+4
7 декабря 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Сочинения по темам Центрального федерального округа

Сочинение
5 сочинений по экзаменационным темам 4 декабря. Список всех тем здесь.

Комплект тем итогового сочинения (№ ИС04122019-02): temi-4dec2019.pdf


Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?

Разве можно не согласиться с великим писателем? Конечно же, я разделяю мнение Льва Николаевича Толстого. Кроме того, об этом говорили и другие писатели. Александр Сергеевич Пушкин писал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?

Михаил Юрьевич Лермонтов вопрошал устами своего героя: «…зачем я жил? для какой цели я родился?» Таким образом, мы видим, что каждый человек должен искать свой путь духовных исканий, иначе жизнь может оказаться «напрасным и случайным даром», растраченным на страсти, «пустые и неблагодарные». Лучшие герои романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого ищут и находят высокий смысл своей судьбы. Особенно интересно мне проследить, как показан путь духовных исканий Андрея Болконского: от погони за «пустыми и неблагодарными» страстями до достижения безграничного счастья. Подобный путь обязан проделать и каждый из нас.

В начале романа Андрей Болконский одержим мечтой о славе и всеобщем восхищении, его кумиром является Наполеон. Стремясь воплотить свою мечту в реальность, князь Болконский спешит на войну: он уверен, что там ждёт его «Тулон», который выведет к славе и торжеству над всем миром. Встреча с капитаном Тушином охладила пыл князя Андрея: он понял, что беспримерное мужество и отвага не всегда ведёт к славе и торжеству. Его даже оскорбило в какой-то степени, что этот невзрачный человек – настоящий герой, обладающий беспримерным мужеством. Мечта о собственном величии немного померкла, но всё же волновала Болконского. Полное разочарование ждало князя Андрея на поле Аустерлица, когда он лежал, поверженный и страдающий, а его кумир проехал мимо на белом коне, с нескрываемым удовольствием оглядывая поле битвы, сплошь усеянное ранеными и погибшими.

Опустошённый и разочарованный, Андрея Болконский возвращается на родину. Теперь жизнь кажется ему бессмысленной. И тут он встречает Наташу Ростову, которая научила его радоваться жизни. «Нет, жизнь не кончена!», - так решил для себя Болконский после встречи с этой необыкновенной девушкой. Теперь он понял, что есть на свете счастье и оно заключается в любви. Очарование длилось недолго, так как Наташа, не выдержав разлуки с женихом, готова была изменить ему с первым встречным – с Анатолем Курагиным. Оскорблённый, Болконский теперь видит смысл своей жизни в мести сопернику, поэтому гоняется за ним по всем фронтам, чтобы вызвать на дуэль и убить.

И вот наступил 18012 год. Наполеон вторгся в Россию. Вся страна поднялась на защиту своей Родины. Кутузов решил дать бой под Бородином. Полк Андрея Болконского не участвует в сражении, стоит в резерве. Не совершив ни одного выстрела, князь получает смертельную рану. И вот он в полевом госпитале видит своего давнего врага – Анатоля Курагина, тоже раненого. Где былая ненависть? Она исчезла: Болконский готов расцеловать своего недруга, как родного брата. Его дух возвысился настолько, что он готов простить и полюбить врага только потому, что тот сражался против Наполеона и пострадал.

Позже простил Андрей и Наташу, вывезшую его из Москвы вместе с другими ранеными. Он любил её так, как не смог бы любить ни один здоровый человек, эта некрасивая, опухшая от слёз девушка казалась ему настоящим ангелом, и каждый миг рядом с ней был наполнен безграничным счастьем. Он понимал, что эта любовь есть самый большой дар судьбы и ничего больше не желал для себя и только благодарил судьбу за ранение, которое свело его снова с Наташей. Князь Андрей осознал истину жизни, видя перед собой это милое создание. И эта истина состояла в том, что только любовь имеет смысл.

Так и каждый из нас должен пройти свой путь духовных исканий. Надо желать славы и торжества над всеми, разочаровываться в этом, влюбляться, ревновать и ненавидеть, защищать свои святыни, бороться с врагами и в конце концов понять, что только любовь делает нас живыми и дарует нам ощущение безграничного счастья.


Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

Тем, кто устал надеяться, я бы посоветовала прочитать книги о войне: в них каждое слово проникнуто неиссякаемой надеждой в победу. В те трудные годы наши люди отличались беспримерным мужеством и героизмом, а нам нужно учиться у них никогда не терять самообладания и уверенности в счастливом будущем. Для этого подойдёт, например, произведение Бориса Васильева «В списках не значился».

Автор книги знал о войне всё: он сам мужал на фронтах и чудом выжил. Его послевоенная жизнь была посвящена одному лишь делу – рассказать грядущим поколениям о том, чему сам он стал свидетелем. Роман «В списках не значился» прославляет подвиг защитников Брестской крепости: они погибали, но не сдавались. Главный герой – молоденький лейтенант Николай Плужников. Он прибыл в пункт назначения и уже направлялся к командованию, чтобы рапортовать о прибытии, как начались взрывы, стрельба, неразбериха и хаос. С этого момента вся короткая жизнь главного героя была подчинена одной цели – сражаться с врагом и надеяться. Николай надеялся, что вот-вот подойдут регулярные части Советской армии. Надежда не угасала, когда погибли один за другим друзья: никогда не унывающий Сальников и строгий Владимир Денщик. Эти трое сражались вместе с самого первого дня, каждый готов был отдать жизнь за другого, они хотели, чтобы кто-то из них выжил и имел возможность радоваться новому дню без войны. Оба друга Николая Плужникова спасли его ценой собственной жизни. С ним были связаны их надежды на спасение Родины от фашистов, они чувствовали в нём могучий дух и железную волю.

С Николаем Плужниковым связывала свои надежды на счастье и девушка Мирра. Она была с детства калекой, а война ещё и замуровала её в подземелье, но и война же подарила девушке встречу с любимым. Николай и Мирра в эти ужасные времена получили возможность испытать самое светлое чувство в их коротеньких жизнях. Коля хотел спасти Мирру и своего нерождённого ребёнка и отправил её к пленным, надеясь, что ей удастся затеряться среди них и выжить. Он не видел, как её забили прикладами охранники лагеря, и в его сердце жила надежда, что любимая жива и его ребёнок тоже. А Мирра в свой последний миг жизни надеялась, что Николай никогда не узнает о её гибели.

В своей книге писатель хотел показать, что человек может быть загнан в угол и даже убит, но его нельзя лишить надежды. Это и делает человека непобедимым. Уставшим надеяться книга Бориса Васильева поможет взглянуть на свою жизнь с другой точки зрения и обрести новые горизонты.


Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?

Понятие добра и зла являются духовно-нравственными категориями, поэтому касаются только человека. Ведь мы воспринимаем события нашей жизни с позиции оценивания: это хорошо, а это плохо. Но для того, чтобы давать оценки происходящему, нам нужны критерии, их мы получаем из Божественных заповедей, о которых больше ни одно живое существо не имеет представления. Главная же заповедь добра – это «возлюби ближнего своего». Вот и получается, что сердце человека – это поле битвы. Каждый из нас борется с самим собой: соблюдать ли ему Божественные законы и служить добру или встать на сторону зла, совершая преступления против любви. Ф.М.Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» показал такую битву добра и зла в человеческом сердце.

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Его бедность очевидна: за жильё платить нечем, есть нечего, одет в лохмотья. Этот образ погружает нас в мир неблагополучия, в котором трудно вести нормальную жизнь. Подобное можно оценивать как следствие победы зла над добром в сердцах людей. Это хорошо показано в первом сне Раскольникова. Ему приснилось, как у кабака стоит тощая лошадёнка, запряжённая в огромную телегу, пьяный хозяин посадил кучу людей в телегу и хлещет клячу кнутом, требуя, чтобы везла всех. Так символично отражён мир, в котором зло окончательно и бесповоротно одержало победу: имеющий власть куражится, сторонние люди потешаются, а несчастные обречены на страдания и мучения. Во сне Раскольников видит себя единственным, жалеющим лошадёнку, которая символизирует весь измученный люд. Эта способность сопереживать и жалеть – признак живого сердца, в котором ещё не умерла любовь. Сочувствие живо в душе главного героя, и оно мучает его. Ему хочется как-то изменить этот страшный мир победившего зла, и он придумывает свою теорию. Она чудовищна, но ведь в обществе царящего зла невозможно появление чего-то иного.

В ещё живом, но больном сознании Раскольникова добро и зло причудливо смешалось: надо разделить людей на плохих и хороших, плохих убить, а хорошим дать счастливую жизнь. Самого себя он видит в качестве «право имеющего» делить людей, одних казнить, других облагодетельствовать – такое сверхсущество, в котором смешалось добро и зло в одном флаконе. Убийство старухи – это экзамен на «сверчеловека», Раскольников его провалил. Убить и не

жалеть о содеянном, может тот, в ком добро уже умерло, а Раскольников не такой – его душа ещё жива. Сам он этого не понимает - осуждает себя в слабости и трусости. Только Соня Мармеладова смогла открыть ему тайну настоящей духовной силы. Оказывается, что могущество доброго сердца в вере в Бога, способного воскресить даже умершего человека. И нужно только одно – любить. А это-то оказывается самым трудным.

Трудно любить и служить добру, потому что каждый считает себя лучше всех. Это символично отражено в другом сне Раскольникова: снится ему, как люди заражаются загадочными трихинами и сходят с ума. Каждый, заражённый злыми микроскопическими бесами, становится одержим идеей о своей исключительности и уже не способен слышать и видеть другого человека, для него есть только он, во всём правый, заслуживающий всеобщей любви и поклонения. Только избранные могут в этом сне Раскольникова избежать заражения, но их никто не видит. Разве может кто-то предположить, что избранный человек – это презренная девушка, живущая «по жёлтому билету»?

А что за сила дана избранным, подобным Соне Мармеладовой? Их предназначение - самоотверженно спасать всех, кого они любят. Добро и зло – это понятия морально-нравственные, они проявляются в борьбе с самим собой: любить других людей или только самого себя. И такой выбор совершается в сердце каждого человека, но отражается он на жизни всего нашего общества.


Считаете ли Вы смирение добродетелью?

Смирение может быть необходимо в каких-то моментах жизни, а иногда лучше о нём забыть. Ведь для нас всё неоднозначно, всё относительно. Если, например, враг напал на твою страну, разрушил твой дом, грабит, убивает твоих родных и близких. Может ли в таком случае идти речь о смирении? Конечно, нет! Нужно брать в руки дубину и гнать врага взашей. А если жених уехал далеко, и всё нет его, а так хочется любить и быть любимой, тут красавчик ухаживает и всячески даёт понять, что готов на всё ради тебя. Смириться и ждать жениха, которому слово дала? Конечно, да! Нельзя же быть вероломной. Я сейчас говорю о тех примерах, которые встречаются в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Есть ещё интересный образ у Александра Сергеевича Пушкина в повести «Капитанская дочка». Пётр Гринёв влюблён в Машу Миронову и просит у родителей благословения на брак с нею. Отец, узнавший от Савельича о дуэли и ранении сына, о причине этого инцидента, прислал отказ в резкой и категоричной форме. Пётр готов пойти наперекор отцовской воле, он уговаривает свою возлюбленную венчаться без согласия его родителей. Маша отказывается. Почему? Не такова её натура, чтобы противиться воле семьи, она смиряется перед обстоятельствами, ведь ослушаться отца для неё, что ослушаться Бога. Маша очень набожна и нравственные заповеди - это высший закон.

И вот проходит время, многое изменилось в судьбе влюблённых. Маша находится в безопасности в имении Гринёвых, а его самого вот-вот должны осудить за участие в восстании Пугачёва и приговорить к смерти или, что ещё страшнее, к позорному наказанию. Тогда Маша решила бороться с несправедливостью и, чтобы спасти своего жениха, отправляется в Петербург к самой государыне. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, ей удаётся встретиться с императрицей и рассказать всё о себе и своём возлюбленном. Государыня прониклась сочувствием к дочери героически погибшего капитана Миронова, сохранившего верность присяге ценою собственной жизни. Гринёва освободили и отпустили вместе с невестой на все четыре стороны. Так счастливо закончилась история о двух молодых людях, которые пронесли свою любовь через столько испытаний, сохранили её в таких перипетиях, что облегчённо восклицаешь: «Слава Богу! Какие молодцы!»

Вот и получается, смирение – это добродетель, но есть такие ситуации, когда необходимо бороться с обстоятельствами, забыв обо всём. Мы люди, поэтому для нас нет однозначных и простых решений.


Что мешает взаимопониманию между любящими?

Любому взаимопониманию мешает эгоизм. Этому учат нас с самого детства сказки, когда-то прочитанные родителями. Стоит вспомнить историю про лису и журавля: они никак не могли наладить нормальных взаимоотношений, и причина тому в неспособности заботиться друг о друге, думать не только о себе. А в произведении Ганса Христиана Андерсена «Свинопас» принцесса легко бы вышла замуж за прекрасного короля, если бы только смогла забыть о своих желаниях и капризах. Вот и получается, что взаимопониманию между любящими мешает эгоизм. В этом мы можем убедиться, обратившись к произведениям великих русских писателей.

Думаю, самым показательным примером служит роман И.А.Гончарова «Обломов». Илья Ильич, главный герой, влюблён и счастлив. Ради Ольги Ильинской он пожертвовал своим покоем, преодолел лень и апатию, стал вести активный образ жизни. Ольга довольна, ведь ей удалось почти невозможное – поднять с дивана увальня Обломова, заставить его шевелиться и что-то делать. Оба довольны и счастливы. Но так продолжалось, к сожалению, не очень-то долго. Постепенно Обломов устал, задумался: а стоит ли … Ольга отчаялась, сдалась, потому что сам Обломов ей был интересен только как объект эксперимента. Ей не удалось позаботиться о том, чтобы Обломов хоть чуть-чуть почувствовал бы в ней отсвет милой сердцу Обломовки, тогда его душа была бы полностью в её власти. Но то, чего Ольга требует от Ильи Ильича, совершенно не свойственно ему, и стать таким, каким она хочет, - для него значит отказаться от самого себя, что совершенно невозможно. Вот почему любовь была так скоротечна.

Любовь Евгения Базарова, главного героя романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева, тоже оказалась несостоявшейся. Он, как мы все знаем, называл себя нигилистом и не верил в любовь, пока не повстречал Одинцову. Тут его и накрыло большое и непреодолимое чувство. Почему именно она? Наверное, потому что Одинцова – воплощённый идеал человека, каким хотел стать сам Базаров: спокойная, холодная, независимая, свободная и ни во что, кроме себя, не верящая. Может быть, такой человек хорошо устраивается в жизни, только рядом с ним неуютно. Одинцова установила вокруг себя жёсткий порядок, удобный ей одной, никому не позволит она его разрушить. Базаров со своим нигилизмом

вовсе не вписывается в её стерильный мирок. Можно сказать, что Базаров сломлен любовью: он не хочет стать послушным и кротким рабом, удобным Одинцовой, и не может жить, как прежде, когда был неуязвим в своём эгоизме. Смерть его стала закономерным концом несуразной любви двух эгоистичных людей.

Любовь сдирает с души защитную шкурку, заставляет видеть рядом с собой другого человека, чувствовать то же, что и он, думать так же, как и он, заботиться о нём, забывая о себе. Люди эгоистичные на всё это не способны, поэтому невозможно наладить взаимопонимание с ними.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.