28 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.
достоевский.docx
достоевский.pdf
Год написания — 1866.
Направление — (фантастический) реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман.
Исторический контекст
60-70 –е годы XIX века в России — время перемен.
Происходит подъём революционных идей, по всей стране происходят восстания, волнения в крестьянских кругах. Отмена крепостного права ломает прошлые устои жизни. Это отражается на жизни общества. Растёт количество бедных, нищета распространяется по стране. Следствием этого является увеличение количества преступлений, в том числе среди молодых людей, которые попали в затруднительное положение.
История создания
В 1850 году Ф.М. Достоевский был осуждён за участие в кружке Петрашевцев и отправлен на каторгу. Именно там и зарождается замысел романа «Преступление и наказание». Изначально роман должен был быть исповедью о годах каторжных работ.
В 1865 году Ф.М.Достоевский испытывает материальные затруднения, у него много долгов. Тогда, чтобы поправить свое положение, писатель предлагает свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественные записки», но издатель отказался. Роман так и не был написан, однако его наброски влились в сюжет «Преступления и наказания» (история Мармеладова).
Замысел романа «Пьяненькие» Ф.М. Достоевский изложил в письме издателю «Отечественных записок».
После того, как издатель «Отечественных записок» отказался от сотрудничества с Достоевским, писатель заключил договор с другим издательством и за 3000 рублей отдал права на своё собрание сочинений из 3 томов, а также на один новый роман. Получив аванс и отдав долги, Достоевский уехал за границу на лечение (после смерти отца страдал эпилепсией). Но писатель был игроком и за пять дней проиграл всё, что у него было, даже часы. В скором времени хозяева отеля, в котором он проживал, перестали подавать ему еду, а потом лишили и света.
Содержание и основные идеи романа Достоевский изложил в письме издателю «Русского вестника» М.Н. Каткову.
• В 1865 г. уже в Петербурге Ф.М. Достоевский продолжает работу над «Преступлением и наказанием». Сюжет его усложняется. в произведение вливается история «Пьяненьких». Так из повести вырастает роман.
• Меняется и форма повествования: от исповеди героя к изложению от лица автора.
• В конце 1866 года роман был закончен.
• В журнале «Русский вестник» произведение Достоевского печатается в течение года и имеет огромный успех.
Жанровое своеобразие
Жанр произведения — роман.
Особенности жанра: этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.
Это социальный, бытовой, детективный, любовный, публицистический, философский, религиозный роман.
1) Детективный роман: преступление Раскольникова.
2) Философский роман: статья Раскольникова, где он излагает теорию о «право имеющих» и «тварей дрожащих».
3) Религиозный роман: есть эпизод «Воскресение Лазаря», а в эпилоге Раскольников просит у Сони Евангелие.
4) Социальный роман: описание быта бедных слоёв населения, проблема пьянства.
5) Психологический роман: акцент на внутреннем мире преступника.
Ф.М. Достоевский в критике
«... все остальные произведения <...> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — «Преступление и наказание»... <...> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа...»
В.В. Розанов, «О Достоевском», 1893 г.
«Преступление и наказание» — один из самых серьезных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов... <...> ...ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <...> ...трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника...»
Е.Л. Марков, "О романе «Преступление и наказание», 1879 г.
Тематика и проблематика
«Преступление и наказание» — социально-философский, психологический роман.
Основная тема: тяжёлое положение беднейших слоёв общества, вследствие этого, их моральное разложение и озлобленность. Однако Достоевский затрагивает множество других тем:
• униженные и оскорблённые;
• любовь, которая может спасти;
• моральное падение человека и его возрождение;
• тема маленького человека;
• семья;
• тема справедливости.
Причины преступления
Философская: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Социальная: «Он был задавлен бедностью».
Психологическая: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с квартирной хозяйкой».
Нравственная: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать!»
Теория Раскольникова
Все люди делятся на две категории: «право имеющие» (сильные личности, подобно Наполеону), которым разрешено всё, даже убивать; и «твари дрожащие» (жертвы, вынужденные во всём подчиняться сильным).
Основная мысль (идея):
• За преступлением всегда следует наказание, но не юридическое, а духовное, которое страшнее закона;
• спасение человека в вере; она способна привести его к прощению и счастью.
Система персонажей
Родион Романович Раскольников — студент юридического факультета, главный герой. Фамилия означает «раскол» и «раздвоение».
Соня Мармеладова — девушка, 18 лет, вынуждена жить «по жёлтому билету», чтобы помогать семье.
Дуня Раскольникова — сестра Родиона, за неё сватается Свидригайлов и Лужин. Выходит замуж за Разумихина.
Пётр Лужин — жених Дуни, хочет привязать её к себе с помощью денег, беспринципный человек.
Разумихин — лучший друг Раскольникова. (Настоящая фамилия: Вразумихин).
Свидригайлов — противоречивый персонаж, с одинаковым равнодушием делает добро и зло. Покончил с собой после отказа Дуни.
Мармеладов — отец Сони, пьяница, был раздавлен коляской.
Катерина Ивановна — жена Мармеладова, мачеха Сони.
Старуха-процентщица — озлобленная и жадная ростовщица.
Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы, юродивая, Раскольников убивает её, потому что она не вовремя приходит домой.
Мотив двойничества
Соня Мармеладова — «светлый» двойник Раскольникова. Она тоже нарушает закон (только нравственный), приносит себя в жертву ради родных и решает ответить за это, отправившись за Раскольниковым на каторгу). Все поступки совершает согласно религиозным законам. И Раскольникова, и Соню спасает вера. Соня с помощью любви возвращает к жизни душу Родиона.
Пётр Лужин — автор «экономической теории». Если отдать ближнему половину своего кафтана, оба окажутся в холоде. Нужно возлюбить одного себя. Деньги для него – главное. Хочет, чтобы Дуня чувствовала себя облагодетельствованной и была всю жизнь привязана к нему. Подлый человек, специально подкидывает Соне 100 рублей, а потом обвиняет её перед всеми в краже. В теории Лужина можно увидеть зеркальное отражение теории Раскольникова.
Аркадий Свидригайлов — говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Известно, что он загубил свою жену, преследовал Дуню, но в то же время может совершать добрые поступки (например, помог семье Мармеладовых). Покончил с собой. Этот поступок подтолкнул Раскольникова признаться в содеянном: он понял, что Свидригайлов – его двойник, и его самого может ждать такой же конец.
Порфирий Петрович — у него тоже есть своя теория, поэтому его можно соотнести с Раскольниковым. Это «психологическая теория», согласно которой преступника следует довести до явки с повинной с помощью правильных вопросов и постоянных диалогов. Отмечается, что Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова, как будто он и сам в молодости задавался такими же вопросами.
Сны Раскольникова
1. Сон о лошади — страдает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её.
2. Грёзы о том, что он в Африке, Египте — пытается напиться, наслаждается, мечтает.
3. Сон о том, как бьют хозяйку — наблюдает, боится, прячется.
4. Сон о старухе: убивает, но не может убить — совершает сам страшное преступление.
5. Сон об эпидемии — отказывается от своей теории, понимает её абсурдность.
Ключевые цитаты
достоевский.docx
достоевский.pdf
Год написания — 1866.
Направление — (фантастический) реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман.
Исторический контекст
60-70 –е годы XIX века в России — время перемен.
Происходит подъём революционных идей, по всей стране происходят восстания, волнения в крестьянских кругах. Отмена крепостного права ломает прошлые устои жизни. Это отражается на жизни общества. Растёт количество бедных, нищета распространяется по стране. Следствием этого является увеличение количества преступлений, в том числе среди молодых людей, которые попали в затруднительное положение.
История создания
В 1850 году Ф.М. Достоевский был осуждён за участие в кружке Петрашевцев и отправлен на каторгу. Именно там и зарождается замысел романа «Преступление и наказание». Изначально роман должен был быть исповедью о годах каторжных работ.
В 1865 году Ф.М.Достоевский испытывает материальные затруднения, у него много долгов. Тогда, чтобы поправить свое положение, писатель предлагает свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественные записки», но издатель отказался. Роман так и не был написан, однако его наброски влились в сюжет «Преступления и наказания» (история Мармеладова).
Замысел романа «Пьяненькие» Ф.М. Достоевский изложил в письме издателю «Отечественных записок».
«NB. Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч. - Листов будет не менее 20, но может быть и более».
После того, как издатель «Отечественных записок» отказался от сотрудничества с Достоевским, писатель заключил договор с другим издательством и за 3000 рублей отдал права на своё собрание сочинений из 3 томов, а также на один новый роман. Получив аванс и отдав долги, Достоевский уехал за границу на лечение (после смерти отца страдал эпилепсией). Но писатель был игроком и за пять дней проиграл всё, что у него было, даже часы. В скором времени хозяева отеля, в котором он проживал, перестали подавать ему еду, а потом лишили и света.
Содержание и основные идеи романа Достоевский изложил в письме издателю «Русского вестника» М.Н. Каткову.
«Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
• В 1865 г. уже в Петербурге Ф.М. Достоевский продолжает работу над «Преступлением и наказанием». Сюжет его усложняется. в произведение вливается история «Пьяненьких». Так из повести вырастает роман.
• Меняется и форма повествования: от исповеди героя к изложению от лица автора.
• В конце 1866 года роман был закончен.
• В журнале «Русский вестник» произведение Достоевского печатается в течение года и имеет огромный успех.
Жанровое своеобразие
Жанр произведения — роман.
Особенности жанра: этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.
Это социальный, бытовой, детективный, любовный, публицистический, философский, религиозный роман.
1) Детективный роман: преступление Раскольникова.
2) Философский роман: статья Раскольникова, где он излагает теорию о «право имеющих» и «тварей дрожащих».
3) Религиозный роман: есть эпизод «Воскресение Лазаря», а в эпилоге Раскольников просит у Сони Евангелие.
4) Социальный роман: описание быта бедных слоёв населения, проблема пьянства.
5) Психологический роман: акцент на внутреннем мире преступника.
Ф.М. Достоевский в критике
«... все остальные произведения <...> обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению — «Преступление и наказание»... <...> Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как — это тайна автора, — но он действительно подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего существа...»
В.В. Розанов, «О Достоевском», 1893 г.
«Преступление и наказание» — один из самых серьезных, глубоких и оригинальных романов Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов... <...> ...ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений. <...> ...трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника...»
Е.Л. Марков, "О романе «Преступление и наказание», 1879 г.
Тематика и проблематика
«Преступление и наказание» — социально-философский, психологический роман.
Основная тема: тяжёлое положение беднейших слоёв общества, вследствие этого, их моральное разложение и озлобленность. Однако Достоевский затрагивает множество других тем:
• униженные и оскорблённые;
• любовь, которая может спасти;
• моральное падение человека и его возрождение;
• тема маленького человека;
• семья;
• тема справедливости.
Причины преступления
Философская: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Социальная: «Он был задавлен бедностью».
Психологическая: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с квартирной хозяйкой».
Нравственная: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать!»
Теория Раскольникова
Все люди делятся на две категории: «право имеющие» (сильные личности, подобно Наполеону), которым разрешено всё, даже убивать; и «твари дрожащие» (жертвы, вынужденные во всём подчиняться сильным).
Основная мысль (идея):
• За преступлением всегда следует наказание, но не юридическое, а духовное, которое страшнее закона;
• спасение человека в вере; она способна привести его к прощению и счастью.
Система персонажей
Родион Романович Раскольников — студент юридического факультета, главный герой. Фамилия означает «раскол» и «раздвоение».
Соня Мармеладова — девушка, 18 лет, вынуждена жить «по жёлтому билету», чтобы помогать семье.
Дуня Раскольникова — сестра Родиона, за неё сватается Свидригайлов и Лужин. Выходит замуж за Разумихина.
Пётр Лужин — жених Дуни, хочет привязать её к себе с помощью денег, беспринципный человек.
Разумихин — лучший друг Раскольникова. (Настоящая фамилия: Вразумихин).
Свидригайлов — противоречивый персонаж, с одинаковым равнодушием делает добро и зло. Покончил с собой после отказа Дуни.
Мармеладов — отец Сони, пьяница, был раздавлен коляской.
Катерина Ивановна — жена Мармеладова, мачеха Сони.
Старуха-процентщица — озлобленная и жадная ростовщица.
Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы, юродивая, Раскольников убивает её, потому что она не вовремя приходит домой.
Мотив двойничества
Соня Мармеладова — «светлый» двойник Раскольникова. Она тоже нарушает закон (только нравственный), приносит себя в жертву ради родных и решает ответить за это, отправившись за Раскольниковым на каторгу). Все поступки совершает согласно религиозным законам. И Раскольникова, и Соню спасает вера. Соня с помощью любви возвращает к жизни душу Родиона.
Пётр Лужин — автор «экономической теории». Если отдать ближнему половину своего кафтана, оба окажутся в холоде. Нужно возлюбить одного себя. Деньги для него – главное. Хочет, чтобы Дуня чувствовала себя облагодетельствованной и была всю жизнь привязана к нему. Подлый человек, специально подкидывает Соне 100 рублей, а потом обвиняет её перед всеми в краже. В теории Лужина можно увидеть зеркальное отражение теории Раскольникова.
Аркадий Свидригайлов — говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды». Известно, что он загубил свою жену, преследовал Дуню, но в то же время может совершать добрые поступки (например, помог семье Мармеладовых). Покончил с собой. Этот поступок подтолкнул Раскольникова признаться в содеянном: он понял, что Свидригайлов – его двойник, и его самого может ждать такой же конец.
Порфирий Петрович — у него тоже есть своя теория, поэтому его можно соотнести с Раскольниковым. Это «психологическая теория», согласно которой преступника следует довести до явки с повинной с помощью правильных вопросов и постоянных диалогов. Отмечается, что Порфирия Петровича заинтересовала статья Раскольникова, как будто он и сам в молодости задавался такими же вопросами.
Сны Раскольникова
1. Сон о лошади — страдает, плачет, хочет помочь лошади, спасти её.
2. Грёзы о том, что он в Африке, Египте — пытается напиться, наслаждается, мечтает.
3. Сон о том, как бьют хозяйку — наблюдает, боится, прячется.
4. Сон о старухе: убивает, но не может убить — совершает сам страшное преступление.
5. Сон об эпидемии — отказывается от своей теории, понимает её абсурдность.
Ключевые цитаты
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!
Родион Раскольников
Родион Раскольников
Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает.
Аркадий Свидригайлов
Аркадий Свидригайлов
Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Пётр Лужин
Пётр Лужин
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти.
Семён Мармеладов
Семён Мармеладов
От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова