Литература Пробники | Демоверсия
+4
25 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Литература
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.

солженицын.docx
солженицын.pdf

Год создания — 1959.
Литературное направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — повесть.

История создания

История создания произведения связана с периодом лагерной жизни А. Солженицына. Идея зародилась в 1950-1951 гг., в период отбывания наказания в Казахстане. Автору пришло в голову, что достаточно детального описания одного дня тех, кто был в ссылке.

К выполнению этой задачи писатель приступил через 9 лет, уже после выхода на свободу. Время, затраченное на создание текста, составило примерно полтора месяца (май-июнь 1959 г.).

В 1961 Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» — А. Твардовскому.

Первое название: «Щ-854. Один день одного зэка»). Но в итоге в названии появилось имя и отчество главного героя.

Проблематика

Проблема свободы и несвободы: личность сама цепляется за схематический лагерный мир, позволяя стирать себя и свое имя.
Проблема веры в Бога: баптист Алеша: «веровать можно только в системе несвободы», а на воле человек утрачивает эту способность.
Проблема нравственного выбора: Шухов выбирает между лагерной жизнью и смертью. Шухов выбирает жизнь, хотя и лагерную, скудную, мучительную. Он принимает это испытание судьбы и старается вынести его так, чтобы сохранить к себе уважение.
Проблема насилия над человеком: В лагере человек – пешка. Его могут лишить обеда, посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять.
Проблема превосходства материальных ценностей: в лагерных условиях обнаруживается ценность простейших элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой.
Проблема отношения к труду: в процессе работы Иван Денисович расправляет плечи и забывает об унизительной зависимости своего существования. Автор лишний раз подчёркивает, как бессмысленно и жестоко держать за решёткой по-настоящему честных и трудолюбивых людей.

Образ Ивана Денисовича Шухова

В послевоенных лагерях осужденные по политическим мотивам — за «измену Родине», за «антисоветскую деятельность» — носили нашивки с номерами, и охрана называла их не по фамилиям, а по номерам. Щ-854 — лагерный номер главного героя Ивана Денисовича Шухова. Он тоже осуждён на 10 лет за измену Отечеству. Герой не является преступником: это жертва сталинских репрессий.

Иван Денисович — маленький человек, но всё же прежде всего личность со своими переживаниями и заботами. Обращение к нему по имени-отчеству – это дань уважения человеку, готовому все выстоять и радоваться каждому благополучно прожитому дню, несмотря на то, что он является пленником системы. Кроме того, Иван Денисович – это собирательный образ, в котором воплощены черты национального характера.

Иван Шухов не теряет собственного достоинства в лагере и сохраняет уважение к себе и к людям. Он никогда не унизится до того, чтобы слизывать остатки скудной трапезы с оставленных на столе тарелок, всегда снимет шапку в столовой, выручит и поддержит товарища, разделив с ним последнюю порцию хлеба.

Система персонажей

Баптист Леша: человек, который читает Евангелие и прячет его в щель в стене так, что никто никогда не мог найти эту тетрадь. Ежедневные молитвы и чтение Священного Писания дают ему силы жить.

Вдовушкин: фельдшер, который занимался литературной деятельностью. Его произведения были аполитичны.

Цезарь Маркович: интеллигент, который не озлобляется и не замыкается в себе. Но ему не хватает практического взгляда на вещи.

«Высокий молчаливый старик» Ю-81: «Лицо его вымотано, но не до слабости фитиля-инвалида, а до кам¬ня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться с придурками».

Кавторанг Буйновский: в лагере отстаивает права заключенных: «Вы права не имеете людей на морозе раздевать! Вы девятую статью уголовного кодекса не знаете!»

Стенька Клевшин: жизненный принцип: «Будешь залупаться – пропадёшь». Поэтому он почти всегда молчит, людей не слушает и в разговоры не вмешивается.

Тюрин: заключённый, бригадир. Был уволен из армии как сын кулака. В бригаде его уважают, работают на совесть, потому что знают, что бригадир их не продаст, да и сами работники его никогда не обманут.

Фетюков: «Срока ему не дожить. Не умеет себя поставить». На воле был большим начальником. Работать руками он не умеет. На зоне герой «шакалит» – клянчит, попрошайничает, подбирает окурки.

Три лагерных закона

• уметь подавлять в себе животное начало;
• не выделять себя из коллектива;
• не доносить.

Хронотоп (пространственно-временная организация)

Все события происходят в одном пространстве в течение одного дня. Это сборный, типичный день лагерной жизни. «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». Солженицын писал о замысле: «был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем». Достаточно описать один день – и тут отразится вся жизнь.

Ключевые цитаты

«Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху».


«Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином».


«Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь».
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.