Пробники ЕГЭ
Математика Физика Информатика Химия Русский Обществознание Литература История Иностранные языки География Биология
+3
24 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Вариант ФИПИ по литературе с ответами

Пробные работы ЕГЭ по литературе
Краткие и развёрнутые ответы к заданиям тренировочного варианта по литературе от ФИПИ из Навигатора самостоятельной подготовки 2025.

li-tren.pdf




Тренировочный вариант №1

Ответы

1. пейзаж
2. 231
3. эпос, романтизма

4.1 Что даёт основание включить Данко в галерею «вечных образов» мировой литературы?

К «вечным образам» относятся герои, в которых нашли отражение обобщённые, значимые для всего человечества черты характера. Что же даёт основание включить героя М. Горького Данко в галерею таких образов?

Во-первых, героя можно назвать альтруистом, потому что он идёт на жертву ради других людей: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Это доказывает бескорыстность его побуждений, что сближает персонажа с другими «вечными образами» — Прометеем или Дон Кихотом.

Во-вторых, Данко отличает гордость и смелость: «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко...» Это те качества, которые действительно являются значимыми и непреходящими для человечества.

4.2 Какую роль в легенде о Данко играет образ «осторожного человека»?

Данко из легенды М. Горького пожертвовал собой ради других людей. Какую же роль играет в рассказе образ «осторожного человека», появившийся сразу после героической гибели юноши?

Важно отметить, с каким равнодушием отнеслись к подвигу Данко неблагодарные жители. Автор подчёркивает, что они «не заметили смерти» героя, радуясь своему спасению и освобождению. М. Горький выделяет лишь одного человека, осознавшего, что произошло с Данко. Чувство страха подтолкнуло прохожего наступить на «гордое сердце» героя.

Этот образ позволяет автору подчеркнуть величие Данко и его подвига: он действительно был бескорыстным человеком и умер, не прося ничего в награду у других, зная, что никто по-настоящему не оценит его жертву.

5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте легенду о Данко с калмыцкой сказкой, рассказанной Пугачёвым в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» В чём различие их звучания?

Приведённый фрагмент из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» можно сопоставить с калмыцкой сказкой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём же различие их звучания?

Романтический герой Данко жертвует собой ради людей, не требуя ничего взамен. Он совершает подвиг, поступая как настоящий альтруист. Напротив, орёл из калмыцкой сказки А.С. Пушкина из всего стремится извлечь личную выгоду. Он считает, что лучше прожить короткую, но насыщенную жизнь. Неслучайно Пугачёв соотносит себя с этой птицей: он поставил перед собой благородную цель, подобно Данко. Однако, в отличие от героя М. Горького, выбирает неправильные средства. По его мнению, разбой и убийства оправданы, что совершенно противоречит жизненным ценностям Данко.

Таким образом, если герой М. Горького способен отдать свою жизнь, чтобы помочь ближним, то Пугачёв из произведения А.С. Пушкина готов подставить по удар ни в чём не повинных людей для достижения своей цели.

6. ямбом, перекрёстной
7. кольцевая
8. 13457

9.1 Какова роль звуковых образов в создании поэтической картины весны?

В стихотворении М.В. Исаковского используются ассонанс и аллитерация с целью создания поэтической картины весны. Какова же роль звуковых образов в произведении?

Например, в первой строфе можно заметить повторение сонорных согласных [л], [р], [м]. Аллитерация в данном случае помогает передать красоту апрельского дня, создать картину пробуждающейся природы.

Ассонанс (повторение гласных звуков [и], [у]) делает акцент на смешанных чувствах, вызванных резкими переменами в природе. Апрель будто бы борется с ледяными глыбами, принося с собой лёгкое, приподнятое настроение.

9.2 Какими чувствами проникнуто стихотворение М.В. Исаковского «На улице»?

Стихотворение М.В. Исаковского «На улице» посвящено весеннему пейзажу и проникнуто самыми светлыми, радостными чувствами.

Неслучайно автор в первой же строфе использует антитезу для раскрытия своего замысла:

Апрель ударил голубым крылом
О городскую чёрствую дорогу.

Звонкий, яркий, наполненный лёгкостью апрель как будто противостоит уходящей зиме, чёрствой и мрачной.

Анафора помогает автору сделать акцент на том, что сегодняшний день — особенный, потому что природа пробуждается от долгого зимнего сна:

Сегодня день прозрачный, как хрусталь,
Сегодня день приветливых улыбок.

Таким образом, весна в стихотворении становится символом милых сердцу перемен, поэтому картины природы связаны с самыми приятными и радостными чувствами.

10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором раскрывается образ весны. Выявите сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением М.В. Исаковского.

Образ весны раскрывается также в стихотворении А.А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы». В чём же заключается его сходство с произведением М.В. Исаковского «На улице»?

Особенность композиции обоих стихотворений — использование приёма антитезы. И А.А. Фет, и М.В. Исаковский противопоставляют прекрасные картины весны мрачному и суровому зимнему пейзажу. Неслучайно третья строфа произведения «Учись у них — у дуба, у березы» начинается с противительного союза «но»:

Но верь весне. Её промчится гений...

М.В. Исаковский также отмечает, что апрель как будто вступает в борьбу с «ледяными глыбами».

И целый день в руках играет сталь,
Вздыхают глухо ледяные глыбы.

Таким образом, в обоих стихотворениях весна — символ красоты и обновления природы.

11.1 Чацкий резко отзывается о фамусовском обществе – «мучителей толпа». Справедлива ли, по Вашему мнению, такая оценка? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий, представитель нового поколения, называет фамусовское общество «мучителей толпой», что свидетельствует о его непримиримом отношении к этим людям. Справедлива ли подобная оценка? На мой взгляд, такое мнение о «веке минувшем» оправдано, если учитывать их консервативные взгляды и нежелание меняться в лучшую сторону.

Так, фамусовское общество ставит во главу угла карьерный рост и общественное одобрение. Представители «века минувшего» уверены в том, что «злые языки страшнее пистолета», и больше всего на свете боятся стать предметом всеобщих насмешек. Главный антипод Фамусова противопоставляет его взглядам и жизненным ценностям другую, смелую для того времени точку зрения: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Одним этим высказыванием Чацкий как будто обесценивает принципы, принятые в московском обществе. Он знает, что эти люди мучают самих себя постоянной необходимостью носить перед другими маски и играть роли, словно находясь на театральных подмостках. Они привыкли жить во лжи и не чувствуют из-за этого угрызений совести. Главное – добиться высот, и вовсе не важно, каким именно способом. Таким образом, фамусовское общество – это на самом деле толпа «мучителей», которые добровольно отказываются от собственной индивидуальности.

Кроме того, представители «века минувшего» способны на жестокую месть по отношению к тем, кто пытается бросить вызов привычному им укладу. Так, Чацкий становится жертвой фамусовского общества после распущенного Софьей слуха о его сумасшествии. В последнем монологе герой восклицает: «Карету мне, карету!» Автор подчёркивает, что Чацкий больше не в силах спорить с людьми, которые не собираются меняться. Социальный конфликт, составляющий основу комедии, неразрешим, что доказывает финальная реплика Фамусова: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Героя волнует лишь общественное мнение, и эта патологическая зависимость не даёт ему увидеть недостатки в самом себе и в окружающих его людях. А.С. Грибоедов делает акцент на том, что представители «века минувшего» склонны избавляться от таких, как Чацкий, чтобы защитить свою репутацию. Так, герой невольно становится жертвой своих «мучителей», потому что резко выделяется из ряда других.

Таким образом, характеристика фамусовского общества, данная Чацким, соответствует действительности. Автор комедии «Горе от ума» обличает пороки людей, не способных изменить сложившийся порядок вещей и привыкших мучить как самих себя, так и тех, кто от них отличается.

11.2 Традиции русского фольклора в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма-эпопея Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тесно связана с фольклорными традициями. Неслучайно главным героем произведения становится народ, который отправляется в дорогу, чтобы найти ответ на вопрос: «Кому живётся весело, /Вольготно на Руси?».

Одним из самых значимых элементов в композиции поэмы можно считать пролог, служащий экспозицией повествования. В нём рассказывается о главных героях произведения, а также раскрываются причины, побудившие их отправиться в путь. Мотив дороги вообще традиционен для русской литературы, а своё начало он берёт из фольклора. Вспомним любую волшебную народную сказку: герой всегда отправляется в путь с определённой целью. Например, ему нужно спасти возлюбленную или найти чудесный предмет, без чего он не сможет вернуться домой. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мотив дороги является сюжетообразующим, и у временнообязанных крестьян тоже есть чёткая цель – найти самого счастливого человека и наконец-то разрешить затянувшийся спор. Примечательно, что герои словно попадают в сказочный мир и соприкасаются с волшебством. Так, по дороге им встречается говорящая птица, которая просит помиловать своего птенца. В награду она предлагает крестьянам скатерть-самобранку. Н.А. Некрасов сознательно наследует фольклорные традиции, настраивая читателей на длинную, насыщенную событиями историю с долей вымысла.

Кроме того, некоторые персонажи поэмы ассоциируются с героями народного творчества. Например, старый крестьянин, бывший каторжник Савелий прямо сопоставляется с богатырём: «Савелий, богатырь святорусский». Он наделён лучшими нравственными качествами, присущими русскому человеку: силой духа, находчивостью, смелостью, трудолюбием и добрым сердцем. Однако автор не идеализирует своего героя, рассказывая о его грехах: преднамеренном убийстве немца-управляющего и случайном, когда он стал виновником трагической гибели сына Матрёны Тимофеевны. Существует немало народных притч, повествующих о грешниках, которые становились святыми. Может быть, поэтому после случившегося с маленьким Дёмушкой Савелий думает о том, чтобы уйти в монастырь. Н.А. Некрасов создаёт яркий противоречивый образ в лучших фольклорных традициях.

Таким образом, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отсылает нас к устному народному творчеству на разных уровнях повествования. Поэма композиционно напоминает фольклорные произведения, а также некоторые персонажи сравниваются с героями, типичными для сказок, былин и притч.

11.3 Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».

Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» входит в знаменитую «Маленькую трилогию» наряду с такими произведениями, как «О любви» и «Крыжовник». Автор обличает недостатки «маленького человека», соединяя комическое и трагическое начала.

Описание главного героя, учителя греческого языка Беликова, вызывает у читателя смех. Например, он не выходит из дома без тёмных очков и зонтика, а спит, укрываясь с головой одеялом. Беликов всё время боится, «как бы чего не вышло», поэтому и окружает себя футляром, словно защитным панцирем. А.П. Чехов высмеивает привычки главного героя, жившего согласно строгим предписаниям. Важно отметить, что и других он тоже стремился поставить в определённые рамки, поэтому людям всегда становилось не по себе рядом с этим человеком. Автор использует иронию, отмечая, что у Беликова «наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой», что, несомненно, создаёт комический эффект. Скрытая насмешка достигает апогея, когда А.П. Чехов подчёркивает: «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр». Главный герой совершенно не приспособлен к жизни, но автор лишает «маленького человека» сочувствия, используя против него самое верное средство – смех.

Однако несложившаяся личная жизнь Беликова и его смерть вносят в повествование элементы драматизма. Учителя греческого языка возмущает поведение понравившейся девушки, которая позволяет себе ездить у всех на виду на велосипеде. Поступок Вареньки не вписывается в «футлярную» систему Беликова, а оскорбление со стороны её брата доводит героя до нервного потрясения. Описывая похороны учителя, А.П. Чехов подчёркивает, какое странное, необъяснимое чувство охватило жителей города: «Ах, свобода, свобода!» Драматизм усиливается, когда через небольшой промежуток времени всё возвращается на круги своя, и рассказчик приходит к следующему выводу: «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» Грустное в рассказе А.П. Чехова и связано с тем, что подобные Беликову люди встречаются всегда и везде, и не так-то просто избавиться от их «футлярной» психологии. Следовательно, проблема всё ещё остаётся актуальной.

Таким образом, в произведении «Человек в футляре» перекликаются смешное и грустное. С одной стороны, писатель высмеивает определённый тип людей, а с другой – понимает, что они едва ли когда-нибудь переведутся в обществе.

11.4 Яркие женские характеры в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)

Многие отечественные писатели создавали яркие женские образы: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов… Этот ряд можно продолжить. Остановимся на романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором важное место занимает «диалектика души» главных героинь. Чем же так привлекательны Наташа Ростова и Марья Болконская? Почему для самого автора это идеальные женские характеры?

Наташа Ростова – основная героиня, образ которой раскрывается в развитии. В самом начале повествования мы видим тринадцатилетнюю «черноглазую» и «некрасивую» девочку, обладающую, однако, живостью характера, удивительной подвижностью и любознательностью. Обаяние Наташи, её харизма не могут оставить равнодушными гостей графа Ростова. Детская непосредственность, чистота души и искренность выделяют её из ряда других и приковывают к ней всеобщее внимание. Конечно, жизненный путь героини Л.Н. Толстого не обошёлся без ошибок, но это и есть, по мнению писателя, показатель духовного роста. Такие, как Элен Курагина, остаются неизменными на протяжении всего повествования, а Наташа всегда разная, и в этом заключается сила её очарования. Писатель использует приём контраста, противопоставляя героиню старшей сестре Вере Ростовой, Элен, Жюли Карагиной и даже Соне, названной им «пустоцветом». Стоит только вспомнить эпизод «Лунная ночь в Отрадном», ставший толчком для зарождения любовного чувства к Наташе со стороны Андрея Болконского. Он случайно подслушивает монолог этой жизнерадостной, энергичной девушки, удивляясь её невинному желанию полететь, как птица, в небо. Наташа всегда поддаётся первому порыву и быстро увлекается чем-то новым, что кажется ей особенным. Именно эта черта характера подталкивает её довериться безнравственному Анатолю Курагину. Но Наташа, испытывая угрызения совести, всё же искупает вину перед князем Андреем, который не может не простить возлюбленную, находясь на смертном одре. Важно также обратиться к заключительной части романа-эпопеи – эпилогу. На последних страницах произведения Наташа Ростова становится толстовским идеалом женщины: превращается в любящую жену и заботливую мать, всецело посвящая себя семье.

Ещё один женский образ, заслуживающий внимания, — это, безусловно, Марья Болконская. Изначально кажется, что она антипод Наташи и во всём ей противопоставлена: спокойная, тихая и даже замкнутая, Марья смиряется с положением подчинённой в собственной семье и вынуждена во всём соглашаться с отцом. В отличие от Наташи, княжна не чувствует себя счастливой, единственная её отрада – это вера в Бога и помощь нуждающимся людям. Это настоящий альтруист, живущий не для себя, а для других. Конечно, у Марьи Болконской есть свои мечты, связанные с будущим и семейной жизнью, но она не уверена в том, что они могут сбыться. Л.Н. Толстой постоянно подчёркивает внешнюю некрасивость героини, однако при этом неоднократно отмечает важную художественную деталь в её портрете – добрый, «лучистый» взгляд. Именно эта внутренняя красота Марьи Болконской и пленяет Николая Ростова, который впоследствии становится её мужем. Если Наташа больше заботится о физическом здоровье детей, то княжна Марья уделяет внимание их интеллектуальному и духовному развитию. Несмотря на очевидную разницу характеров, обеих можно считать идеальными женскими характерами в представлении Л.Н. Толстого.

Таким образом, Наташа Ростова и Марья Болконская – яркие и интересные героини романа-эпопеи «Война и мир». Вовсе не удивительно, что, изначально не поняв друг друга, они всё же становятся очень близкими, настоящими родственными душами.

11.5 Какие фрагменты поэмы «Двенадцать» Вы предложили бы для создания иллюстраций к произведению А.А. Блока? (С опорой на
текст произведения)


В основе поэмы А.А. Блока «Двенадцать» лежит конфликт между старой, отживающей свой век и новой, претерпевающей важные изменения Россией. Неслучайно главный приём, который использует автор для раскрытия этого конфликта, – антитеза. Создавая иллюстрации к произведению, художнику важно учитывать противоречивость происходящего и обращать внимание на контрастные эпизоды.

На мой взгляд, один из ключевых фрагментов произведения, представляющий собой кульминацию сюжета, – это убийство возлюбленной красногвардейца Петрухи. В сущности, это единственное событие, происходящее в произведении, и оно же подчёркивает жестокость и непримиримость революционеров. Преступление против Катьки – это стихийный акт, не подлежащий логическому объяснению. На иллюстрации, как мне кажется, должен быть изображён сам Петруха с красным флагом в руке, и эта художественная деталь будет символизировать его преданность общему делу. Однако смерть любимой вызывает у него угрызения совести, поэтому на его лице необходимо изобразить недоумение и ужас от содеянного. Очень важно обратить внимание на фон иллюстрации, сделав акцент на контрасте красного и белого цвета. А.А. Блок неоднократно подчёркивает, что события его поэмы разворачиваются под завывания вьюги.

Кроме того, нельзя оставить без внимания и финальный эпизод поэмы, в котором появляется фигура Иисуса Христа. Этот образ, как и любой символ, обладает потенциальной многозначностью, поэтому он и породил огромное количество самых разнообразных трактовок. Художнику необходимо это учитывать, держа в голове миф о Прекрасной Даме, нашедший отражение в блоковской «Трилогии вочеловечивания» – собрании циклов лирических произведений поэта. Итак, некоторые литературоведы считают Иисуса Христа проводником в светлое будущее, другие же, напротив, полагают, что красногвардейцы преследуют Сына Божьего в намерении уничтожить «Святую Русь». Однако образ Христа нередко называют феминизированным: «нежной поступью надвьюжной», «в белом венчике из роз». Все эти символы говорят о том, что блоковский герой действительно соотносится с Прекрасной Дамой, способной спасти мир от гибели. Создавая иллюстрацию к этому эпизоду, важно подчеркнуть женственность появившейся фигуры, сделать акцент на белом и нежно-розовом цвете в её облике, а также изобразить Христа впереди двенадцати людей с красными флагами как предводителя, способного помочь человечеству искупить грехи.

Таким образом, для создания иллюстраций к поэме А.А. Блока я бы посоветовала взять два ключевых фрагмента – убийство Катьки и появление среди красногвардейцев Иисуса Христа.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.