9 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рассказы А.П. Чехова
Анализ произведений из кодификатора ЕГЭ по литературе.
чехов.docx
чехов.pdf
Направление – реализм.
Род – эпос.
Жанр – рассказ.
«Человек в футляре» (1898)
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») была опубликована в 1898 году, сюжет Чехову подсказал Лев Николаевич Толстой. Тема обещала быть достаточно обширной, и писатель дал ей название «футлярщина». Но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: «Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха...»
Повествователь – учитель греческого языка в гимназии Буркин.
Слушатель – ветеринар Чимша-Гималайский.
Главный герой, который назван человеком в футляре – учитель Беликов.
Особые приметы «человека в футляре»
• В любую погоду выходил из дома в калошах, с зонтиком в руках, в тёплом пальто на вате.
• Зонтик, часы, перочинный нос – всё у него было в чехле.
• Беликов постоянно стремился окружить себя какой-нибудь оболочкой и даже по ночам прятался под одеяло, боясь преступников.
• «И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр»: жил согласно строгим предписаниям и всех вокруг стремился подчинить такому же порядку.
• Преподавал древний (мёртвый) язык, на котором уже никто не говорит, что является символом его духовной пустоты.
• Всё время боится, «как бы чего не вышло». Не живёт в полном смысле этого слова, а лишь существует.
Приём антитезы
Знакомство со своей противоположностью Варенькой Коваленко могло бы изменить жизнь Беликова, если бы он решил на ней жениться. Автор противопоставляет саморазрушение, духовное омертвение, загнанность в рамки и инертность Беликова свободолюбию, жизнерадостности, активности Вареньки Коваленко. Женитьба не состоялась из-за рамок, в которые вогнал себя «человек в футляре».
Основная мысль
В финале рассказа «футляром» для Беликова становится гроб. Однако А.П. Чехов делает акцент на том, что такие люди с «футлярной» психологией не перевелись в обществе и едва ли когда-нибудь исчезнут.
«Студент» (1894)
По воспоминаниям современников, философский рассказ «Студент» (1894) Чехов называл самым любимым из своих произведений.
Кольцевая композиция
Предельно простой и чёткой выглядит композиция рассказа, который делится на три части. Вначале — исходное настроение и мировосприятие Ивана. Затем — толчок к перемене, встреча на «вдовьих огородах». И в конце — новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях рассказа мы видим сходные синтаксические конструкции. «Ему казалось, что... думал о том, что...» — это в начале, а в конце: «И ему казалось, что... то думал о том, что... и жизнь казалась ему...» Такая перекличка конца с началом придает еще большую ясность построению рассказа.
Характеристика главного героя
Иван Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка. Исходное настроение героя рассказа Ивана Великопольского — ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Однако в финале произведения «радость вдруг заволновалась в его душе», когда он увидел, какое впечатление произвёл его рассказ на двух неграмотных женщин, и понял: всё вокруг взаимосвязано, а в мире всегда есть место правде и красоте.
Встреча на «вдовьих огородах»
В Страстную Пятницу Иван рассказывает историю двум женщинам Василисе и её дочери Лукерье о том, как апостол Петр в такую же холодную ночь и тоже у костра проявил слабость, отрёкся от Иисуса Христа, своего учителя, которого «страстно, без памяти любил», и сразу горько пожалел об этом.
Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто всё происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, а её дочь, «деревенская баба, забитая мужем», тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали схожие чувства, одинаково откликнулись на прекрасное.
Основная мысль
В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.
«Ионыч» (1898)
Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.
Первоначальный замысел
Изначально Антон Павлович писал о некоей семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать внимание на Старцеве.
Тематика и проблематика
Тема рассказа – существование и увлечения жителей маленького города С. Автор ставит проблему постепенной деградации личности под влиянием неблагоприятной обстановки.
Система персонажей
1. «Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая... » — Котик (Екатерина Ивановна Туркина)
2. «худощавая, миловидная дама в pince-nez» — Вера Иосифовна Туркина (мать Котика)
3. «полный, красивый брюнет с бакенами» — Иван Петрович Туркин (отец Котика)
4. в начале рассказа: «интеллигентный человек», в финале: «...пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову... » — Дмитрий Старцев (Ионыч)
Семья Туркиных
«Самые талантливые люди в городе». «Если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город». Герои статичны, Чехов показывает абсурдность однообразия их жизни. Иван Петрович, глава семьи, увлекается театральными постановками. Рассказывает анекдоты, много шутит, острит, но все его шутки очень глупы. Вера Иосифовна пишет романы и повести, читает им гостям (страдает графоманией). Екатерина Ивановна играет на рояле и мечтает стать известной пианисткой, но совершенно бездарна для этого.
Дмитрий Старцев
Приезжает в город С. в качестве земского врача. Сам интеллигентный, мечтает познакомиться с умными, образованными людьми. Поначалу увлечён своей профессией, много ходит пешком, всем интересуется. Увлечение Котиком меняет прежний уклад: он не сразу понимает подлинную суть семьи Туркиных и даже очарован ими, любит проводить у них время. Разочарование в этих людях и возлюбленной становится толчком для духовной деградации. Частная практика становится смыслом его жизни. У него появляется страсть к наживе. Его любимое занятие – пересчитывать деньги по вечерам. Он больше не ходит пешком, ему живётся скучно, и ничто его не интересует.
Смысл названия
Смысл названия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и неуважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Таким образом, Дмитрий Старцев как будто сМИРился со своей судьбой.
Основная мысль
Повседневная обстановка может подавлять человека, не давать его потенциалу раскрыться и в конечном счёте привести к деградации.
Ключевые цитаты
чехов.docx
чехов.pdf
Направление – реализм.
Род – эпос.
Жанр – рассказ.
«Человек в футляре» (1898)
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») была опубликована в 1898 году, сюжет Чехову подсказал Лев Николаевич Толстой. Тема обещала быть достаточно обширной, и писатель дал ей название «футлярщина». Но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: «Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха...»
Повествователь – учитель греческого языка в гимназии Буркин.
Слушатель – ветеринар Чимша-Гималайский.
Главный герой, который назван человеком в футляре – учитель Беликов.
Особые приметы «человека в футляре»
• В любую погоду выходил из дома в калошах, с зонтиком в руках, в тёплом пальто на вате.
• Зонтик, часы, перочинный нос – всё у него было в чехле.
• Беликов постоянно стремился окружить себя какой-нибудь оболочкой и даже по ночам прятался под одеяло, боясь преступников.
• «И мысль свою Беликов тоже старался запрятать в футляр»: жил согласно строгим предписаниям и всех вокруг стремился подчинить такому же порядку.
• Преподавал древний (мёртвый) язык, на котором уже никто не говорит, что является символом его духовной пустоты.
• Всё время боится, «как бы чего не вышло». Не живёт в полном смысле этого слова, а лишь существует.
Приём антитезы
Знакомство со своей противоположностью Варенькой Коваленко могло бы изменить жизнь Беликова, если бы он решил на ней жениться. Автор противопоставляет саморазрушение, духовное омертвение, загнанность в рамки и инертность Беликова свободолюбию, жизнерадостности, активности Вареньки Коваленко. Женитьба не состоялась из-за рамок, в которые вогнал себя «человек в футляре».
Основная мысль
В финале рассказа «футляром» для Беликова становится гроб. Однако А.П. Чехов делает акцент на том, что такие люди с «футлярной» психологией не перевелись в обществе и едва ли когда-нибудь исчезнут.
«Студент» (1894)
По воспоминаниям современников, философский рассказ «Студент» (1894) Чехов называл самым любимым из своих произведений.
Кольцевая композиция
Предельно простой и чёткой выглядит композиция рассказа, который делится на три части. Вначале — исходное настроение и мировосприятие Ивана. Затем — толчок к перемене, встреча на «вдовьих огородах». И в конце — новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях рассказа мы видим сходные синтаксические конструкции. «Ему казалось, что... думал о том, что...» — это в начале, а в конце: «И ему казалось, что... то думал о том, что... и жизнь казалась ему...» Такая перекличка конца с началом придает еще большую ясность построению рассказа.
Характеристика главного героя
Иван Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка. Исходное настроение героя рассказа Ивана Великопольского — ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Однако в финале произведения «радость вдруг заволновалась в его душе», когда он увидел, какое впечатление произвёл его рассказ на двух неграмотных женщин, и понял: всё вокруг взаимосвязано, а в мире всегда есть место правде и красоте.
Встреча на «вдовьих огородах»
В Страстную Пятницу Иван рассказывает историю двум женщинам Василисе и её дочери Лукерье о том, как апостол Петр в такую же холодную ночь и тоже у костра проявил слабость, отрёкся от Иисуса Христа, своего учителя, которого «страстно, без памяти любил», и сразу горько пожалел об этом.
Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто всё происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, а её дочь, «деревенская баба, забитая мужем», тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали схожие чувства, одинаково откликнулись на прекрасное.
Основная мысль
В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.
«Ионыч» (1898)
Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.
Первоначальный замысел
Изначально Антон Павлович писал о некоей семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать внимание на Старцеве.
Тематика и проблематика
Тема рассказа – существование и увлечения жителей маленького города С. Автор ставит проблему постепенной деградации личности под влиянием неблагоприятной обстановки.
Система персонажей
1. «Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая... » — Котик (Екатерина Ивановна Туркина)
2. «худощавая, миловидная дама в pince-nez» — Вера Иосифовна Туркина (мать Котика)
3. «полный, красивый брюнет с бакенами» — Иван Петрович Туркин (отец Котика)
4. в начале рассказа: «интеллигентный человек», в финале: «...пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову... » — Дмитрий Старцев (Ионыч)
Семья Туркиных
«Самые талантливые люди в городе». «Если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город». Герои статичны, Чехов показывает абсурдность однообразия их жизни. Иван Петрович, глава семьи, увлекается театральными постановками. Рассказывает анекдоты, много шутит, острит, но все его шутки очень глупы. Вера Иосифовна пишет романы и повести, читает им гостям (страдает графоманией). Екатерина Ивановна играет на рояле и мечтает стать известной пианисткой, но совершенно бездарна для этого.
Дмитрий Старцев
Приезжает в город С. в качестве земского врача. Сам интеллигентный, мечтает познакомиться с умными, образованными людьми. Поначалу увлечён своей профессией, много ходит пешком, всем интересуется. Увлечение Котиком меняет прежний уклад: он не сразу понимает подлинную суть семьи Туркиных и даже очарован ими, любит проводить у них время. Разочарование в этих людях и возлюбленной становится толчком для духовной деградации. Частная практика становится смыслом его жизни. У него появляется страсть к наживе. Его любимое занятие – пересчитывать деньги по вечерам. Он больше не ходит пешком, ему живётся скучно, и ничто его не интересует.
Смысл названия
Смысл названия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и неуважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Таким образом, Дмитрий Старцев как будто сМИРился со своей судьбой.
Основная мысль
Повседневная обстановка может подавлять человека, не давать его потенциалу раскрыться и в конечном счёте привести к деградации.
Ключевые цитаты
«Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний».
«Человек в футляре»
«Человек в футляре»
«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
«Студент»
«Студент»
«Когда он (Старцев), пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».
«Ионыч»
«Ионыч»