+3
23 июня 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Сочинения по темам прошлых лет

Сочинение
5 работ по темам итогового сочинения прошлых лет.


2014-2015 год
Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс


Сложно переоценить влияние природы на человека. Многие поэты и писатели ощущали на себе её целительную силу. Например, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» создаёт яркую пейзажную зарисовку, наполненную светлыми чувствами. Соприкосновение с природным миром наделяет лирического героя новыми силами, и он открывает для себя возможность обретения счастья и постижения Бога. Природа может быть созвучна внутреннему состоянию человека и даровать ему желанное умиротворение. Однако в некоторых случаях возникает диссонанс, потому что люди сознательно воздвигают стены между собой и окружающим миром. Рассмотрим два противоположных примера из произведений художественной литературы.

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни». Действительно, большую роль в нём играют лирические отступления, посвящённые культуре, искусству, жизни дворянского общества первой половины XIX века. Но ничуть не меньше внимания поэт уделяет природе, которая помогает ему выразить собственное отношение к героям произведения. Так, например, Татьяна Ларина, названная автором «милым идеалом», тесно связана с природным миром. Поэт позволяет читателю увидеть зимний пейзаж глазами любимой героини: «поутру побелевший двор», «деревья в зимнем серебре», горы, «устланные блистательным ковром». Мы узнаём также, что Татьяна «с её холодною красою» любит это время года, потому что преображённая природа созвучна её душевному состоянию. Тем самым Пушкин подчёркивает связь героини с русским народом; он сам восхищается и любуется этой удивительной девушкой. Примечательно, что зима в произведении – это действительно прекрасное время с волшебными крещенскими вечерами, весёлыми праздниками и святочными гаданиями. Именно такая торжественная пора обновления мира близка характеру Татьяны Лариной с её невероятной добротой и душевностью.

Главному герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в отличие от пушкинской Татьяны, чуждо чувство прекрасного. Базаров отрицает искусство и Бога, а природу считает «мастерской», в которой человек является работником. Он привык смотреть на мир рационально и объяснять любые явления с позиции логики. По мнению Базарова, человек должен заниматься полезной деятельностью, поэтому он высмеивает Николая Петровича Кирсанова за игру на виолончели и чтение Пушкина. Однако настоящий диссонанс возникает в финале произведения, когда Тургенев описывает небольшое сельское кладбище и могилу героя-нигилиста. Писатель противопоставляет «великое спокойствие» природы «грешному, бунтующему сердцу» Базарова. Мы видим, что бессмертная природа одерживает верх над смертным человеком. Такая антитеза позволяет автору выразить собственную позицию: невозможно отрицать духовные ценности, потому что они символизируют «вечное примирение» и «жизнь бесконечную».

В заключение хочется сказать, что природа может стать для человека главным источником сил и послужить толчком к дальнейшим значимым изменениям. Именно поэтому так важно стремиться преодолеть дистанцию, возникающую между нами и природным миром, чтобы достичь гармонии и превратить любой диссонанс в созвучие.


2015-2016 год
Какую роль в становлении личности играют детство и юность?


Детство называют прекрасной порой, рассветом человеческой жизни. Мир кажется преисполненным красоты и волшебства, и ты охвачен любопытством, испытываешь искренний интерес ко всему происходящему вокруг. Чаще всего основы характера личности закладываются именно в детстве. События, которые переживает ребёнок, вызванные ими мысли, впечатления, полученные в юности, во многом определяют систему ценностей человека. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» родился в обедневшей дворянской семье и с ранних лет усвоил простую истину: чтобы достичь высот, надо «беречь копейку». Именно такое наставление даёт отец сыну, и тот принимает завет как руководство к действию, считая, что для достижения поставленной цели хороши все средства. В училище Чичиков стремится понравиться людям, из общения с которыми он может извлечь выгоду, старается быть прилежным и усидчивым несмотря на отсутствие каких-либо талантов. Он сумел завоевать авторитет у сверстников и заработал первые деньги, используя их слабости. Так, например, Чичиков покупал на рынке булки и пряники и перепродавал их проголодавшимся товарищам. Это доказывает, что герой с детства отличался поразительной изворотливостью и практическим умом. Едва ли кому-нибудь другому пришло бы в голову выдрессировать мышонка, чтобы выгодно его продать. Таким образом, уже в юности Чичиков стремился к обогащению и был готов на всё ради получения прибыли. Корыстолюбие, заложенное в герое с детства, подталкивает его к мошенничеству, и у него появляется идея покупать у помещиков мёртвых крестьян. Гоголь неслучайно уделяет биографии Чичикова такое большое внимание, ведь благодаря этому мы видим постепенное превращение человека в афериста.

Проблема влияния детства и юности на формирование характера личности поднимается и в романе И.А. Гончарова «Обломов». Так, заглавный герой получал от родителей много любви и ласки, никогда ни в чём не нуждался и наслаждался своим беззаботным существованием. Мальчик был «хорошеньким, красненьким, полным», много смеялся и шалил. Родители называли сына «душенькой», няня рассказывала ему сказочные истории о «волшебной стране, где нет зла, хлопот и печалей», Захар одевал маленького барина и заботился о нём. Обломову почти ничего не приходилось делать самому, и вовсе не удивительно, что он вырос инфантильным и ленивым человеком. Но между тем у Ильи Ильича есть немало положительных качеств, которые также были заложены в нём с детства. Например, Андрей Штольц превыше всего ценил в товарище «голубиную нежность» – искренность, душевность и доброту. Можно сказать, что эта любовь к людям и неприязнь ко всему фальшивому, наносному зародилась в сердце Обломова ещё в раннем возрасте благодаря родительскому воспитанию.

Таким образом, роль детства и юности в процессе формирования личности действительно велика. Как отмечал мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо, «воспитание человека начинается с его рождения», а это значит, что оно во многом предопределяет будущее личности. Все те идеалы и ценности, которые служат для нас духовной опорой во взрослой жизни, закладываются в раннем возрасте, руководят нами в юности и тем самым проходят необходимую проверку на прочность.


2016-2017 год
Как разум и чувства влияют на поступки человека?


Что определяет поведение человека: разум или чувства? Можно вспомнить творчество писателей-классицистов, которые превыше всего ставили рациональное начало и считали положительным героем того, кто руководствуется чувством долга. С другой стороны, приблизительно в это же время появляется сентиментальная проза, и авторы таких художественных произведений уделяли больше внимания эмоциональному состоянию персонажей. Многие философы справедливо отмечали, что человеку опасно всегда и во всём слушать зов своего сердца и покоряться первому порыву. Но в то же время известный немецкий писатель Э.М. Ремарк утверждал: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами». Чтобы ответить на поставленный вопрос, обращусь к произведениям художественной литературы.

Чаще всего поведение человека одновременно определяют и разум, и чувства. Заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» решается на страшный поступок. Он ни на секунду не сомневается в том, что должен убить младшего сына-предателя. С одной стороны, такое решение кажется естественным и разумным, если оценивать его с точки зрения казака. Н.В. Гоголь вовсе не случайно рассказывает о законах, действующих в Запорожской Сечи, с такой подробностью. Читатель узнаёт, что это место для казака становится родным домом, именно поэтому долг каждого из них – сражаться во имя своего Отечества до последней капли крови. Помимо этого, нельзя не вспомнить знаменитые слова самого Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества». В бою действовал важный принцип: лучше погибнуть самому, чем бросить своего товарища. Андрий же предаёт и семью, и Отчизну, за что получает наказание. С другой стороны, Тарас, несомненно, руководствовался не только разумом, но и чувствами. Встретившись с отцом, Андрий ощутил себя школьником, стоящим перед строгим, «страшным» учителем. Тарас не может поступить иначе и пощадить сына, но в то же время он искренне сожалеет о его «бесславной» гибели.

Такое же противоречие мы можем заметить и в поведении Андрея Болконского, одного из главных героев романа-эпопеи «Война и мир». Он унаследовал от своего отца строгость и практический ум. Князь Андрей достаточно дальновиден, сдержан и наблюдателен. Его можно назвать замечательным стратегом, и он всему стремится дать логическое объяснение. Отправляясь на службу, князь мечтает «найти свой Тулон» и прославиться, ещё не вполне понимая, что такое война на самом деле. Казалось бы, именно такие люди и добиваются поставленных целей, однако система взглядов Болконского после Аустерлицкого сражения меняется кардинальным образом. Всё вокруг кажется ему пустым, бессодержательным и фальшивым в сравнении с «высоким, бесконечным небом». Постепенно чувства князя Андрея одерживают верх над разумом – его сердце открывается для новой любви. Андрей Болконский делает предложение Наташе Ростовой, поддаваясь её волшебному обаянию, и мир снова кажется ему прекрасным, а жизнь – наделённой смыслом.

Приведённые мной примеры доказывают, что разум и чувства в равной мере влияют на поведение человека. Мы зачастую совершаем ошибки, бросаясь из крайности в крайность, поэтому очень важно помнить о золотой середине: слушать своё сердце и в то же время быть готовым взять на себя ответственность за каждый поступок.


2016-2017 год
Может ли быть неравенство в дружбе?


Дружба – это союз, основанный на взаимопонимании, любви и заботе. Он подразумевает под собой готовность протянуть руку помощи в сложной ситуации, взаимовыручку, а иногда даже требует самопожертвования. Вспомним, например, начало стихотворения А.С. Пушкина:

Поедем, я готов, куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать…

Настоящий друг готов разделить с тобой все тяготы судьбы и останется верен тебе во что бы то ни стало. Но может ли быть неравенство в дружбе? И возможно ли такие взаимоотношения назвать дружескими? Чтобы ответить на эти вопросы, обращусь к произведениям художественной литературы.

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова не верит в настоящую дружбу и считает, что один из двух товарищей всегда становится рабом другого. В «Герое нашего времени» создаётся портрет представителя поколения первой половины XIX века, для которого характерен подчёркнутый индивидуализм и скептическое отношение ко многим явлениям действительности. Печорин не может подружиться с Грушницким, потому что предчувствует: однажды они столкнутся на «узкой дороге». Молодые люди обладают абсолютно противоположными взглядами на жизнь и поэтому никогда не смогли бы найти общий язык. Грушницкий видит в Печорине соперника и злится за то, что терпит поражение в борьбе за внимание и чувства княжны Мери. Этот пример доказывает возможность существования неравенства между людьми, но отношения лермонтовских героев невозможно назвать дружбой.

Однако иногда даже антиподы могут по-настоящему оценить и полюбить друг друга. Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» заглавный герой – ленивый, апатичный человек, который привык к пассивному образу жизни и не готов в нём что-либо менять. Его лучший друг Андрей Штольц, напротив, не представляет своего существования без путешествий, знакомств и общения с другими людьми, а труд он называет «образом, содержанием, стихией и целью жизни». Между тем эти два человека прекрасно дополняют друг друга: если Штольцу не хватает некоторой мягкости, то Обломов, наоборот, обладает «голубиной нежностью». И.А. Гончаров уже в начале произведения подчёркивает, что только Андрей Штольц был в состоянии поднять друга с дивана, заставить его выходить в свет и читать книги. Конечно, попытка изменить характер и привычки Обломова не увенчалась успехом, но всё же взаимоотношения героев сложно назвать неравными. У каждого из них свой идеал жизни, и каждый выбирает собственный путь, но между тем они всё-таки остаются друзьями.

В заключение хочется сказать, что только равноправные отношения можно назвать истинной дружбой. Такие люди искренни друг с другом и могут свободно высказывать свою точку зрения. Известный древнегреческий философ Пифагор Самосский заметил: «У друзей всё общее, и дружба есть равенство».


2017-2018 год
Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?


Почему люди занимаются творчеством? Возможно, есть те, кто хочет извлечь из этого выгоду и продать собственные произведения. Такие люди зачастую могут спокойно существовать и без своего увлечения, потому что они руководствуются лишь коммерческим интересом. Если подобные «творцы» перестанут получать прибыль, они найдут другую сферу деятельности, которая даст больше возможностей для достижения поставленных целей. Но есть и совершенно другие люди: они действительно не представляют своей жизни без творчества и готовы многим пожертвовать ради него. Ничто не заставит их прекратить заниматься любимым делом, потому что оно становится главной опорой и источником духовных сил. Для таких людей творчество – это предназначение и, говоря словами Б.Л. Пастернака, «самоотдача», а «не шумиха, не успех». Чтобы доказать эту мысль, обращусь к произведениям художественной литературы.

В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» представлены два типа творцов. Сальери мечтает получить признание и славу, и ему приходится прилагать немало усилий, чтобы добиться результата. Можно позавидовать его упорству, усидчивости и целеустремлённости, но даже такие сильные качества не делают героя гениальным музыкантом. Как бы он ни старался, всё равно остаётся одним из многих и не может затмить Моцарта. Сальери кажется, что этому человеку всё даётся слишком легко, потому что он находит время для развлечений. На самом же деле Моцарт просто наслаждается своей жизнью и свободой, и это делает его творчество по-настоящему прекрасным и искренним. Он точно так же, как и Сальери, всецело отдаётся искусству, но между тем ему чуждо тщеславие, желание возвыситься, завоевать авторитет, стать успешным. Моцарт не может отказаться от музыки, потому что она становится неотъемлемой частью его жизни. Именно таким, по мнению А.С. Пушкина, и должен быть идеальный творец – влюблённым в то, что он делает, и верным своему призванию.

Истинное творчество не должно быть «шумихой», в противном случае оно превращается в часть массовой культуры. Главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – историк по образованию и писатель по призванию. Неожиданное получение крупной денежной суммы позволяет ему оставить прежнюю работу и посвятить всё своё время творчеству. Он пишет роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, а это значит, что его текст никогда не появится в печати. Религиозные произведения и обращение к библейской тематике в то время были запрещены, и мастер, разумеется, может это предвидеть, но не изменяет своим принципам. Герой не хочет становиться членом МАССОЛИТа и писать то же самое, что и другие, хотя именно это помогло бы ему получить признание. Но чего стоят такой успех и такая слава? Одинаковые, скопированные друг у друга произведения массолитовцев со временем забудут, потому что они утратят какую-либо значимость. Напротив, роман мастера – это одна из тех самых «рукописей», которые, по словам Воланда, «не горят», потому что её автор – человек, наделённый истинным талантом. Булгаковский герой действительно живёт своим творчеством, и оно требует от него большой самоотдачи.

Таким образом, слова Б.Л. Пастернака могут стать своеобразным лозунгом творческих людей, которые не стремятся к славе и признанию. Они действительно считают, что «быть знаменитым некрасиво» и вовсе не это «подымает ввысь», ведь гораздо важнее – следовать своему предназначению и оставаться самим собой.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.