24 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
И.А. Гончаров «Обломов»
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.
гончаров.docx
гончаров.pdf
Год создания — 1859.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман.
Темы произведения — попытки определить своё место, любовь, светское общество, обломовщина (апатичный, бездеятельный образ жизни).
История создания
И.А. Гончаров написал три романа, которые иногда рассматривают как трилогию: «Обыкновенная история», «Обрыв, «Обломов», в которых исследовал и углублял один и тот же конфликт двух русских укладов — традиционного и буржуазного. Главным героям всех произведений предстоит примирить исчезающие пережитки прошлого с неизбежным движением прогресса.
Сюжет и композиция
Экспозиция: Обломов предстаёт в своей петербургской квартире, и мы наблюдаем, как он проводит свои дни — частично в постели, частично в халате. Проходит целая глава, прежде чем Обломов поднимается с постели.
Завязка: к Обломову приезжает Штольц. Он знакомит его с Ольгой. У него зарождаются к девушке чувства.
Кульминация: Илья Ильич признаётся в любви Ольге, однако он не готов менять своё отношение к жизни. Та поняла, что не сможет изменить Обломова, и прекратила отношения.
Развязка: Обломов удаляется от общества и переезжает в новый дом, где его женой становится необразованная женщина Агафья Матвеевна Пшеницына. Неподвижный образ жизни Обломова приводит к инсульту и смерти. Параллельно этому, рассказывается история Ольги и Штольца, которые встречаются в Париже и вступают в брак.
Визиты к Обломову
Волков — пренебрегает своими делами по службе, но зато наверстывает упущенное в светской жизни; он завсегдатай театров, балов и званых обедов. Волков любит модно одеваться и эффектно выглядеть.
Судьбинский — Чиновник-карьерист. Он раньше состоял на службе вместе с Обломовым, но затем, прослужив 2 года, Обломов покинул службу, а Судьбинский остался. Судьбинский старался всеми возможными способами добиться повышения на службе – он много работал и выполнял любую работу, и в результате дослужился до значимой должности.
Пенкин — успешный литератор и начинающий писатель, благодаря упорному труду он достаточно зарабатывает и зажиточно живет. Обломов считает, что писать нужно с душой, в то время как Пенкин руководствуется исключительно разумом.
Алексеев — мелкий чиновник, который мало зарабатывает, а потому живет бедно. Он безликий человек, обладающий тихим и кротким нравом. Илья Ильич общается с ним, потому, что Алексеев угождает Обломову и умеет тихо и незаметно находится в комнате.
Тарантьев — сорокалетний земляк Обломова. Чиновник, который за 25 лет службы не смог получить ни единого повышения, бесчестный и грубый человек, который все время старается обогатиться трудами других людей.
Доктор — умный и сдержанный человек. Хороший специалист. Доктор неплохо одет, что позволяет говорить о том, что он работает с состоятельными клиентами и, судя по всему, вполне успешно. Обломов хорошего мнения о докторе, считает его хорошим специалистом, но при этом не выполняет ни единого его требования.
Главные герои
Илья Ильич Обломов — «приятная наружность с отсутствием всякой определенности идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Дворянин 32-33 лет, чин коллежского секретаря. 12 год безвыездно живет в Петербурге, куда переехал из родового имения Обломовка. В детстве видел в учебе наказание, служба не удалась, робел перед начальством, подал в отставку, потому что отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.
Андрей Штольц — «он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет… есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости, цвет лица ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Всего в жизни привык добиваться сам: служил, вышел в отставку, нажил дом, деньги, участвует в компании, отправляющей товары за границу, беспрестанно в движении.
Ольга Ильинская — «если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она прекрасно воспитана, образована, прекрасно разбирается в искусстве, постоянно занимается саморазвитием и познанием нового. Ольга Ильинская с раннего детства обладает сильным, напористым характером. Если она ставит перед собой цель, то, несмотря ни на что, она добивается успеха. Девушка любит книги, тянется к различным наукам.
Агафья Пшеницына — «она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки». Женщина во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.
Сон Обломова
И.А. Гончаров сначала выпустил «Сон Обломова» как отдельное произведение по всем правилам литературно-поэтического искусства, а потом целых десять лет писал всё остальное.
Описание сновидения — весьма распространённый литературный приём. В романе «Обломов» сон служит для:
• психологического анализа душевного состояния героя;
• знакомства с мечтами героя;
• предвидения будущего.
Это единственная глава, имеющая название. Обломовка – это русский Эдем: там царствуют тишина и невозмутимое спокойствие, она изолирована от всего мира, потому что расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве – странный змей и оборотень. Интересы семьи сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда всё погружается в сон: «Это был всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все лады».
Ключевая роль главы «Сон Обломова» — объяснить, почему не состоялась жизнь героя.
Символические образы
В романе Гончарова «Обломов» есть несколько «сквозных» деталей, проходящих через весь роман. Одна из них — это халат Ильи Ильича.
Ветка сирени — символ любви Ольги и Обломова.
Мягкие домашние туфли и большой диван — бездеятельный, апатичный образ жизни.
Чулки — несамостоятельность героя.
Книги, покрытые пылью — нежелание двигаться вперед, узнавать новое.
Образ Захара
Захар знает Обломова с детства. Он всю жизнь о нём заботился. Всё время ворчит и может позволить себе нагрубить хозяину, но всё-таки любит его. Захар – это кривое зеркало самого барина, ему тоже присущи лень и апатия. В доме Обломова царит беспорядок из-за неряшливости слуги. Несмотря ни на что его отличает глубокая преданность к барину.
«Обломов» в критике
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»: Обломовщина» олицетворяет социальные проблемы пореформенной России, которые заключались в борьбе между разумом, жаждущим деятельности, и пассивной атмосферой, обусловленной отношениями «господин — слуга». Обломов хотел быть другим, но ему помешало воспитание и обстановка, в которой он рос.
А.В. Дружинин «Обломов»: «Обломовщина» — это не классовая, а универсальная черта некоторых людей, которая заключается в стремлении уйти от контакта с реальностью и не справиться с жизнью. Эти черты присущи «мудрым отшельниками».
Ключевые цитаты
гончаров.docx
гончаров.pdf
Год создания — 1859.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — роман.
Темы произведения — попытки определить своё место, любовь, светское общество, обломовщина (апатичный, бездеятельный образ жизни).
История создания
И.А. Гончаров написал три романа, которые иногда рассматривают как трилогию: «Обыкновенная история», «Обрыв, «Обломов», в которых исследовал и углублял один и тот же конфликт двух русских укладов — традиционного и буржуазного. Главным героям всех произведений предстоит примирить исчезающие пережитки прошлого с неизбежным движением прогресса.
«Я упомянул выше, что вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой — и отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях и т. д.»
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
Сюжет и композиция
Экспозиция: Обломов предстаёт в своей петербургской квартире, и мы наблюдаем, как он проводит свои дни — частично в постели, частично в халате. Проходит целая глава, прежде чем Обломов поднимается с постели.
Завязка: к Обломову приезжает Штольц. Он знакомит его с Ольгой. У него зарождаются к девушке чувства.
Кульминация: Илья Ильич признаётся в любви Ольге, однако он не готов менять своё отношение к жизни. Та поняла, что не сможет изменить Обломова, и прекратила отношения.
Развязка: Обломов удаляется от общества и переезжает в новый дом, где его женой становится необразованная женщина Агафья Матвеевна Пшеницына. Неподвижный образ жизни Обломова приводит к инсульту и смерти. Параллельно этому, рассказывается история Ольги и Штольца, которые встречаются в Париже и вступают в брак.
Визиты к Обломову
Волков — пренебрегает своими делами по службе, но зато наверстывает упущенное в светской жизни; он завсегдатай театров, балов и званых обедов. Волков любит модно одеваться и эффектно выглядеть.
Судьбинский — Чиновник-карьерист. Он раньше состоял на службе вместе с Обломовым, но затем, прослужив 2 года, Обломов покинул службу, а Судьбинский остался. Судьбинский старался всеми возможными способами добиться повышения на службе – он много работал и выполнял любую работу, и в результате дослужился до значимой должности.
Пенкин — успешный литератор и начинающий писатель, благодаря упорному труду он достаточно зарабатывает и зажиточно живет. Обломов считает, что писать нужно с душой, в то время как Пенкин руководствуется исключительно разумом.
Алексеев — мелкий чиновник, который мало зарабатывает, а потому живет бедно. Он безликий человек, обладающий тихим и кротким нравом. Илья Ильич общается с ним, потому, что Алексеев угождает Обломову и умеет тихо и незаметно находится в комнате.
Тарантьев — сорокалетний земляк Обломова. Чиновник, который за 25 лет службы не смог получить ни единого повышения, бесчестный и грубый человек, который все время старается обогатиться трудами других людей.
Доктор — умный и сдержанный человек. Хороший специалист. Доктор неплохо одет, что позволяет говорить о том, что он работает с состоятельными клиентами и, судя по всему, вполне успешно. Обломов хорошего мнения о докторе, считает его хорошим специалистом, но при этом не выполняет ни единого его требования.
Главные герои
Илья Ильич Обломов — «приятная наружность с отсутствием всякой определенности идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Дворянин 32-33 лет, чин коллежского секретаря. 12 год безвыездно живет в Петербурге, куда переехал из родового имения Обломовка. В детстве видел в учебе наказание, служба не удалась, робел перед начальством, подал в отставку, потому что отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.
Андрей Штольц — «он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет… есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости, цвет лица ровный, смугловатый, никакого румянца, глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Всего в жизни привык добиваться сам: служил, вышел в отставку, нажил дом, деньги, участвует в компании, отправляющей товары за границу, беспрестанно в движении.
Ольга Ильинская — «если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она прекрасно воспитана, образована, прекрасно разбирается в искусстве, постоянно занимается саморазвитием и познанием нового. Ольга Ильинская с раннего детства обладает сильным, напористым характером. Если она ставит перед собой цель, то, несмотря ни на что, она добивается успеха. Девушка любит книги, тянется к различным наукам.
Агафья Пшеницына — «она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки». Женщина во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.
Сон Обломова
И.А. Гончаров сначала выпустил «Сон Обломова» как отдельное произведение по всем правилам литературно-поэтического искусства, а потом целых десять лет писал всё остальное.
Описание сновидения — весьма распространённый литературный приём. В романе «Обломов» сон служит для:
• психологического анализа душевного состояния героя;
• знакомства с мечтами героя;
• предвидения будущего.
Это единственная глава, имеющая название. Обломовка – это русский Эдем: там царствуют тишина и невозмутимое спокойствие, она изолирована от всего мира, потому что расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве – странный змей и оборотень. Интересы семьи сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда всё погружается в сон: «Это был всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все лады».
Ключевая роль главы «Сон Обломова» — объяснить, почему не состоялась жизнь героя.
Символические образы
В романе Гончарова «Обломов» есть несколько «сквозных» деталей, проходящих через весь роман. Одна из них — это халат Ильи Ильича.
«..Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума...»
«…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...»
«…Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела...»
Ветка сирени — символ любви Ольги и Обломова.
Мягкие домашние туфли и большой диван — бездеятельный, апатичный образ жизни.
Чулки — несамостоятельность героя.
Книги, покрытые пылью — нежелание двигаться вперед, узнавать новое.
Образ Захара
Захар знает Обломова с детства. Он всю жизнь о нём заботился. Всё время ворчит и может позволить себе нагрубить хозяину, но всё-таки любит его. Захар – это кривое зеркало самого барина, ему тоже присущи лень и апатия. В доме Обломова царит беспорядок из-за неряшливости слуги. Несмотря ни на что его отличает глубокая преданность к барину.
«Обломов» в критике
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»: Обломовщина» олицетворяет социальные проблемы пореформенной России, которые заключались в борьбе между разумом, жаждущим деятельности, и пассивной атмосферой, обусловленной отношениями «господин — слуга». Обломов хотел быть другим, но ему помешало воспитание и обстановка, в которой он рос.
А.В. Дружинин «Обломов»: «Обломовщина» — это не классовая, а универсальная черта некоторых людей, которая заключается в стремлении уйти от контакта с реальностью и не справиться с жизнью. Эти черты присущи «мудрым отшельниками».
Ключевые цитаты
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
Описание «обломовщины»
Описание «обломовщины»
«Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! [...] Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...»
И. Обломов
И. Обломов
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу!..»
«Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить...»
А. Штольц
«Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить...»
А. Штольц