29 апреля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Разбор открытого досрочного варианта ЕГЭ по литературе
Образцы ответов ко всем заданиям открытого варианта ФИПИ.
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
— Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.
Базаров поглядел на Анну Сергеевну.
— Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
— Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
— Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
Анна Сергеевна помолчала.
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив своё лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова - и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Лёгкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил всё это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне всё едино!»
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
1. Укажите фамилию Анны Сергеевны —собеседницы Базарова.
2. Установите соответствие между персонажами «Отцов и детей» и описанием их внешности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Евгений Базаров
Б) Виктор Ситников
В) Павел Кирсанов
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
1) «с детства отличался замечательной красотой»
2) «тревожное и тупое выражение сказывалось в... чертах... его лица»
3) «лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый»
4) «высокого роста в длинном балахоне с кистями»
3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение «Отцы и дети» относится к жанру ___________ и отображает острый ___________ двух поколений.
4.1 В чём проявляется внутреннее сходство Анны Сергеевны и её гостя, Евгения Базарова?
4.2 Что удивляет Анну Сергеевну и её сестру в рассуждениях Базарова о человеке и человечестве?
5. Опираясь на приведённый фрагмент произведения (и/или другие эпизоды), сопоставьте рассуждения Базарова о людях и монолог Сатина о Человеке в пьесе М. Горького «На дне». В чём различие позиций двух героев?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.
РОМАНС
Не предвкушай счастливых дней,
преподнесённых небесами.
Омыты горькими слезами,
они взойдут в душе твоей.
И времечко не то, и свечка оплыла.
Из всяких громких слов рубахи не сошьёшь.
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,
ведь я и сам живу, покуда ты живёшь.
Не жди безоблачной любви,
и громогласной и безгрешной:
она ведь не простор безбрежный,
а тайный сговор меж людьми.
Любовь то вознесёт, раскинувши крыла,
то сгубит ни за грош, а что с неё возьмёшь?
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,
да я и сам живу, покуда ты живёшь.
(Б.Ш. Окуджава, 1995)
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы написано таким стихотворным метром, как ______________, с использованием ___________ рифмовки в первой и третьей строфах.
7. Как называется данный вид звукописи: «то сгубит ни за грош, а что с неё возьмёшь»?
8 Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите (в любом порядке) цифры, под которыми они указаны.
1) гротеск
2) эпитет
3) неологизм
4) инверсия
5) сравнение
6) риторический вопрос
7) метафора
9.1 Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Б.Ш. Окуджавы к философской лирике?
9.2 В чём состоит особенность «формулы любви», представленной в стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), лирический герой которого размышляет о сущности любви. Выявите сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением Б.Ш. Окуджавы.
Часть 2
11.1 Взгляд писателя на помещичью Русь: злая сатира или боль за человека? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
11.2 Значение сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов».
11.3 Какие черты отличают лирическую героиню поэзии А.А. Ахматовой? (На примере не менее трёх стихотворений)
11.4 Осуждение нравственной ущербности человека в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: Д.И. Фонвизина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова)
11.5 На какие детали следует обратить внимание актёру, работающему над ролью Дикого в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
— Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь.
Базаров поглядел на Анну Сергеевну.
— Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
— Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
— Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
Анна Сергеевна помолчала.
— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив своё лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь?
— А на что он нужен, позвольте спросить?
— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей.
Базаров усмехнулся.
— Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой.
Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова - и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой.
— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?
— Нет, есть: как между больным и здоровым. Лёгкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.
Базаров говорил всё это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне всё едино!»
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
1. Укажите фамилию Анны Сергеевны —собеседницы Базарова.
2. Установите соответствие между персонажами «Отцов и детей» и описанием их внешности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Евгений Базаров
Б) Виктор Ситников
В) Павел Кирсанов
ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ
1) «с детства отличался замечательной красотой»
2) «тревожное и тупое выражение сказывалось в... чертах... его лица»
3) «лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый»
4) «высокого роста в длинном балахоне с кистями»
3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Произведение «Отцы и дети» относится к жанру ___________ и отображает острый ___________ двух поколений.
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ предложенного фрагмента произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1 В чём проявляется внутреннее сходство Анны Сергеевны и её гостя, Евгения Базарова?
4.2 Что удивляет Анну Сергеевну и её сестру в рассуждениях Базарова о человеке и человечестве?
5. Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА приведённый фрагмент произведения (допустимо обращение и к другим эпизодам, если это указано в формулировке задания) с указанным в задании произведением. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5. Опираясь на приведённый фрагмент произведения (и/или другие эпизоды), сопоставьте рассуждения Базарова о людях и монолог Сатина о Человеке в пьесе М. Горького «На дне». В чём различие позиций двух героев?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.
РОМАНС
Не предвкушай счастливых дней,
преподнесённых небесами.
Омыты горькими слезами,
они взойдут в душе твоей.
И времечко не то, и свечка оплыла.
Из всяких громких слов рубахи не сошьёшь.
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,
ведь я и сам живу, покуда ты живёшь.
Не жди безоблачной любви,
и громогласной и безгрешной:
она ведь не простор безбрежный,
а тайный сговор меж людьми.
Любовь то вознесёт, раскинувши крыла,
то сгубит ни за грош, а что с неё возьмёшь?
Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,
да я и сам живу, покуда ты живёшь.
(Б.Ш. Окуджава, 1995)
6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы написано таким стихотворным метром, как ______________, с использованием ___________ рифмовки в первой и третьей строфах.
7. Как называется данный вид звукописи: «то сгубит ни за грош, а что с неё возьмёшь»?
8 Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите (в любом порядке) цифры, под которыми они указаны.
1) гротеск
2) эпитет
3) неологизм
4) инверсия
5) сравнение
6) риторический вопрос
7) метафора
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2). Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Ответ проиллюстрируйте текстом стихотворения, привлекая его на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1 Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Б.Ш. Окуджавы к философской лирике?
9.2 В чём состоит особенность «формулы любви», представленной в стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе).
Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:
1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;
2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.
Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:
1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;
2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.
Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), лирический герой которого размышляет о сущности любви. Выявите сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением Б.Ш. Окуджавы.
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Взгляд писателя на помещичью Русь: злая сатира или боль за человека? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
11.2 Значение сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов».
11.3 Какие черты отличают лирическую героиню поэзии А.А. Ахматовой? (На примере не менее трёх стихотворений)
11.4 Осуждение нравственной ущербности человека в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: Д.И. Фонвизина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова)
11.5 На какие детали следует обратить внимание актёру, работающему над ролью Дикого в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)