21 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
А.А. Ахматова «Реквием»
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.
ахматова.docx
ахматова.pdf
Дата создания — 1934–1940, в 1957 году добавлено «Вместо предисловия», в 1961 году — эпиграф из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали…».
Первая публикация — в 1987 году в журналах «Октябрь» и «Нева», до этого в 1960-е годы в самиздате, а в 1964-м в Мюнхене.
Литературное направление — модернизм (акмеизм).
Род — лироэпос.
Жанр — поэма.
История создания
Толчком к написанию поэмы послужили трагические события в жизни А.А. Ахматовой: расстрел первого мужа Н.С. Гумилёва, в 1921 году, арест второго мужа, Н.Н. Пунина, и сына Л.Н. Гумилёва в 1935 году, высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 году и его ссылка в Сибирь на 10 лет.
Смысл названия
Реквием (от первого слова латинской фразы Requiem aeternam dona eis, Domine – «Покой вечный дай им, Господи») – траурная заупокойная месса, посвящённая памяти усопших. Так и поэма посвящена жертвам сталинских репрессий.
Проблематика
Социальная: беспомощность и бесправие невинно осуждённых.
Нравственная: страх, что горе людей будет забыто новыми поколениями, проблема сохранения памяти.
Исторический контекст
Пространство поэмы (Русь, Ленинград, Москва, Дон, Енисей, Нева) и конкретные адреса (Фонтанный дом и «красная ослепшая стена» тюрьмы «Кресты») придают тексту достоверность. В произведении воссоздана эпоха советских репрессий, прокатившихся по стране «кровавыми сапогами» и шинами чёрных автомобилей НКВД, которые в народе называли «воронками» из-за чёрного цвета или «марусями» (по официальному наименованию — ГАЗ М-1, «эмка»). Пик репрессий пришёлся на 1937 год, отмеченный произволом правоохранительных органов. Этот процесс в истории получил название «Большой террор», в народе — ежовщина.
Ежовщина («Великий террор») – наименование периода во внутренней политике СССР, когда репрессии были резко усилены и доведены до максимума своей интенсивности. Название связано с именем Н.И. Ежова, народного комиссара внутренних дел СССР с 1936 по 1938 год.
«Кресты», где происходят основные события поэмы, — бывший следственный изолятор в Санкт-Петербурге. На стене административного здания тюрьмы установлена мемориальная доска с профилем А. А. Ахматовой и строками из Эпилога «Реквиема».
Композиция и сюжет
Композиция кольцевая, но имеет необычную структуру: эпиграф, прозаическое «Вместо предисловия», Посвящение, Вступление, 10 глав, трёхчастный Эпилог. Только три главы имеют название: VII — «Приговор», VIII — «К смерти», IX — «Распятие».
Эпиграф. Строки из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…», написанного позже, чем поэма.
«Вместо предисловия». Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы: волна арестов в «страшные годы ежовщины», репрессии и произвол властей.
«Посвящение». Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.
«Вступление». Боль и страдания автора при мысли о трагических судьбах невинных людей.
10 глав стихотворений. 3, 4, 5 и 6 стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах.
«Приговор». Идея человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна выключить боль: «Надо, чтоб душа окаменела».
«К смерти». Героиня ожидает смерть, просит ускорить её приход, жизнь утратила смысл.
«Распятие». Трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.
«Эпилог». Состоит из двух частей. В первой – обращение к тем, кто стоял в очереди вместе с Ахматовой, во второй – тема назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у ленинградской тюрьмы «Кресты».
Триединство лирической героини
Реальная женщина в определённой исторической эпохе. Она переживает трагедию ареста сына (автобиографическая героиня).
Собирательный образ русской женщины. Обращение к историческому прошлому (стрелецкие жёнки и т.д.), к фольклору. Горе лирической героини не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора.
Образ Богоматери. Обращение к библейским («вечным») мотивам. Появляется в 10 стихотворении «Распятие». Образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.
Разделение лирической героини на три ипостаси является условным.
Жанровое своеобразие
Поэма: «Реквием» написан от 1 лица – поэта и лирической героини одновременно. Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое.
Стихотворный цикл: в «Реквием» вошли стихотворения, написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный лирический сюжет.
Поэма-цикл: лиро-эпическое произведение, обладающее цельностью.
Ритм и рифма
В каждой главе используется свой стихотворный размер. Например, «Посвящение» написано пятистопным хореем, придающим поэме монументальность, эпичность, величину и всеобъемлющий масштаб. «Вступление» написано трёхстопным анапестом, который придаёт произведению фольклорное звучание: монотонный вой, обрядовый плач, причитания.
В поэме большое разнообразие рифмовок и стилей стиха. Например, в главе «Тихо льётся тихий Дон…» рифмовка парная (abab), что близко к форме колыбельной. В главе «Посвящение» каждые 5 строк имеют одинаковую схему abaab, что вместе с мнением о тематической близости к «Аду» из «Божественной комедии» отсылает к дантовому стиху. В VI главе «Лёгкие летят недели» рифмовка кольцевая (abba), а в главе III «Нет, это не я…» используется белый стих.
Критика и судьба произведения
«Реквием» впервые опубликовали за рубежом. Только через много лет поэму узнали читатели в СССР. Высокую оценку произведению А. А. Ахматовой дали Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Юрий Карякин, Евгений Евтушенко и другие известные писатели. До того как поэму опубликовали, многие её отрывки уже были известны и воспринимались как народные. А. И. Солженицын сказал Анне Андреевне: «Это не вы говорите, это Россия говорит».
Ключевые цитаты
ахматова.docx
ахматова.pdf
Дата создания — 1934–1940, в 1957 году добавлено «Вместо предисловия», в 1961 году — эпиграф из стихотворения А. А. Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали…».
Первая публикация — в 1987 году в журналах «Октябрь» и «Нева», до этого в 1960-е годы в самиздате, а в 1964-м в Мюнхене.
Литературное направление — модернизм (акмеизм).
Род — лироэпос.
Жанр — поэма.
История создания
Толчком к написанию поэмы послужили трагические события в жизни А.А. Ахматовой: расстрел первого мужа Н.С. Гумилёва, в 1921 году, арест второго мужа, Н.Н. Пунина, и сына Л.Н. Гумилёва в 1935 году, высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 году и его ссылка в Сибирь на 10 лет.
Смысл названия
Реквием (от первого слова латинской фразы Requiem aeternam dona eis, Domine – «Покой вечный дай им, Господи») – траурная заупокойная месса, посвящённая памяти усопших. Так и поэма посвящена жертвам сталинских репрессий.
Проблематика
Социальная: беспомощность и бесправие невинно осуждённых.
Нравственная: страх, что горе людей будет забыто новыми поколениями, проблема сохранения памяти.
Исторический контекст
Пространство поэмы (Русь, Ленинград, Москва, Дон, Енисей, Нева) и конкретные адреса (Фонтанный дом и «красная ослепшая стена» тюрьмы «Кресты») придают тексту достоверность. В произведении воссоздана эпоха советских репрессий, прокатившихся по стране «кровавыми сапогами» и шинами чёрных автомобилей НКВД, которые в народе называли «воронками» из-за чёрного цвета или «марусями» (по официальному наименованию — ГАЗ М-1, «эмка»). Пик репрессий пришёлся на 1937 год, отмеченный произволом правоохранительных органов. Этот процесс в истории получил название «Большой террор», в народе — ежовщина.
Ежовщина («Великий террор») – наименование периода во внутренней политике СССР, когда репрессии были резко усилены и доведены до максимума своей интенсивности. Название связано с именем Н.И. Ежова, народного комиссара внутренних дел СССР с 1936 по 1938 год.
«Кресты», где происходят основные события поэмы, — бывший следственный изолятор в Санкт-Петербурге. На стене административного здания тюрьмы установлена мемориальная доска с профилем А. А. Ахматовой и строками из Эпилога «Реквиема».
Композиция и сюжет
Композиция кольцевая, но имеет необычную структуру: эпиграф, прозаическое «Вместо предисловия», Посвящение, Вступление, 10 глав, трёхчастный Эпилог. Только три главы имеют название: VII — «Приговор», VIII — «К смерти», IX — «Распятие».
Эпиграф. Строки из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…», написанного позже, чем поэма.
«Вместо предисловия». Прозаический рассказ о том, что предшествовало написанию поэмы: волна арестов в «страшные годы ежовщины», репрессии и произвол властей.
«Посвящение». Описание переживаний родственников и близких заключённых, которые много времени проводят в тюремных очередях.
«Вступление». Боль и страдания автора при мысли о трагических судьбах невинных людей.
10 глав стихотворений. 3, 4, 5 и 6 стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах.
«Приговор». Идея человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна выключить боль: «Надо, чтоб душа окаменела».
«К смерти». Героиня ожидает смерть, просит ускорить её приход, жизнь утратила смысл.
«Распятие». Трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест.
«Эпилог». Состоит из двух частей. В первой – обращение к тем, кто стоял в очереди вместе с Ахматовой, во второй – тема назначения поэта и поэзии, возможного памятника, который должен стоять у ленинградской тюрьмы «Кресты».
Триединство лирической героини
Реальная женщина в определённой исторической эпохе. Она переживает трагедию ареста сына (автобиографическая героиня).
Собирательный образ русской женщины. Обращение к историческому прошлому (стрелецкие жёнки и т.д.), к фольклору. Горе лирической героини не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора.
Образ Богоматери. Обращение к библейским («вечным») мотивам. Появляется в 10 стихотворении «Распятие». Образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.
Разделение лирической героини на три ипостаси является условным.
Жанровое своеобразие
Поэма: «Реквием» написан от 1 лица – поэта и лирической героини одновременно. Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое.
Стихотворный цикл: в «Реквием» вошли стихотворения, написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный лирический сюжет.
Поэма-цикл: лиро-эпическое произведение, обладающее цельностью.
Ритм и рифма
В каждой главе используется свой стихотворный размер. Например, «Посвящение» написано пятистопным хореем, придающим поэме монументальность, эпичность, величину и всеобъемлющий масштаб. «Вступление» написано трёхстопным анапестом, который придаёт произведению фольклорное звучание: монотонный вой, обрядовый плач, причитания.
В поэме большое разнообразие рифмовок и стилей стиха. Например, в главе «Тихо льётся тихий Дон…» рифмовка парная (abab), что близко к форме колыбельной. В главе «Посвящение» каждые 5 строк имеют одинаковую схему abaab, что вместе с мнением о тематической близости к «Аду» из «Божественной комедии» отсылает к дантовому стиху. В VI главе «Лёгкие летят недели» рифмовка кольцевая (abba), а в главе III «Нет, это не я…» используется белый стих.
Критика и судьба произведения
«Реквием» впервые опубликовали за рубежом. Только через много лет поэму узнали читатели в СССР. Высокую оценку произведению А. А. Ахматовой дали Иосиф Бродский, Анатолий Найман, Юрий Карякин, Евгений Евтушенко и другие известные писатели. До того как поэму опубликовали, многие её отрывки уже были известны и воспринимались как народные. А. И. Солженицын сказал Анне Андреевне: «Это не вы говорите, это Россия говорит».
Ключевые цитаты
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Эпиграф
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Эпиграф
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Посвящение
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Посвящение
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Приговор
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Приговор
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Распятие
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Распятие