Л.Н. Толстой «Война и мир»
толстой.docx
толстой.pdf
Годы создания — 1863-1869 гг.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман-эпопея.
Основа создания
Изначально идея заключалась в описании жизненного пути декабриста, получившего амнистию. Роман должен был начинаться с 1856 года. В ходе работы над произведением Толстой почувствовал необходимость перейти к событиям самого декабристского восстания 1825 г., а затем полностью погрузиться в эпоху начала XIX века (с 1805 г.)
Исторический контекст
Роман-эпопея «Война и мир» охватывает период с 1805 по 1820 гг., т.к. Толстой видел сходства между теми годами и современной ему эпохой — 60-ми годами XIX века. По его мнению, оба этих периода были тревожными.
1805 г. был печальным для России из-за поражения страны в войне с Наполеоном и внутренних проблем. Но после этого настал 1812 — год великой победы, когда, как считал Лев Николаевич, всё стало налаживаться.
Толстой хотел найти путь и для своего времени, который бы позволил избавиться от неблагополучия. Он верил, победа 1812 года — результат объединения народных усилий, что, только действуя вместе, люди могут достичь мира и победы.
История создания
Первоначально Л. Н. Толстой назвал своё произведение «Три поры» и задумывал показать полвека в истории России.
1. 1805–1820 гг. — декабристы – участники Отечественной войны с Наполеоном Бонапартом.
2. 20-е годы XIX века. 1825 год — восстание декабристов, спровоцированное недовольством из-за отсутствия перемен после одержанной победы.
3. 50-е годы XIX века. Поражение в Крымской войне. Смерть царя Николая I, возвращение декаб¬ристов из ссылки.
Окончательный вариант названия представляет собой антитезу. Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица.
Жанровое своеобразие
Роман–эпопея представляет собой литературное произведение, охватывающее значительные исторические события.
• Основная цель такого романа — дать обширный обзор конкретного исторического события, важного периода в истории или изменения судьбы целого народа.
• Повествование в романе-эпопее обычно включает в себя множество персонажей, как центральных, так и второстепенных.
Основные идеи
1) Военные действия антигуманны и противоречат нормам морали.
2) Лишь защита родины от вторжения захватчиков может быть морально оправдана.
3) Историю делают не конкретные люди, а народ в целом.
Краткое содержание
Том | Пересказ |
1 | Время: 1805 год. |
2 | Время: 1806-1811. |
3 | Время: 1812. |
4 | Время: 1812-1813. |
Эпилог | Время: 1820. |
«Мысль семейная»
Тема семьи — одна из ключевых тем в романе. Семья для Л.Н. Толстого — основа для формирования личности. Отношения между близкими людьми, атмосфера дома часто определяет характер, образ мыслей, даже судьбу героев.
Ценности семей
Болконские (Николай, Андрей, Марья, Николенька) – долг, честь, уважение традиций, сдержанность, порядок, жертвенная любовь, нравственные ценности.
Ростовы (Илья, Наталья, Николай, Наташа, Петя) – любовь, уважение, дружба, мир, согласие.
Курагины (Василий, Алина, Элен, Анатоль, Ипполит) – корысть, лицемерие, безнравственность, леность, праздность.
Исторические события
Шенграбенское сражение
Этот эпизод позволяет писателю раскрыть черты характера некоторых героев, создать психологические образы.
• Андрей Болконский убеждён, что всё идет согласно плану, и вариантов отступления от того, что изложено на бумаге, не существует.
• Он оценивает самоотдачу и героизм Тушина, который до этого казался неприметным. Жерков же и Долохов проявили себя иначе (ложный патриотизм).
• Болконский осознает, что военная обстановка намного сложнее повседневности. Долохов и Жерков получили награду незаслуженно, а батарея Тушина и подвиг Тимохина оказались незамеченными.
Аустерлицкое сражение
• Получив ранение и лёжа на поле боя, Андрей Болконский взирает на спокойное, бесконечное небо и приходит к осознанию того, насколько неправильно он жил до этого.
• Именно Аустерлицкое сражение оказалось критическим в ходе войны. Оно закончилось победой французской армии.
• После этого сражения австрийский монарх становится союзником Наполеона и участвует в последующих баталиях уже на его стороне, а не как противник.
Бородинская битва
• Битва под Бородино стала кульминацией всего произведения.
• Она является критическим моментом не только для развития военного конфликта, но и для судеб многих героев романа.
• Все сюжетные линии, которые должны были соединиться, соединяются именно на поле битвы.
• Бородинское сражение повлияло на жизнь каждого из персонажей эпопеи. Его исход оказался неясным, но подчеркнул уязвимость французского армии.
Нравственные искания главных героев
Роман «Война и мир» Льва Толстого уделяет большую часть своей сюжетной линии духовным поискам, переживаниям, взлётам и падениям таких персонажей, как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Согласно размышлениям Толстого, честность заключается в том, чтобы «...рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Путь Андрея Болконского
Андрей Болконский – один из любимых героев Толстого.
• Его портрет: невысокий рост, определённые и сухие черты, маленькие руки и ноги, умные и блестящие глаза.
• Многое он унаследовал от отца. Болконский-старший говорил, что есть два порока: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум.
• 1805 год – мечтал о подвиге, найти свой Тулон, о личной славе; не приемлет аристократические салоны, фальшь, светские разговоры. Кумир – Наполеон.
• Во время Шенграбенского сражения был впечатлён батареей Тушина и героизмом маленьких людей. Он понимает, что иногда подвиги остаются невознаграждёнными, но это не умаляет их значения.
• Аустерлицкое сражение – перелом, который привёл к коренному изменению взглядов князя Андрея. Он разочаровывается в кумире, война кажется ему бессмысленной.
• Смерть жены. Отказ от военной жизни, решает жить для себя, а не для других. Отказ от честолюбивых замыслов. У него потухший, мёртвый взгляд.
• Встреча с Наташей – новый переворот, появились молодые мысли и надежды («Жизнь не кончена в 31 год»). Природа возрождает его своей силой (дуб по дороге в Отрадное, который изменился на его глазах)
• Служит у Сперанского, стремясь принести пользу законодательной деятельностью. Но эта работа праздная и бессмысленная, а Сперанский фальшивый и неестественный
• Измена невесты, которую он не мог простить.
• Во время Бородинского сражения замечает дух всего войска и призывает к жестокой расправе над врагом. Врагов нужно уничтожать, чтобы защитить родину. Война не игрушка.
• Смертельное ранение, в результате которого приходит чувство духовной любви к Богу и людям: он прощает Наташу и Анатоля Курагина. Перед смертью он чувствует необъяснимую легкость.
Путь Пьера Безухова
• В салоне А.П. Шерер, похожей на прядильную мастерскую, он неуклюж, рассеян, но в то же время в нем уже заметны простота и скромность. Сравнивается с ребёнком в игрушечной лавке.
• Проявляет мягкость и бесхарактерность в подчинении князю Василию и женитьбе на Элен. В житейских делах он неопытен. Он искренен, поэтому считают, что все люди такие же. Князь Андрей для него – идеал, совершенство.
• Он обманывается в чувствах, женясь на Элен, и ненавидит себя за это. Уходит в масонство, дерётся на дуэли с Долоховым, постоянно задаваясь вопросами: зачем, для чего это, в чём смысл жизни?
• Пьера привлекла формулировка целей масонства: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправить тем самым весь человеческий род и противоборствовать злу мира. Это учение равенства, братства и любви. А потом Пьер разочаровывается в этом, когда узнаёт, что масоны вступают в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми.
• На Бородинском сражении он понимает смысл войны, патриотизм, его значение. Решает убить Наполеона, чтобы освободить народ.
• Знакомится с французским офицером Рамбалем, спасает ребёнка во время пожара, женщину от французов, а потом попадает в плен.
• Платон Каратаев наполнил его мир новой красотой. После плена и болезни Пьер возрождается к новой жизни. Он обрёл веру в Бога: Бог везде, видит великое, бесконечное во всём. Без воли Бога не падёт и волос с головы человека. В плену Пьер окончательно отказывается от своих идей, от намерения убить Наполеона. Он принимает мысль о непротивлении злу насилием. И в конце концов приходит к вере в величие Бога.
• Л.Н. Толстой награждает своего героя семейным счастьем: он женат на Наташе Ростовой, у них четверо детей.
Диалектика души
Безусловно, важнейшим принципом создания характеров героев явля¬ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи¬сатель не ограничивается изображением результатов психологиче-ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после¬дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста¬новится объектом подробного, детального воспроизведения.
Примеры «диалектики души»
• Описание полубредового состояния Андрея перед смертью с помощью авторской речи и внутренних монологов героя.
• Описание столкновения внешнего поведения и внутреннего состояния Николая Ростова, когда юноша проиграл большую сумму, вернулся домой в намерении покончить с собой, но услышал пение Наташи.
Женские образы
Для Л.Н. Толстого идеал женщины — это хранительница очага, она носительница высоких нравственных идеалов. Писатель ценил естественность, простоту, связь с народом. При этом его героини неидеальны: они ошибаются, совершают необдуманные противоречивые поступки.
Наташа Ростова поддерживает всех членов семьи в трудные минуты жизни. Найдя свою любовь в лице Пьера Безухова и став его женой, героиня перестала кокетничать, надевать модные наряды, посещать балы. Вся её жизнь сосредоточилась на семье, где царила любовь и уважение. У супругов было четверо детей, троих из которых она кормила сама, вставая к малышам по ночам и не отходя от них днём. Это идеал женщины, по мнению Л.Н. Толстого.
Элен Курагина, напротив, свою семью не любила, особенно мать, которая завидовала красоте и молодости дочери. Замуж также героиня выходила «за деньги», муж вызывал у неё раздражение. Она не стеснялась заводить романы на стороне и категорически не хотела детей.
Жюли Карагина, получив наследство после смерти братьев, начала активно искать мужа. Чувства её не интересовали, важно было только получить статус замужней женщины. Даже отвращение со стороны жениха не помешало героине осуществить свои намерения.
Марья Болконская любила своего отца, хоть и робела перед ним. Не уезжала из имения, только чтобы не оставлять его. Лишившись и отца, и брата не начала искать мужа, а жила, воспитывая племянника, даже не надеясь на личное счастье. И только когда убедилась в чувствах к Николаю, вышла за него замуж. Это был счастливый брак, в котором оба супруга уважали друг друга.
Соня Ростова слишком приземлена, слишком погружена в быт. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, её беда, нежели вина. Она «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ей обрести личное счастье.
«Мысль народная»
«Мысль народная» — это представления, ценности, убеждения людей, которые проходят через всё произведение и касаются всех персонажей; чувство единения.
• народные обычаи, традиции;
• народные песни, пословицы, поговорки;
• народные обряды;
• поступки героев;
• судьба главных героев связана с народом.
Тихон Щербатый
Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; он жестокий и безжалостный к врагам. Такой характер естественен, но Толстому мало симпатичен, поэтому его образ неоднозначен. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ «дубины народной войны», которая со всей силой накинулась на неприятеля. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства.
Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка
Такой же неоднозначный образ Платона Каратаева. Олицетворением духа простоты и правды кажется Пьеру пленный солдат Платон Каратаев. Этот человек — полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть торжественное благообразие. И внешний облик Каратаева (всё у него было круглое), и голос его, и манера говорить — всё резко отличает его от Щербатого.
Пословицы в речи Платона Каратаева
Не нашим умом, а божьим судом.
Рок головы ищет.
Час терпеть, а век жить.
Где суд, там и неправда.
От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся.
Впоследствии Платона убивают французы. Толстой хотел показать, что такая форма идеального существования не жизнеспособна.
Исторические деятели
Михаил Илларионович Кутузов
Главнокомандующий, который всегда переживает за жизнь своих солдат, достаточно медлительный, иногда выглядит пассивным, засыпает на военных советах. Но каждый человек для него – личность.
Наполеон Бонапарт
Ему свойственна театральность поведения, он играет на публику, сравнивает войну с шахматами. Считает, что он творит историю. Не заботится о жизни своих солдат.
Философия Л.Н. Толстого
• Исторический деятель — выразитель общих тенденций, стихийно складывающихся в «роевой» жизни людей.
• В своих представлениях об истории Толстой был фаталистом: все происходящее с человечеством подчиняется закону исторической необходимости. Только в частной жизни люди вполне свободны и потому несут полную ответственность за свои поступки.
• Война 1812 года в трактовке писателя — война народная.
• Главный парадокс Отечественной войны Толстой увидел в том, что наполеоновская армия, выиграв почти все сражения, проиграла войну.
• Историю делает народ.
Ключевые цитаты
Характеристика Элен Курагиной
Характеристика Анатоля Курагина
Портрет княжны Марьи Болконской
Портрет князя Андрея Болконского
Мысли Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения
Преображение старого дуба
Портрет Наташи Ростовой
Портрет Пьера Безухова
Философия Пьера Безухова