М. Горький «Старуха Изергиль»
горький.docx
горький.pdf
Год создания — 1894.
Направление — романтизм.
Род — эпос.
Жанр — рассказ.
Черты романтизма в рассказах М. Горького
Первые рассказы М. Горького – романтические. В «Старухе Изергиль» отразились воспоминания М. Горького о Бессарабии (события происходят на морском берегу после сбора винограда).
• В центре — изображение личности, противоречивой, гордой, сильной и одинокой.
• Герой — воплощение романтического бунта против действительности.
• Двоемирие: бегство от существующей жизни и поиски идеала вне её.
• Интерес к экзотике, новым жизненным обстоятельствам.
• Мучительное переживание разлада с действительностью.
• Отказ от обыденного.
• Стремление личности к абсолютной свободе.
• Романтический пейзаж: ночь, море, стихия.
Композиция рассказа
В рассказе есть 3 части:
1. Сын орла — Ларра.
2. Жизнь старухи Изергиль.
3. Данко и его служение людям.
Старуха Изергиль — рассказчица и герой произведения. Таким образом, в произведении реализуется принцип матрёшки.
Итак, сюжет рассказа рамочный. Есть два рассказчика: автор-повествователь и старуха Изергиль. Истории Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами сердца юноши.
Легенда о Ларре
Легенда — рассказ на основе фантастического образа или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Первая часть повествует о гордом сыне орла по имени Ларра. М. Горький отсылает читателей к библейской притче о Каине и Авеле. Это история об убийстве и расплате за него. Расплата велика — вечное скитание без права найти покой в смерти.
Ларра — сын женщины и орла. Он отличается гордыней, презрением к людям, считает себя лучше других. Его имя значит «отверженный» (получает его уже после изгнания).
Ларра совершает преступление (убивает девушку за то, что та его оттолкнула). В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, ничего не отдавая взамен.
Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая на полное одиночество. Сначала Ларра принимает его со смехом, а потом это бессмертие становится для него невыносимым. Ларра жаждет смерти, но не может умереть.
Образ старухи Изергиль
Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, её именем названо произведение. На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи приобретает легендарное звучание.
Старуха Изергиль вспоминает мужчин, которых когда-то любила:
1. В юности Изергиль влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал девушку сбежать с ним из дома, но скоро наскучил ей.
2. Бросив рыбака, она влюбилась в гуцула. Рыбак, не сумевший забыть Изергиль, тоже пристал к гуцулам. И рыбака, и гуцула повесили.
3. Позже Изергиль встретила богатого турка, неделю прожила у него в гареме, но от скуки сбежала с его сыном.
4. Бросив сына турка, Изергиль сбежала с братом одной монашки-польки. Однажды её новый возлюбленный сильно обидел Изергиль, после чего она ушла, бросив обидчика в реку.
5. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». К ней ходили пировать «богатые паны», осыпали её золотом.
6. Затем она влюбилась в шляхтича Аркадэка, красивого, гордого, избалованного женщинами. Аркадэк долго добивался её, «но только взял, как уж и бросил».
Образ Изергиль – это уже не абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа личности, соотносимого со сверхчеловеком. Изергиль волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит.
Легенда о Данко
Последний рассказ повествует нам о молодом человеке по имени Данко, который пожертвовал собой ради других людей.
Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже было готово сдаться в плен, Данко берётся вывести людей на свободу.
В пути люди начала роптать на Данко и даже решили его убить. Негодование Данко в скором времени сменяется сочувствием и любовью к людям. От этого чувства в его груди загорелось сердце. Он вырвал горящее сердце, чтобы осветить путникам дорогу.
Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нём, и он умирает. Какой-то «осторожный человек», во избежание неприятных последствий, наступил на его сердце ногой.
Безусловно, данный сюжет отсылает нас к жертве Иисуса Христа, который также пожертвовал собой, чтобы искупить грехи человечества. Кроме того, можно уловить связь с другим библейским сюжетом, а именно с хождением изгнанного из Египта Моисея по пустыне в течение 40 лет. Но здесь мы видим ключевое отличие: в отличие от Ветхозаветного повествования, где Бог приходит на помощь человеку, Данко вынужден сам находить в себе силы, чтобы спасти людей.
Приём антитезы
Ларру и Данко можно считать героями-антиподами. При этом между ними прослеживаются и некоторые сходства.
Данко | Ларра |
На первое место ставит благополучие людей, жертвует собственной жизнью ради них. | На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому. |
Осознание человеческой слабости вызывает у него желание помочь. | Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям. |
Это герой, совершающий подвиг. | Это антигерой, совершающий преступление. |
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше; ценят свободу, одиноки. Истории обоих персонажей заканчиваются трагически. |
Ключевые цитаты
О Ларре
Слова Старухи Изергиль
Из легенды о Данко