Обществознание Пробники | Видеоуроки | Демоверсия
+3
7 июня 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Проблемные вопросы в ЕГЭ по обществознанию

Обществознание
Перечень тем, которые вызвали затруднения на экзамене у выпускников прошлого года.


Из методических рекомендаций ФИПИ для учителей.

Независимо от проверяемого содержания выпускники испытывают затруднения:

– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 19);
– в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме, аргументации (задание 20).

Участники экзамена 2022 г. испытали определенные трудности при выполнении составного задания 24 – 25. Так, задание 24 выполнили только 40,2% (32,3%) по критерию 24.1 и 13,3% (10,5%) по критерию 24.2. Задание 25 выполнили в среднем 28,7% выпускников. Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров (задания 19, 25), участники ЕГЭ практически не привлекают межпредметные связи с другими школьными предметами. Многие не могут назвать имена выдающихся представителей отечественной культуры: ученых, писателей, поэтов, художников и т.п. – и дать даже краткую характеристику/описание их достижений/вклада.

Как и в предыдущие годы, экзамен 2022 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан Российской Федерации, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни.

Экзамен 2022 г., как и экзамены предыдущих лет, вновь зафиксировал непонимание определенной долей выпускников принципов организации государственной власти в Российской Федерации (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). По-прежнему часть участников экзамена затрудняется в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации. Самая распространенная ошибка участников ЕГЭ при выполнении подобных заданий связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной властей. Как и в 2016–2021 гг., наблюдается путаница в представлениях выпускников о том, какие вопросы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выпускники демонстрируют недостаточное понимание смысла понятий «политический процесс», «избирательная система», «представительная демократия».

Кроме того, участники ЕГЭ 2022 г. плохо различают уголовные наказания, административные наказания и дисциплинарные взыскания. По-прежнему, самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, лишения свободы как административного наказания; выпускники не понимают, что следует различать штраф (уголовное наказание) и административный штраф (административное наказание).

Как будущие активные участники экономической жизни участники ЕГЭ 2022 г. по обществознанию обнаружили непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции). Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2022 г. (как и участников ЕГЭ 2020–2021 гг.) налоги: транспортный, земельный, а также налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц.

Экзамен 2022 г. выявил следующую проблему: при выполнении заданий на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов часть выпускников ориентируется исключительно на поиск определенного количества правильных элементов ответа (как правило, трех) и не пытается проанализировать все предложенные ответы. В демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ 2022 г. содержалось следующее указание: «Количество правильных ответов в формулировках заданий 2, 4, 5, 7–12, 14, 16 не фиксируется, их может быть от двух до четырех». Но большинство участников экзамена игнорирует данное указание, что приводит к весьма странным результатам.

Например, участники экзамена 2022 г. при выполнении задания 4, полный правильный ответ на которое предполагал четыре позиции, в качестве признака общества традиционного типа не указали патриархальный тип семьи (около 20%), низкий уровень социальной мобильности (примерно 15%), господство натурального хозяйства (10%); в качестве черты отличия человека от других живых существ не отметили потребность в уважении со стороны других субъектов деятельности (около 33%).

При выполнении задания 10, полный правильный ответ на которое предполагал два элемента, в стремлении обязательно найти третий «правильный» элемент ответа отметили в качестве верных следующие позиции: демократия является одной из форм государственного (территориального) устройства (15%); государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни (20%); выборы – это отличительный признак демократии, при других политических режимах выборы отсутствуют (20%); наличие политических партий относится к основным признакам государства (25%).
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.