Литература Пробники | Демоверсия
+4
14 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

М. Горький «Старуха Изергиль»

Литература
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.

горький.docx
горький.pdf

Год создания — 1894.
Направление — романтизм.
Род — эпос.
Жанр — рассказ.

Черты романтизма в рассказах М. Горького

Первые рассказы М. Горького – романтические. В «Старухе Изергиль» отразились воспоминания М. Горького о Бессарабии (события происходят на морском берегу после сбора винограда).

• В центре — изображение личности, противоречивой, гордой, сильной и одинокой.
• Герой — воплощение романтического бунта против действительности.
• Двоемирие: бегство от существующей жизни и поиски идеала вне её.
• Интерес к экзотике, новым жизненным обстоятельствам.
• Мучительное переживание разлада с действительностью.
• Отказ от обыденного.
• Стремление личности к абсолютной свободе.
• Романтический пейзаж: ночь, море, стихия.

Композиция рассказа

В рассказе есть 3 части:

1. Сын орла — Ларра.
2. Жизнь старухи Изергиль.
3. Данко и его служение людям.

Старуха Изергиль — рассказчица и герой произведения. Таким образом, в произведении реализуется принцип матрёшки.

Итак, сюжет рассказа рамочный. Есть два рассказчика: автор-повествователь и старуха Изергиль. Истории Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами сердца юноши.

Легенда о Ларре

Легенда — рассказ на основе фантастического образа или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Первая часть повествует о гордом сыне орла по имени Ларра. М. Горький отсылает читателей к библейской притче о Каине и Авеле. Это история об убийстве и расплате за него. Расплата велика — вечное скитание без права найти покой в смерти.

Ларра — сын женщины и орла. Он отличается гордыней, презрением к людям, считает себя лучше других. Его имя значит «отверженный» (получает его уже после изгнания).

Ларра совершает преступление (убивает девушку за то, что та его оттолкнула). В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, ничего не отдавая взамен.

Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая на полное одиночество. Сначала Ларра принимает его со смехом, а потом это бессмертие становится для него невыносимым. Ларра жаждет смерти, но не может умереть.

Образ старухи Изергиль

Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, её именем названо произведение. На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи приобретает легендарное звучание.

Старуха Изергиль вспоминает мужчин, которых когда-то любила:

1. В юности Изергиль влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал девушку сбежать с ним из дома, но скоро наскучил ей.
2. Бросив рыбака, она влюбилась в гуцула. Рыбак, не сумевший забыть Изергиль, тоже пристал к гуцулам. И рыбака, и гуцула повесили.
3. Позже Изергиль встретила богатого турка, неделю прожила у него в гареме, но от скуки сбежала с его сыном.
4. Бросив сына турка, Изергиль сбежала с братом одной монашки-польки. Однажды её новый возлюбленный сильно обидел Изергиль, после чего она ушла, бросив обидчика в реку.
5. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». К ней ходили пировать «богатые паны», осыпали её золотом.
6. Затем она влюбилась в шляхтича Аркадэка, красивого, гордого, избалованного женщинами. Аркадэк долго добивался её, «но только взял, как уж и бросил».

Образ Изергиль – это уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Изергиль волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит.

Легенда о Данко

Последний рассказ повествует нам о молодом человеке по имени Данко, который пожертвовал собой ради других людей.
Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже было готово сдаться в плен, Данко берётся вывести людей на свободу.

В пути люди начала роптать на Данко и даже решили его убить. Негодование Данко в скором времени сменяется сочувствием и любовью к людям. От этого чувства в его груди загорелось сердце. Он вырвал горящее сердце, чтобы осветить путникам дорогу.
Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нём, и он умирает. Какой-то «осторожный человек», во избежание неприятных последствий, наступил на его сердце ногой.

Безусловно, данный сюжет отсылает нас к жертве Иисуса Христа, который также пожертвовал собой, чтобы искупить грехи человечества. Кроме того, можно уловить связь с другим библейским сюжетом, а именно с хождением изгнанного из Египта Моисея по пустыне в течение 40 лет. Но здесь мы видим ключевое отличие: в отличие от Ветхозаветного повествования, где Бог приходит на помощь человеку, Данко вынужден сам находить в себе силы, чтобы спасти людей.

Приём антитезы

Ларру и Данко можно считать героями-антиподами. При этом между ними прослеживаются и некоторые сходства.

Данко

Ларра

На первое место ставит благополучие людей, жертвует собственной жизнью ради них.

На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому.

Осознание человеческой слабости вызывает у него желание помочь.

Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям.

Это герой, совершающий подвиг.

Это антигерой, совершающий преступление.

Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки. Истории обоих персонажей заканчиваются трагически.



Ключевые цитаты

«Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И всё ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

О Ларре


«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Слова Старухи Изергиль


«Только один осторожный человек, заметив это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Из легенды о Данко
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.