и верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?
1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
11. Как называются социальные нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами?
1) нормы традиций и обычаев;
2) нормы морали;
3) религиозные нормы;
4) политические нормы.
12. В реальности поведение людей в обществе:
1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;
2) всегда соответствует установленным социальным нормам;
3) никогда не соответствует установленным социальным нормам.
13. Что может послужить примером позитивного отклоняющегося поведения?
1) свержение старых устоев;
2) проявление творческих наклонностей;
3) помощь ближнему в беде.
14. Социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения состоит в следующем:
1) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;
2) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;
3) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и культурой субкультурой, отрицающей общепринятые нормы;
4) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.
15. Субъектами социального конфликта являются:
1) индивиды;
2) социальные общности;
3) оба ответа верны.
16. Разделение общества на группы – это
1) маргинализация
2) глобализация
3) демократизация
4) стратификация
II. Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответы
1. г;
2. б;
3. в;
4. б;
5. б;
6. а, в;
7.3;
8. 1;
9.1;
10.2;
11.4;
12.1;
13.2;
14.1;
15.3
16 - 4
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) понятие «социальный статус»;
2) статусный набор;
3) главный статус.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие основной идеи фрагмента, и выделение дополнитель-ных смысловых блоков.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть ука-зано, что
- главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;
- главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека;
в случае несогласия может быть указано, что…
Автор: Жданова Лилия Юрьевна.
3 варианта с ответами: 3v-o.docx
I. Обязательная часть.
1. Социальная мобильность — это:
а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)
в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем
г) все перечисленное выше
2. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?
а) в Древнем Египте
б) в Древней Индии
в) в Древнем Китае
3. Социальный статус — это:
а) степень признания достоинств личности;
б) оценка обществом статуса личности
в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями
4. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?
а) национальность, квалификация
б) социальное происхождение, национальность
в) образование, квалификация
5. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:
а) социального статуса
б) социальной роли
в) личного статуса
г) авторитета
6. Под социальной справедливостью понимают:
а) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях
б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)
в) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности
7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
1) «хорошо»;
2) «право, порядок, поведение»;
3) « правило, образец»;
4) «ответственность».
8. Как называются социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости?
1) нормы морали;
2) нормы права;
3) эстетические нормы.
9. Каким образом обеспечивается исполнение религиозных норм?
1) сознанием и верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?
1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;
2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;
3) авторитетом или принудительной силой государства;
4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.
11. Как называются социальные нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами?
1) нормы традиций и обычаев;
2) нормы морали;
3) религиозные нормы;
4) политические нормы.
12. В реальности поведение людей в обществе:
1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;
2) всегда соответствует установленным социальным нормам;
3) никогда не соответствует установленным социальным нормам.
13. Что может послужить примером позитивного отклоняющегося поведения?
1) свержение старых устоев;
2) проявление творческих наклонностей;
3) помощь ближнему в беде.
14. Социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения состоит в следующем:
1) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;
2) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;
3) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и культурой субкультурой, отрицающей общепринятые нормы;
4) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.
15. Субъектами социального конфликта являются:
1) индивиды;
2) социальные общности;
3) оба ответа верны.
16. Разделение общества на группы – это
1) маргинализация
2) глобализация
3) демократизация
4) стратификация
II. Дополнительная часть.
Прочитайте текст и выполните задания
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Яркий пример — известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на разнообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России – главный социальный статус этого человека.
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответы
1. г;
2. б;
3. в;
4. б;
5. б;
6. а, в;
7.3;
8. 1;
9.1;
10.2;
11.4;
12.1;
13.2;
14.1;
15.3
16 - 4
17. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) понятие «социальный статус»;
2) статусный набор;
3) главный статус.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие основной идеи фрагмента, и выделение дополнитель-ных смысловых блоков.
18. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;
2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть ука-зано, что
- главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;
- главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека;
в случае несогласия может быть указано, что…