5 мая 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Синтаксис»
Тренировочные задания для обобщающего повторения по теме «Синтаксис».
синтаксис.docx
синтаксис.pdf
1.Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
А) думать о хорошем
Б) чудесная вещь
В) красиво смотреться
Г) играть на компьютере
2.Укажите словосочетание с типом связи согласование:
А) гулять по Невскому
Б) чугунный шар
В) сильно расстроиться
Г) бегать по стадиону
3. Укажите словосочетание с типом связи управление.
А) красивый пейзаж
Б) интересно читать
В) яркая книга
Г) гулять по улицам
4. Замените словосочетание «хитро ухмыляться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «на петербургских улицах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «гордо вышагивать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «в московских переулках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «говорил улыбаясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
9. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Профессор зашёл в аудиторию.
Б) Все вокруг замело.
В) Жить – Родине служить.
Г) Я решила тебе помочь.
10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Байкал – большое озеро.
Б) Брат поднимается по лестнице.
В) День был ветреным.
Г) Она всегда мечтала петь.
11. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Ты чудесный человек.
Б) Пойдем в театр!
В) Мыслю – значит существую.
Г) Спортсмен выиграл в соревновании.
12. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Генерал отдал приказ отступить.
Б) Игра закончилась.
В) Я витаю в облаках.
Г) Он директор.
13. Запишите предложение. Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Подпишите части речи.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
14. Спишите предложения, подчеркните в них определения и подпишите его вид: несогласованное или согласованное.
1. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)
2. Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)
3. Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)
15. Спишите предложения, подчеркните в них определения и подпишите его вид: несогласованное или согласованное.
1. Играя на гитаре, Марина задумчиво водила по тонким струнам и наслаждалась музыкой.
2. Он с мастерством поэта всецело отдавался приятнейшим и чудесным мечтаниям.
3. Над лапами сосен кружит зима.
16. Запишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. Подчеркните грамматические основы.
1. Туристам дождь не помеха.
2. Дима мой преданный друг.
3. Читать значит развивать воображение.
4. Пруд как зеркало.
5. Солнце будто шар раскаленный.
6. Спокойствие душевная подлость.
17. Спишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. Подчеркните грамматические основы.
1. Пустыни как пустыни.
2. Бедность не порок.
3. Любить значит разделять судьбу человека.
4. Гагарин был для нас как настоящий герой.
5. Совесть невольная любовь к добру и истине.
6. Оля моя лучшая подруга.
18. Запишите приложения. Поставьте, где необходимо, тире и кавычки при приложении. Обозначьте крестиком главное слово.
1. вагон изолятор
2. женщины шахтерки
3. человек загадка
4. Ярославль город
5. Москва река
6. журнал Огонек
19. Запишите приложения. Поставьте, где необходимо, тире и кавычки при приложении. Обозначьте крестиком главное слово.
1. газета Труд
2. женщины штурманы
3. поэт Пушкин
4. Киев город
5. Волга матушка
6. река Нева
20. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Первый зал музея посв…щен ис…рическим истокам питавшим его творч…ский гений. В следу…щем зале пушкинская эпоха пр…дставлена в ист…рическом и обыде…ом великом и малом трагическ…м и забавном: батальные сцены и модные картинки правительстве…ые д…кументы и письма частных лиц. П…ртреты ру…ких царей великих п..лк..водцев извес…ных писателей с…седствуют с портретами тех чьи имена остались неизвес…ными.
Ответы
1. В
2. Б
3. Г
4. ухмыляться с хитростью
5. на улицах Петербурга
6. вышагивать с гордостью
7. в переулках Москвы
8. говорил с улыбкой
9. Г
10. Г
11. А
12. Г
13. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Подлежащие: стихи, книги и картины. (сущ.)
Сказуемое: написаны. (кр. прич.)
Определения: самые мягкие, трогательные, русскими. (прил.)
Дополнения: поэтами, писателями, художниками, об осени. (сущ.)
(Повеств., невоскл., пр., двусост., осл. одн. подл. и доп., распр.)
14. 1. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым (согл.) ступенькам вверх. (Распутин В.)
2. Он с любовью артиста (несогл.) отдавался новому и неожиданному ( согл.) впечатлению. (Гончаров И.)
3. Хлопья сверкали на ветвях лип (согл.) (Хелемский Я.)
15. 1. Играя на гитаре, Марина задумчиво водила по тонким (согл.) струнам и наслаждалась музыкой.
2. Он с мастерством поэта (несогл.) всецело отдавался приятнейшим и чудесным (согл.) мечтаниям.
3. Над лапами сосен (несогл.) кружит зима.
16. 1. Дима - мой преданный друг.
2. Читать - значит развивать воображение.
3. Спокойствие - душевная подлость.
17. 1. Любить - значит разделять судьбу человека.
2. Совесть - невольная любовь к добру.
3. Оля - моя лучшая подруга.
18. 1. вагон-изолятор
2. женщины-шахтерки
3. человек-загадка
4. Ярославль-город
5. Москва-река
6. журнал «Огонек»
19. 1. газета «Труд»
2. женщины-штурманы
3. поэт Пушкин
4. Киев-город
5. Волга-матушка
6. река Нева
20. Первый зал музея посвящен историческим истокам, питавшим его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными.
синтаксис.docx
синтаксис.pdf
1.Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
А) думать о хорошем
Б) чудесная вещь
В) красиво смотреться
Г) играть на компьютере
2.Укажите словосочетание с типом связи согласование:
А) гулять по Невскому
Б) чугунный шар
В) сильно расстроиться
Г) бегать по стадиону
3. Укажите словосочетание с типом связи управление.
А) красивый пейзаж
Б) интересно читать
В) яркая книга
Г) гулять по улицам
4. Замените словосочетание «хитро ухмыляться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание «на петербургских улицах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6. Замените словосочетание «гордо вышагивать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «в московских переулках», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Замените словосочетание «говорил улыбаясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
9. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Профессор зашёл в аудиторию.
Б) Все вокруг замело.
В) Жить – Родине служить.
Г) Я решила тебе помочь.
10. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А) Байкал – большое озеро.
Б) Брат поднимается по лестнице.
В) День был ветреным.
Г) Она всегда мечтала петь.
11. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Ты чудесный человек.
Б) Пойдем в театр!
В) Мыслю – значит существую.
Г) Спортсмен выиграл в соревновании.
12. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Генерал отдал приказ отступить.
Б) Игра закончилась.
В) Я витаю в облаках.
Г) Он директор.
13. Запишите предложение. Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Подпишите части речи.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
14. Спишите предложения, подчеркните в них определения и подпишите его вид: несогласованное или согласованное.
1. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)
2. Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)
3. Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)
15. Спишите предложения, подчеркните в них определения и подпишите его вид: несогласованное или согласованное.
1. Играя на гитаре, Марина задумчиво водила по тонким струнам и наслаждалась музыкой.
2. Он с мастерством поэта всецело отдавался приятнейшим и чудесным мечтаниям.
3. Над лапами сосен кружит зима.
16. Запишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. Подчеркните грамматические основы.
1. Туристам дождь не помеха.
2. Дима мой преданный друг.
3. Читать значит развивать воображение.
4. Пруд как зеркало.
5. Солнце будто шар раскаленный.
6. Спокойствие душевная подлость.
17. Спишите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. Подчеркните грамматические основы.
1. Пустыни как пустыни.
2. Бедность не порок.
3. Любить значит разделять судьбу человека.
4. Гагарин был для нас как настоящий герой.
5. Совесть невольная любовь к добру и истине.
6. Оля моя лучшая подруга.
18. Запишите приложения. Поставьте, где необходимо, тире и кавычки при приложении. Обозначьте крестиком главное слово.
1. вагон изолятор
2. женщины шахтерки
3. человек загадка
4. Ярославль город
5. Москва река
6. журнал Огонек
19. Запишите приложения. Поставьте, где необходимо, тире и кавычки при приложении. Обозначьте крестиком главное слово.
1. газета Труд
2. женщины штурманы
3. поэт Пушкин
4. Киев город
5. Волга матушка
6. река Нева
20. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Первый зал музея посв…щен ис…рическим истокам питавшим его творч…ский гений. В следу…щем зале пушкинская эпоха пр…дставлена в ист…рическом и обыде…ом великом и малом трагическ…м и забавном: батальные сцены и модные картинки правительстве…ые д…кументы и письма частных лиц. П…ртреты ру…ких царей великих п..лк..водцев извес…ных писателей с…седствуют с портретами тех чьи имена остались неизвес…ными.
Ответы
1. В
2. Б
3. Г
4. ухмыляться с хитростью
5. на улицах Петербурга
6. вышагивать с гордостью
7. в переулках Москвы
8. говорил с улыбкой
9. Г
10. Г
11. А
12. Г
13. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Подлежащие: стихи, книги и картины. (сущ.)
Сказуемое: написаны. (кр. прич.)
Определения: самые мягкие, трогательные, русскими. (прил.)
Дополнения: поэтами, писателями, художниками, об осени. (сущ.)
(Повеств., невоскл., пр., двусост., осл. одн. подл. и доп., распр.)
14. 1. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым (согл.) ступенькам вверх. (Распутин В.)
2. Он с любовью артиста (несогл.) отдавался новому и неожиданному ( согл.) впечатлению. (Гончаров И.)
3. Хлопья сверкали на ветвях лип (согл.) (Хелемский Я.)
15. 1. Играя на гитаре, Марина задумчиво водила по тонким (согл.) струнам и наслаждалась музыкой.
2. Он с мастерством поэта (несогл.) всецело отдавался приятнейшим и чудесным (согл.) мечтаниям.
3. Над лапами сосен (несогл.) кружит зима.
16. 1. Дима - мой преданный друг.
2. Читать - значит развивать воображение.
3. Спокойствие - душевная подлость.
17. 1. Любить - значит разделять судьбу человека.
2. Совесть - невольная любовь к добру.
3. Оля - моя лучшая подруга.
18. 1. вагон-изолятор
2. женщины-шахтерки
3. человек-загадка
4. Ярославль-город
5. Москва-река
6. журнал «Огонек»
19. 1. газета «Труд»
2. женщины-штурманы
3. поэт Пушкин
4. Киев-город
5. Волга-матушка
6. река Нева
20. Первый зал музея посвящен историческим истокам, питавшим его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными.