25 августа 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Критерии оценивания итогового сочинения в вузах
Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
→ Документ: krit-is.pdf
→ Разделы закрытого банка тем итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/68079...
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма и самостоятельности.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
→ Документ: krit-is.pdf
→ Разделы закрытого банка тем итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/68079...
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учётом его объёма и самостоятельности.
Критерии №1 и №2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания | Баллы |
К1. Соответствие теме | |
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно |
2 |
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается |
1 |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается |
0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала | |
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст); выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения; при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление между ними хотя бы по одной позиции; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) |
2 |
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя
аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и
более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала |
1 |
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении
существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала |
0 |
К3. Композиция | |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли | 2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не бо лее 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль не развивается |
1 |
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть |
0 |
К4. Качество речи | |
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов, канцеляризмов | 2 |
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи | 1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
К5. Оригинальность сочинения | |
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, илинеожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля | 1 |
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля |
0 |
К6. Речевые нормы | |
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки | 2 |
Допущено 3–4 речевые ошибки | 1 |
Допущено 5 и более речевых ошибок | 0 |
К7. Орфографические нормы | |
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 3 |
Допущено 2–3 орфографические ошибки | 2 |
Допущено 4–5 орфографических ошибок | 1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок | 0 |
К8. Пунктуационные нормы | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 3 |
Допущено 2–3 пунктуационные ошибки | 2 |
Допущено 4–5 пунктуационных ошибок | 1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок | 0 |
К9. Грамматические нормы | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка | 2 |
Допущено 2–3 грамматические ошибки | 1 |
Допущено 4 и более грамматических ошибок | 0 |
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале | |
Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19 | 20 |