Обществознание Пробники | Видеоуроки | Демоверсия
0
20 августа 2012
В закладки
Обсудить
Жалоба
Материал 16+

Результаты ЕГЭ по обществознанию

Обществознание
Отчёт ФИПИ по прошедшему ЕГЭ по обществознанию.


В ЕГЭ по обществознанию 2012 г. приняли участие около 460 тыс. человек.

Результаты ЕГЭ 2012 г. в сравнении с результатами предыдущих лет принципиально не изменились. Данные показывают, что результаты работ более половины участников, как и в 2011 г., оцениваются в диапазоне 41–60 баллов.

Тем не менее есть определенные различия. Немного снизился средний балл за выполнение работы. Несколько возросло число выпускников набравших менее 40 баллов, а также число не преодолевших минимальную границу. Последних стало 5,9% против 4,5% в 2011 г. Отчасти это может быть связано с сокращением заданий в части 1 и некоторым усложнением части 2. В то же время возросла дифференцирующая способность измерительных материалов. Более заметной стала группа высокобалльников. Впервые их количество превысило 3% от общей выборки. Существенно увеличилось число выпускников, набравших 100 баллов.

Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, экзамен позволяет не только выявлять характер и степень усвоения каждым участником определенного комплекса знаний по различным аспектам общественной жизни, а также уровень овладения комплексом общеучебных и предметных умений, но и дифференцировать экзаменующихся по уровню подготовки. Тем самым реализуется главное назначение данного испытания.

Результаты экзамена в этом году оказались по ряду позиций ниже, чем в прошлом. Причины этого явления требуют специального изучения. Пока можно предположить, что определенную роль сыграло некоторое усложнение работы: были сокращены задания в части 1, немного усложнена часть 2. Очевидно, сказалось и усиление контроля на экзамене в целях недопущения списывания и подсказок.

Проверка показала, что большинство участников экзамена владеют основным содержанием курса на уровне воспроизведения готовых знаний, распознавания существенных признаков ведущих понятий. Сформированы умения: извлекать информацию из неадаптированного источника; работать с понятийными рядами; восполнять недостающее звено в схеме; извлекать информацию из графических источников, статистических данных, представленных в табличной форме. В то же время сложными познавательными умениями преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает лишь небольшое число выпускников. А это как раз тот круг компетенций, который формируется на протяжении ряда лет полноценного изучения курса при широком использовании проблемно-познавательных и поисковых методов.

Данные ЕГЭ 2012 г. в сравнении с результатами прошлых лет позволяют получить некоторые представления о состоянии и динамике ряда аспектов изучения предмета в школе, влиянии единого экзамена на этот процесс. Так, очевидно, что в преподавании предмета стали чаще использоваться модели заданий ЕГЭ и не только на стадии контроля, но и в качестве обучающих заданий. В целом это можно расценивать как положительное явление при условии, что вся палитра методов обучения не сводится только к этим приемам.

Проявилось и настораживающее явление. Преобладание в экзаменационных материалах заданий на поэлементный анализ (проверяется один содержательный элемент, знание одного понятия и т.п.) начинает сказываться и на характере школьного преподавания. Учителя подчас сводят преподавание к отработке отдельных компонентов содержания. В итоге, у учащихся утрачивается понимание связей между явлениями, процессами, слабо формируются целостные представления и системные знания об обществе. Это в определенной степени выявляет одно из заданий ЕГЭ, предусматривающее составление развернутого плана раскрытия определенной темы. Поиск путей преодоления этих недостатков становится актуальной задачей изучения курса.

Результаты экзамена показали возможные направления совершенствования КИМ ЕГЭ по обществознанию. Одно из них – продолжение линии на усиление части 2 заданиями повышенного уровня сложности. Сейчас некоторые задания этой группы по ряду показателей приближаются к результатам в части 1. Так, целесообразно усложнить задание В5, включив в него еще один параметр для оценивания.

Сохраняет свое значение дальнейшее совершенствование критериев оценивания заданий С8 и С9. Критерии оценивания задания С8 должны в большей степени ориентировать на раскрытие темы по существу. В критериях С9 следует более четко отразить два уровня аргументации: теоретический и фактологически-иллюстративный.

Для повышения объективности оценки заданий части 3 в перспективе следует постепенно переходить от иллюстрирования отдельных критериальных положений единичными примерами к указанию класса объектов, явлений, процессов, которые могут быть использованы учеником в ответе.

Скачать подробный отчёт: obshestvoznanie.pdf
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.