Литература Пробники | Демоверсия
+2
20 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

В.В. Маяковский «Облако в штанах»

Литература
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.

маяковский.docx
маяковский.pdf

Дата написания — 1913 — 1915 гг.
Первая публикация — 1915 г.
Литературное направление — модернизм (футуризм).
Род — лироэпос.
Жанр — поэма-тетраптих.
Тема — протест против лживых ценностей старого мира.
Первое название — «Тринадцатый апостол».

Поэма посвящена Лиле Брик, а Софья Шамардина и Мария Денисова послужили основными прототипами собирательного образа Марии.

Композиция поэмы

Поэма включает четыре части, «четыре крика»:

Долой вашу любовь! Лирический герой отрицает мещанскую любовь, обывательские, пошлые представления о ней. Связана с историей любви к Марии, которая выходит замуж. Надежда на взаимное чувство умерла.

Долой ваше искусство! Лирический герой отрицает отжившее искусство. В.В. Маяковскому нужно новое искусство, которое будет вдохновлять на бунт.

Долой ваш строй! В этой части поэт зовёт на борьбу против тех, кто расстреливает демонстрации рабочих, угнетает человеческие права.

Долой вашу религию! Поэт бросает вызов Богу, который «не выдумал, чтоб было без мук».

Смысл названия

Метафора «облако в штанах» — это сочетание лёгкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни.

Основные образы

Сверхчеловек: перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира. Ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу.

Реальный уставший человек: лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры, товарищи-футуристы). Помещён в реальное время и пространство. Хочет простого человеческого счастья. Переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных.

Художественное своеобразие

Четырëхчастную композицию поэмы В. В. Маяковский именует тетраптихом. Здесь заметно влияние Маяковского-художника. Тетраптихи и триптихи — это широко применяемое в искусстве в целом, и в особенности в изобразительном, понятие. Так принято называть объединённые по четыре и три соответственно картины или иконы (части музыкального произведения, кинокартины).

Поэма связана с поэтикой футуризма. Футуризм как поэзия будущего провозгласил идеи отрицания прошлого. Именно протест против старого мира, старых ценностей становится ключевым конфликтом «Облака в штанах».

В произведении В. Маяковского можно встретить много примеров словотворчества. Читатель находит в поэме большое количество неологизмов («поцелуишко», «выстони» (гл. 2 л., ед. ч.), «любвей», «сажений» (прил., м. р., ед. ч.), «златоустейший») и окказионализмов («испешеходили», «морщь», то есть морщина; «новородит» и «именинит» (гл., 3 л., ед. ч.), «декабрый»).

В. В. Маяковский провозглашает себя поэтом улицы, её голосом. А у улицы и язык соответствующий. В поэме много грубой и агрессивной лексики («сволочь», «жрать», «жирный»). Язык улицы — это также реклама (например, «Пейте какао Ван-Гутена!») и газетные новости (гибель Лузитании, кража Джоконды из музея). Всë это поэт встраивает в текст легко и естественно.

Тема Бога

Богоборческий мотив читатель может видеть в сцене, где лирический герой угрожает Богу ножом. Образ Бога здесь обрисован с помощью существительных-неологизмов, усиленных эпитетами: «всесильный божище» и «крохотный божик». Для создания этих неологизмов автор использует суффиксы со значением размера. Характеристики, данные поэтом, носят оценочный характер. Образ Бога снижен.

В тексте также присутствует противоположный мотив — богостроительство. Поэт прозревает «…идущего через горы времени, / которого не видит никто».

Идея

Старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что происходит на земле. Поэт предчувствует революцию и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими.

Ключевые цитаты

«Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!»


«Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца».


«Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик».
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.