А.Н. Островский «Гроза»
островский.docx
островский.pdf
Год создания — 1859.
Направление — реализм.
Род — драма.
Жанр — драма.
Темы произведения — любовь, брак, свобода.
Краткое содержание
• Калинов, небольшой городок на Волге, — место действия пьесы.
• Катерина страдает от самодурства свекрови Кабаниха и от безвольности своего мужа Тихона.
• Катерина влюбляется в Бориса, племянника жадного и грубого купца Дикого.
• Пока муж был в отъезде, Катерина тайно встречается с Борисом.
• Катерина признаётся мужу в измене по его возвращении.
• Свекровь ещё более ожесточилась после признания.
• Борису приходится уехать в Сибирь по приказу дяди. Он не берёт с собой Катерину.
• Катерина решила покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу.
Система персонажей
1. Катерина — главная героиня произведения, девушка с тонкой душевной организацией.
2. Тихон — муж главной героини и сын Кабанихи.
3. Кабаниха — свекровь Катерины, хранительница патриархальных устоев и традиций.
4. Варвара — дочь Кабанихи.
5. Дикой — купец, жадный и ненавидящий людей самодур.
6. Борис — образованный молодой человек, племянник самодура-купца. Влюбляется в Катерину.
7. Кулигин — житель города Калинова, мещанин, мечтающий изобрести вечный двигатель.
8. Феклуша — нищая странница, превозносит Кабанову.
9. Барыня — полусумасшедшая старуха 70 лет, предсказывает Катерине гибель.
Главные действующие лица являются либо представителями «тёмного царства», либо его жертвами.
«Тёмное царство» — это символический образ мира, в котором процветает невежество, необразованность и самодурство. Впервые этот термин использовал в своей критической статье литературный критик Н.А. Добролюбов («Луч света в тёмном царстве»). К представителя «Тёмного царства» относятся Дикой и Кабаниха.
«Тёмное царство» в драме
Параметры сравнения | Савел Прокофьевич Дикой | Марфа Игнатьевна Кабанова |
Положение в городе | «Уж такого ругателя, как у нас Дикой, поискать еще! Ни за что человека оборвет!» «Пронзительный мужик!» | «Хороша тоже и Кабаниха. Ну, да так хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» |
Жизненные ценности | «Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!» «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а потом обругаю. Потому, только заикнись о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет, всю нутреннюю вот разжигает, да и только; ну и в те поры ни за что обругаю человека». | «Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А ты как думаешь?» «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить!» «Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?» |
Отношение к молодежи, будущему | «Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». | «Не очень-то нынче старших уважают». |
Особенности характера | Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь. Чувствуя власть над людьми, пользуется этим. Дикой точно знает, что его выходки останутся безнаказанными. | Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся. |
Образ Катерины
Катерина живёт, руководствуясь личными чувствами и осмысливает всё, что с ней происходит. Это не смирение, она понимает, что нынешняя жизнь губит её лучшие годы. Мысль об измене — это большой грех для такой религиозной девушки, но эта мысль приходит в голову Катерине, потому что на неё воздействует невыносимая атмосфера дома, в котором она живёт. Варвара поддерживает девушку, даёт ей ключ, чтобы она могла выйти и встретиться с Борисом. Герои переступают через нравственные устои, им не хватает твердого стержня, чтобы совладать с соблазнами извне.
Мысль о любви оказывается для неё сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах, — они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя, прощай!»
Смысл названия
Название «Гроза» многозначное, многоплановое, символичное, отражает разнообразную проблематику. произведения. Этот образ-символ является центральным в пьесе.
У грозы есть несколько значений: природное явление и отражение душевного состояния героев. Гроза в первом значении подталкивает Катерину к самоубийству, которое она предчувствовала ещё в самом начале пьесы. Гроза во втором значении — это душевные терзания главной героини в самый сложный период её жизни. Ещё грозу следует рассмотреть как общественное явление: домостроевские, деспотичные уклады калиновцев.
Смысл финала
В финале Кабанов задумывается, что он не может жить, как прежде: «А я-то зачем остался жить на свете и мучиться?» То есть пробуждение сознания у младшего поколения вселяет надежду, что порядки и устои изменятся, потерпев сокрушительный удар.
«Гроза» в «Критике»
Н. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее».
Д. Писарев «Мотивы русской драмы»: «Силён не тот человек, кто показывает свой протест, а тот, кто будет бороться и отстаивать свою точку зрения». «Это не вызов самодурной силе, потому что самоубийство не может ничего изменить. Это протест одиночки, где страдает сам одиночка и больше никто. Мы видим в финале Кабаниху, абсолютно равнодушную к смерти Катерины, она не отпускает сына, который хотел ее вытащить».
Ключевые цитаты
Катерина
Тихон Кабанов
Борис
Дикой
Кабанова