+4
16 сентября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Материал 16+

Сочинения по темам прошлых лет

Сочинение
5 работ по темам итогового сочинения прошлых лет.

Напомним, что темы ИС 2022/23 будут сформированы по уже использованным в прошлые годы. Ссылки на все темы здесь.


2018-2019 год
Мечтательность – это достоинство или недостаток?


Говорят, что мечтатели в силах изменить мир к лучшему. Но всегда ли реализуются их замечательные планы? Если человек будет только мечтать и при этом сидеть сложа руки в надежде, что все проблемы разрешатся сами по себе, это не принесёт людям никакой пользы. Именно поэтому так важно действовать: рисковать, ошибаться и снова браться за дело. Только в таком случае мечтательность становится достоинством, сильной стороной личности. Чтобы доказать это, обращусь к произведениям художественной литературы.

Один из героев поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Манилов – псевдофилософ, который ведёт праздный образ жизни и не пытается претворить мечты в реальность. Даже дом напоминает своего задумчивого хозяина – стоит «одиночкой на юру», а рядом располагается беседка с надписью «Храм уединённого размышления». Гоголь с помощью ярких художественных деталей создаёт характер человека, который никогда не доводит начатое до конца. Об этом говорит и его комната, где уже долгое время нет никакой мебели, и недочитанная книга, вечно «заложенная закладкою на четырнадцатой странице». Помещик упивается приятными мыслями о жизни на берегу реки в огромном доме рядом с прекрасными людьми. Но все эти мечты не могут сбыться, потому что Манилов в глубине души боится перемен и желает только, чтобы никто не нарушал его спокойствия. Такие люди опасаются сделать какой-нибудь решительный шаг, для них предпочтительнее молча наблюдать за происходящим. Этот персонаж служит прекрасным доказательством того, что мечтательность может стать серьёзным недостатком.

Иногда богатое воображение служит человеку щитом и помогает на время забыть о серой и жестокой действительности. Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» представляет собой записки одного мечтателя, который с помощью фантазии преображает мир вокруг себя. По его словам, он «создаёт в мечтах целые романы», и это заменяет ему реальность. Будучи «маленьким человеком», герой довольствуется тем, что имеет, живёт в бедности, в маленькой тесной комнате, гуляет в одиночестве, потому что у него нет близких и друзей. Но всё это не мешает мечтателю оставаться восприимчивым к истинной красоте и представлять другую, лучшую жизнь. Новая знакомая Настенька на короткое время становится его единственной собеседницей, и в душе героя зарождается надежда на возможное счастье. Однако и этому суждено остаться всего лишь мечтой. С одной стороны, персонаж Достоевского заметно отличается от других людей. У него доброе сердце, и он ни разу в жизни не озлобился и не обвинил несправедливую судьбу. Мечтатель обладает такой христианской добродетелью, как смирение, и это является одним из главных его достоинств. Однако герой не умеет жить в реальности и всё время сбегает в созданный воображением мир. С этой точки зрения его мечтательность можно считать недостатком.

В заключение хочется сказать, что мы не можем жить одними мечтами, не предпринимая никаких активных действий для изменения реальности. Мечтательность – это прекрасная черта характера, но зачастую она превращается в слабость, мешает человеку развиваться и идти вперёд. Всё зависит только от нас самих, от того, как мы воспользуемся этим даром и сможем ли сделать его нашим достоинством.


2019-2020 год
Какие черты характера могут помешать человеку сохранить любовь?


Многие философы, поэты и писатели размышляли о таком противоречивом чувстве, как любовь. М.И. Цветаева, например, замечает: «Любить – значит, видеть человека таким, каким его задумал Бог». Очень важно помнить, что никто из нас не родился идеальным, и поэтому нужно учиться принимать чужие недостатки. Но, к сожалению, любовь иногда проходит и зачастую по вине самих людей, не умеющих ценить друг друга. Какие же черты характера могут помешать человеку сохранить это чувство? Чтобы ответить на поставленный вопрос, обращусь к произведениям художественной литературы.

Иногда мы любим не самого человека, а его возможную будущую версию. Нам так важно, чтобы он соответствовал нашему несуществующему идеалу, что мы пытаемся изменить его привычки и образ жизни. Так и Ольга Ильинская, героиня романа И.А. Гончарова «Обломов», хотела увидеть воскресение души любимого человека. Она мечтала, что ради неё Обломов наконец-то поднимется с дивана, начнёт читать книги, выходить в свет и сам уладит все необходимые дела перед свадьбой. Получается, что Ольга ждала невозможного превращения пассивного мечтателя и созерцателя в активного деятеля. Героиня признаёт в себе излишнюю самонадеянность и в конечном счёте осознаёт свою ошибку, однако не может принять Обломова таким, какой он есть, несмотря на все его положительные черты характера. Неумение смиряться с чужими слабостями мешает Ольге сохранить эту любовь в своём сердце. В то же время инертность и апатия заглавного героя не позволяют ему быть счастливым с Ольгой Ильинской. Именно поэтому они находят других людей, гораздо более соответствующих их идеальным представлениям о любви.

Довольно часто человеку мешает стереотипность мышления и зависимость от общественного мнения. Так, например, герой новеллы И.А. Бунина «Тёмные аллеи» проживает скучную, безрадостную и одинокую жизнь. Ему приходится столкнуться с изменой жены, а его сын вырастает безнравственным человеком «без сердца, без чести, без совести». Неожиданная встреча с Надеждой заставляет его задуматься об упущенном счастье. В юности он отнёсся к отношениям с крепостной крестьянкой как к сиюминутному увлечению. К тому же дворянин, конечно, не мог даже представить семейной жизни с девушкой из низшего сословия, в противном случае ему пришлось бы столкнуться с осуждением со стороны светского общества. Слабоволие Николая становится серьёзным препятствием для обретения счастья с любимым человеком. После встречи с Надеждой герой чувствует, что его жизнь прошла мимо и в этой женщине он «потерял самое дорогое, что имел в жизни».

Таким образом, чтобы сохранить любовь, недостаточно одного желания, это предполагает упорную длительную работу над собой. Если по-настоящему любишь, то сможешь принять недостатки другого человека и сделать всё возможное, чтобы не потерять его доверие.


2020-2021 год
Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?


Какие люди могли бы двинуть человечество вперёд? Меняют мир те, кто обладает невероятной силой духа и честным неравнодушным сердцем. Они видят своё призвание в том, чтобы помогать другим, а тщеславие, корыстолюбие и эгоизм им чужды. Нужно быть отважным и целеустремлённым, стремиться к саморазвитию и заниматься полезной деятельностью. Именно такой человек способен добиться желаемого результата и сделать мир вокруг лучше, а людей – счастливее. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

По мнению Н.А. Некрасова, каждый из нас в первую очередь должен быть гражданином – «достойным сыном» своего Отечества. Один из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов отличается активной гражданской позицией и готов бороться до конца за справедливость ради благополучия русского народа. Конечно, произведение не является законченным, и мы не получаем чёткого ответа на вопрос, поставленный в заглавии. Однако известно, что бывшего семинариста Добросклонова автор считает счастливым человеком, потому что он понял собственное призвание. Его можно назвать альтруистом, так как он не думает о себе и чувствует дарованные свыше «силы необъятные», способные помочь простым людям. Предназначение Гриши Добросклонова заключается в заступничестве и самопожертвовании. Именно такие сильные личности, как он, и способны двинуть человечество вперёд.

В военные годы Отечество нуждается в защите со стороны преданных граждан. Заглавный герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» – ещё один пример человека, который может изменить мир вокруг к лучшему. Персонаж обладает удивительным обаянием, располагающим к нему других людей в обычной мирной жизни. Но и на поле битвы он не остаётся в стороне, проявляет силу воли и смелость. Кроме того, герой никогда не бросит в беде своих товарищей и готов рискнуть ради них жизнью. В главе «Переправа» Василий Тёркин переплывает ледяную реку, чтобы передать тем, кто остался на противоположном берегу, важную информацию – бойцы из первого взвода живы, но нуждаются в поддержке огнём. Создаётся впечатление, что этот человек совсем ничего не боится: он совершает героический поступок, даже не вполне осознавая его значимость. Тёркин делает это по зову сердца, потому что в данной ситуации именно такой шаг кажется ему единственным выходом. Герой Твардовского – идеальный солдат и гражданин, который пойдёт на всё ради своей страны и народа.

В заключение хочется сказать, что таких уникальных людей, двигающих человечество вперёд, не очень много, но их невозможно не заметить и обойти стороной. По мнению М. Горького, «в мире всегда есть место подвигу», но, к сожалению, далеко не все могут решиться на такой поступок. Истинного героя отличают такие черты характера, как альтруизм, искренняя вера в справедливость, упорство и неравнодушие.


2021-2022 год
К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?


Древнегреческий драматург Еврипид утверждал: «Истинной жизни нет без искусства». Действительно, оно преображает как отдельного человека, так и весь мир в целом. Есть произведения, которые никогда не стираются из памяти, и в определённые жизненные периоды ты снова обращаешься к ним. Иногда замечаешь что-то новое и по-другому воспринимаешь те или иные фрагменты. Но даже если с возрастом взгляд на многие вещи меняется, положительные эмоции, связанные с любимым произведением, остаются. Обращусь к двум художественным текстам, которые произвели на меня неизгладимое впечатление.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» никого не оставляет равнодушным: кто-то обожает это произведение, а кто-то, напротив, не понимает и критикует. Наверное, именно такой текст и можно назвать настоящим шедевром: он действительно поражает читателей своей неординарностью. На мой взгляд, один из самых интересных героев романа – Воланд, грани характера которого прекрасно определяет цитата из драмы И.В. Гёте «Фауст»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вовсе не случайно автор делает её эпиграфом к своему произведению, ведь его персонаж – воплощение нечистой силы, но время от времени он ведёт себя совершенно неожиданным образом. Воланд пытается восстановить справедливость и наказывает только тех, кто действительно этого заслуживает. Например, Никанор Иванович оказывается в психиатрической клинике за то, что берёт взятки, а барон Майгель лишается жизни за доносы. Методы, которые использует Воланд и его свита, могут показаться слишком жестокими, но от их действий никогда не страдают честные и благородные люди. Каждый порочный человек получает по заслугам, и, по мнению булгаковского персонажа, это необходимо для восстановления равновесия в мире. Герой задаёт Левию Матвею важный философский вопрос: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» У всего на свете, как у медали, есть две стороны, и с этим приходится мириться. При этом Воланд не вызывает у читателей отторжения ещё и потому, что он совершает добрые поступки: исполняет желание Маргариты и помогает мастеру обрести покой. Герой Булгакова живёт и действует согласно принципу: «Каждому будет дано по его вере». Почему я захочу обратиться к этой книге ещё раз? Роман «Мастер и Маргарита» подталкивает к философским размышлениям о смысле нашего существования, о том, как важно оставаться честным и достойным человеком, и о справедливости, которая обязательно восторжествует.

Ещё одно художественное произведение, не утрачивающее своей актуальности, написано немецким писателем Э.М. Ремарком. Роман «Три товарища» посвящён жизни представителей так называемого «потерянного поколения». Отто Кестер, Готтфрид Ленц и Роберт Локамп работают вместе в автомастерской и помогают друг другу в самых трудных ситуациях. Никто из них не руководствуется исключительно личными интересами, наоборот, они всегда держатся вместе, и такой дружеский союз можно назвать нерушимым. Удивительно, как люди, пережившие столько трагических событий, сохранили в себе лучшие человеческие качества. Кровопролитная война, жертвами которой стали главные герои, никогда не сотрётся из их памяти, но это не ожесточило сердца трёх товарищей. Напротив, они поняли и осознали важность таких вечных ценностей, как любовь и дружба. Когда Роберту требуются деньги, чтобы помочь больной туберкулёзом возлюбленной, его товарищ, не задумываясь, жертвует Карлом – любимым гоночным автомобилем. Отто Кестер совершает такой поступок просто потому, что для него нет ничего важнее своего друга, и он делает всё возможное ради облегчения его душевной боли. Это произведение учит оставаться собой в любое, даже самое тяжёлое время и при любых обстоятельствах.

Таким образом, без искусства жизнь действительно была бы слишком скучной и однообразной. Любое произведение так или иначе влияет на человека: подталкивает к размышлениям, дарит незабываемые эмоции, становится источником моральной поддержки. Наверное, у каждого из нас есть такие книги, фильмы, картины, которые мы готовы перечитывать и пересматривать, потому что они делают нас лучше.


2021-2022 год
Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?


Природа – это огромный мир, в котором нет ничего бесполезного и незначительного. Известный русский писатель-пейзажист М.М. Пришвин утверждал, что «попадая в природу, мы приходим в себя». Действительно, это приводит в порядок мысли, заряжает энергией, дарит новые силы. Однако люди могут погубить, разрушить этот мир неосторожными поступками. Иногда мы уверены, что действуем во благо: учёные проводят эксперименты и совершают важные научные открытия. Но у технического прогресса есть и обратная сторона: зачастую новейшие достижения науки наносят ущерб природе. Чтобы подтвердить свои размышления, обращусь к произведениям художественной литературы.

Довольно часто попытка человека изменить естественный ход жизни может привести к необратимым последствиям. Так, например, главный герой повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» создаёт так называемый «красный луч», способствующий значительному росту живых организмов. Из-за куриной чумы производство мяса заметно сокращается, что представляет немалую угрозу для населения. Открытие профессора Персикова воспринимается как замечательная находка, которая позволит остановить эпидемию и поможет спасти людей от голода. По приказу правительства профессору приходится доверить изобретение заведующему совхозом Александру Рокку. Герой, не имеющий специального образования, решает вырастить кур при помощи «луча жизни», но его безответственное отношение к такому серьёзному делу приводит к настоящей трагедии. По ошибке в руки заведующего попадают пятнистые яйца, из которых вылупляются змеи, крокодилы и страусы. Выросшие до гигантских размеров, они «с особенной злобой и резвостью» бросаются на людей, а впоследствии и друг на друга, уничтожая всё на своём пути. На этом примере можно доказать неизбежность конфликта природы и цивилизации. Попытка изменить природу нередко угрожает всему человечеству. Именно поэтому так важно относиться к новым научным изобретениям с осторожностью.

Проблема человеческого вмешательства в жизнь природы поднимается и в романе Ч.Т. Айтматова «Плаха». Руководствуясь корыстными целями, люди охотятся на сайгаков и тем самым нарушают установленный в природном мире порядок. В итоге жертвами безответственной, жестокой деятельности людей становятся волки, которые являются полноценными героями художественного произведения. Так, читатель уже в самом начале знакомится с семейной парой – волчицей Акбарой и волком Ташчайнаром. Они мечтают жить в безопасности и больше всего на свете боятся столкнуться с людьми. Во время охоты на сайгаков, погибают их дети, причём такая трагедия по вине человека случается не единожды. Когда у Акбары и Ташчайнара появляются новые волчата, счастье, к сожалению, длится недолго. Люди устраивают пожар, потому что для строительства подъездных путей к горнорудной разработке требуется выжечь камыши. Никто не задумывается о возможных последствиях, сочувствие к животным им чуждо, а волки продолжают бороться за выживание. В произведении Айтматова люди и звери меняются местами: олицетворение становится главным приёмом, используемым автором для описания волков. Напротив, человек показан как безнравственный разрушитель, для которого нет ничего святого.

В заключение хочется сказать, что природа и цивилизация действительно находятся в состоянии неизбежного конфликта. Мы должны помнить, что являемся частью природного мира, а не его хозяевами, и не совершать необдуманных действий.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.