Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Термин |
Определение |
Примеры |
Аллегория (иносказание) |
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. |
Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей. |
Анафора (единоначатие) |
Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк. |
Стонет он по полям, по дорогам. |
Антитеза |
Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. |
Ты богат, я очень беден; |
Бессоюзие |
Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. |
Швед, русский - колет, рубит, режет, |
Гипофора |
Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины. |
Детектив? Это - «Игроки». Водевиль? Это - «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями». |
Гипербола |
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо. |
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь) |
Градация |
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. |
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь) |
Инверсия |
Намеренное нарушение прямого порядка слов. |
Он из Германии туманной привез учености плоды. |
Ирония |
Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению. |
Посмотрите, каков Самсон! |
Литота |
Художественное преуменьшение. |
И шествуя важно, в спокойствии чинном |
Метафора |
Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают). |
Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет). |
Метонимия |
Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого. |
Я три тарелки съел (И.Крылов). |
Многосоюзие |
Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал |
Олицетворение |
Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами. |
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). |
Оксюморон |
Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления. |
Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин). |
Параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения. |
Что ищет он в стране далекой? |
Термин |
Определение |
Примеры |
Парцелляция |
Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. |
Боюсь гостиниц. Может, потому, |
Период |
Способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. |
Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена - тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература - это наша национальная гордость! |
Перифраз |
Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением, при котором подчеркиваются его существенные стороны, характерные признаки. Позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки. |
Вечный город - Рим; |
Риторический вопрос |
Утверждение в вопросной форме с целью привлечения внимания к изображаемому. Может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них. |
Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? |
Риторическое восклицание |
Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия |
О времена! О нравы! Цицерон |
Риторическое обращение |
Подчеркнутое обращение к кому- чему-либо, выражающее отношение автора к объекту |
Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь) |
Символ |
Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности. |
Утро может стать символом молодости, начала жизни. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии (часть предмета заменяет целый). |
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь). |
Сравнение |
Сопоставление двух предметов, явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления. |
Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). |
Умолчание |
Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. |
С тобой летят, летят часы. |
Эллипсис |
Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора. |
Мужики - за топоры. (А.К.Толстой) |
Эпитет |
Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления. В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение |
От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет) |
Эпифора (концовка) |
Повторение слов или выражений в конце соседних строчек, предложений. |
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |