Итоговое сочинение. Аргументы по блоку "Я и другие"
Произведение, автор, жанр |
Раскрытие проблемы взаимоотношений в произведении |
Примечания |
А.С. Грибоедов «Горе от ума», комедия |
Просвещенный, передовой дворянин Чацкий, проучившись три года за границей, возвращается на родину и с негодованием замечает невежественность, подлость, продажность, лицемерие в кругу знакомых чиновников. Он яростно обличает фамусовское общество, однако ни в ком не находит поддержки: его воспринимают как «карбонари» и «безумца», что вынуждает одинокого и разочарованного героя покинуть Москву. «Пойду искать по свету, Где чувству оскорбленному есть уголок! Карету мне, карету!» |
Формально Чацкий побежден, против него настроено все фамусовское общество. Однако этому обществу все же нанесён «смертельный удар». Несмотря на свою многочисленность, оно изжило себя: автор убежден, что вскоре начнет появляться все больше молодых людей, подобных Чацкому, будут происходить реформы. Беда Чацкого в том, что он «оказался на сцене» слишком рано. |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», роман в стихах |
Онегин, петербургский аристократ, пресытился столичной жизнью – являясь типичным представителем светского общества, он, тем не менее, скучает в кругу пустых кокеток и франтов. Онегин пытается начать новую жизнь в деревне, однако общество провинциальных помещиков также претит ему: они слишком просты, недостаточно хорошо образованны; это типичные обыватели. Герой не может найти своего места, предназначения, у него нет цели, и это его тяготит. Ему не удается построить ни дружеских, ни любовных отношений. Онегин – тип «лишнего человека» |
|
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», философско-психологический роман |
Григорий Печорин, офицер, аристократ, страдает от того, что не может найти свое предназначение, определить жизненную цель. Он молод, умен, красив, смел, но попусту растрачивает душевные силы. Героя постоянно терзает скука, и он разными способами пытается ее развеять, не считаясь с чужими интересами. Он постоянно рефлексирует, с готовностью признает свои недостатки, но не желает с ними бороться. Где бы ни появился Печорин, он приносит с собой разлад и неприятности, ломает чужие судьбы: контрабандисты вынуждены искать новое место, Бэла и ее отец убиты, Казбич лишается коня, которого ценил больше всего на свете, Грушницкий погибает, муж Веры узнает о ее измене и третирует ее, разбито сердце Мэри, которая, скорее всего, уже не сможет обрести счастья в любви; Максим Максимыч тяжело переживает равнодушие своего прежнего приятеля… Печорин не любит светское общество, он скучает среди аристократов, считает их косными, пустыми, но при этом сам он - порождение этого общества и носит его печать. Еще не достигший и тридцати лет, самолюбивый эгоистичный Печорин тяготится жизнью и страдает от ее бессмысленности. |
|
У. Шекспир «Гамлет», трагедия |
Датский принц Гамлет, поговорив с призраком своего отца, подозревает в его убийстве своего дядю, нового короля, однако не имеет прямых доказательств и пытается найти истину. Молодой человек переживает внутренний и внешний конфликт. Внешний – с отчимом, матерью, придворными: ему претят фальшь, лицемерие, подлость, встречаемые им всюду. |
|
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман |
Родион Раскольников, умный, гордый студент, раздавленный нищетой и своим бесправным положением, придумывает теорию, согласно которой люди делятся на два типа - «твари дрожащие» и «право имеющие» (вторым дозволено переступить нравственную черту). Чтобы понять, к какому типу относится он, Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая наживалась на бедных, принимая за бесценок вещи людей, оказавшихся в безвыходном положении. Раскольников поставил себя на место Бога, решающего, кому жить, кому – нет. Он проявил гордыню. Раскольников переживает внутренний конфликт: с одной стороны, он не раскаивается в содеянном, с другой – не может заглушить голос совести, ведь в целом герой – человек добрый, отзывчивый, умеющий сострадать, бремя преступления давит на него, он чувствует, что «словно ножницами отрезал себя» от мира, близок к помешательству. Раскольников корит себя за то, что не может равнодушно воспринимать совершенное, видит в этом свою слабость. Герой не выдерживает нравственных мук и (во многом под влиянием Сони Мармеладовой) приходит в полицию с признанием. В конце концов, уже оказавшись на каторге, Раскольников все же раскаялся, увидев во сне страшное воплощение своей теории, когда каждый посчитал себя «право имеющим». После этого происходит нравственное перерождение героя. |
Преступление было совершено не ради денег – ими герой даже не воспользовался, он пытался доказать себе, что не является «тварью дрожащей». |
А.Н. Островский «Гроза», пьеса |
Катерина – молодая женщина, выросшая в любви и заботе, но после замужества оказавшаяся в семье, где с ее правами не считаются, где она не видит ласки и понимания, где вынуждена подчиняться злобной сварливой свекрови, которая живет по домостроевским порядкам и постоянно придирается к героине. Катерина набожна, добра, живёт не разумом, а чувствами. Борис привлек ее своей образованностью, нежностью – он не был похож на других жителей Калинова. С ним Катерина почувствовала себя любимой и изменила мужу. Однако героиня понимает, что измена – грех, ей тяжело жить с пятном на совести, и она публично признается в неверности. Разлученная с Борисом силой обстоятельств, гордая, смелая, своенравная женщина бросается в Волгу, так как не готова смириться и продолжить жизнь в опостылевшей семье. |
Катерина противопоставлена жителям Калинова, «темному царству» как человек, способный на протест, и носящий в себе светлое начало. |
И.А. Гончаров «Обломов», роман |
Илья Ильич Обломов – барин, живущий размеренной жизнью и не терпящий суеты. Это нравственный, умный человек, склонный к философии, «голубиная душа», однако он не выпускает наружу тот свет, который есть в его душе: не приносит пользы, не жертвует собой. Его порок – лень, безволие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, бороться за любовь и счастье. Его жизнь наполнена праздными мечтами, пустыми планами, которым не суждено реализоваться. Он не приспособлен к изменяющимся общественным условиям, когда на смену патриархальному укладу приходит время буржуазии, дельцов, готовых активно действовать. |
После расставания с Ольгой Обломов, который, казалось, «проснулся» для жизни, погружается в духовный сон. |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», повесть |
Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин из провинции, который поступает на военную службу в Белогорскую крепость. Петр не мечтает о военной карьере, ему близка тихая семейная жизнь, но он оказывается в водовороте исторических событий – речь идёт о Крестьянской войне под предводительством Пугачева. Петру удаётся следовать наставлению отца – «Береги платье снову, а честь смолоду»: постоянно оказываясь в ситуациях нравственного выбора, он сохраняет в себе человека: он не изменяет присяге и не переходит под начало Пугачёва, он никогда не проявляет трусости и всегда исключительно честен, он ценой своей жизни готов защищать честь возлюбленной. |
С помощью образа Петра Гринёва А.С. Пушкин показывает, что даже в смутные, тяжёлые времена человек способен сохранить в себе человеческое, если живёт по совести. |
Мигель Сервантес «Приключения Дон Кихота», роман |
Дон Кихот - небогатый идальго (аристократ), увлеченный рыцарскими романами настолько, что они доводят его почти до помешательства. Герой живёт в мире фантазий о благородных подвигах, поединках, прекрасных дамах… Его не привлекают богатства: он хочет быть похожим на своих кумиров и добиться посвящения в рыцари, наивно верит в то, что борется со злом и однажды обретет славу. Окружающие воспринимают его как сумасшедшего. Кто-то жалеет Дон Кихота, кто-то обманывает его ради собственной выгоды. Дон Кихот не хочет воспринимать действительность и зачастую не помогает, а вредит людям, не осознавая этого. Он упрям, немного тщеславен, порой неистов, но у него очень доброе сердце наивного мечтателя. Перед смертью Дон Кихот прозревает: герой разочаровывается в своих иллюзиях и избавляется от книг о любимых рыцарях, называя себя глупцом. |
|
М. Горький «Старуха Изергиль», повесть |
Юноша Ларра – сын орла – возвращается в родное племя, из которого когда-то была похищена его мать: он ставит себя выше соплеменников, нарушает законы общины, не уважает старцев и даже убивает девушку, отказавшуюся последовать за ним. Ларра упивался своей силой, грабил племя, не ведал ни дружбы, ни любви, у него не было ни одного близкого существа – и однажды он проклял свою долю. За гордыню герой был наказан бессмертием, а соответственно – и вечным одиночеством. |
Один из спасённых Данко людей наступил на его тлевшее сердце, испугавшись чего-то, - так оно погасло. |
Л.Н. Толстой «Война и мир», роман-эпопея |
Платон Каратаев – крестьянин, оказавшийся в плену. В нем нет присущей воюющему человеку жестокости, он не теряет самообладания, не отчаивается, не жалуется на жизнь – он продолжает любить ее, живёт в гармонии с собой. Платон Каратаев – воплощение лучших национальных черт русского человека: Платон всех считает братьями, никого не осуждает и не винит в своих бедах. Даже во французах не видит врагов, не держит на них зла. Хотя сам герой пленен, его душа остается свободной. Платон религиозен, смиренен и верит в конечное торжество справедливости. Он поддерживает других пленных, оказывает большое влияние на Пьера, способствуя его нравственному возрождению. |
|
Автор: Ноздрина Анна Владимировна.