17 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по литературе
Обзор документа ФИПИ по литературе.
В целях успешной подготовки учащихся к экзамену в 2025 году необходимо:
Типичные ошибки
Задание 1
Учащиеся не обращают внимания на знаковые символические детали в произведении, не запоминают место действия (Калинов в «Грозе» или Петербург в «Преступлении и наказании»)
Задание 2
Установление соответствий – одно из самых сложных заданий из-за плохого знания учащимися текста и материала курса в целом.
Задания 3 и 6
Вписывание терминов на места пропусков в предложении требует от участника экзамена внимания не только к содержательному контексту фразы, но и к ее грамматическому строению, знакам препинания и т.п. В ряде случаев может быть вписан альтернативный ответ (например, жанр «Одного дня Ивана Денисовича» определяют и как рассказ, и как повесть – любой из этих ответов будет засчитан как верный).
Зачастую учащиеся заменяют термин лексикой, не относящейся к литературоведению.
Задания 7
Ошибки объясняются невнимательным чтением формулировки задания. Например, вопрос, требующий назвать художественное средство, использованное автором в произведении, снабжен примером – строкой из стихотворения, в которой графически выделено сравнение.
Укажите приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, к которому прибегает автор в строке: «в ней жизнь моя тает, густая, как дым».
Однако, выполняя задание, экзаменуемый игнорирует выделенную часть текста и, найдя в строке другой троп (жизнь тает – метафора или жизнь густая – эпитет), указывает его в ответе.
Задание 8
Трудность заключается в формулировке задания: из пяти указанных в списке средств художественной выразительности предлагается выбрать и обозначить цифрами все возможные варианты, присутствующие в тексте стихотворения (не менее двух и не более четырех). Можно сосредоточиться на правильных ответах или, наоборот, на ложных.
Задания 4.1/4.2 и 9.1/9.2
Зачастую анализ фрагмента подменяется пересказом, текст для аргументации привлекается на уровне общих рассуждений, снижаются баллы за речевые ошибки.
Задание 5 и 10
Обнуление баллов чаще всего происходило из-за невыполнения условий задания (например, нужно было привлечь для сопоставления произведение первой половины XIX века, а учащийся брал текст второй половины XIX века). Главный пробел – незнание литературной хронологии. Кроме того, учащимся обнуляли работы, если они сопоставляли произведение не с заданным фрагментом (как было указано в формулировке), а с произвольно выбранным.
Задание 11
Снижались баллы за недостаточное владение экзаменуемым способностью самостоятельно формулировать проблему и глубоко раскрывать два аспекта заданной темы. Теоретико-литературные термины учащиеся включают в сочинение, но не используют их для анализа.
В целях успешной подготовки учащихся к экзамену в 2025 году необходимо:
1) использовать такие приёмы, как: художественное и устное иллюстрирование, заочная экскурсия в места, упоминаемые в произведении, составление словаря «памятных мест» в классической литературе;
2) уделять внимание художественным деталям (восточный халат Обломова, часы Лопахина и т.д.), использовать приём медленного чтения эпизода и предлагать учащимся поисковое задание – найти повторяющуюся деталь в тексте;
3) планомерное перечитывание основных художественных текстов, самостоятельное моделирование заданий на установление соответствий;
4) использовать различные виды маркировки текста (подчёркивание, выделение важной информации);
5) систематически писать развёрнутые ответы на проблемные вопросы к художественным произведениям;
6) анализировать формулировки тем сочинений, чтобы выбирать наиболее понятную и доступную;
7) заучивать лирические произведения и прозаические фрагменты, чтобы использовать их для цитирования;
8) выявлять изобразительно-выразительные средства с определением их функций;
9) разбирать типичные речевые ошибки и обучать редактированию своих и чужих работ с опорой на критерии оценивания.
2) уделять внимание художественным деталям (восточный халат Обломова, часы Лопахина и т.д.), использовать приём медленного чтения эпизода и предлагать учащимся поисковое задание – найти повторяющуюся деталь в тексте;
3) планомерное перечитывание основных художественных текстов, самостоятельное моделирование заданий на установление соответствий;
4) использовать различные виды маркировки текста (подчёркивание, выделение важной информации);
5) систематически писать развёрнутые ответы на проблемные вопросы к художественным произведениям;
6) анализировать формулировки тем сочинений, чтобы выбирать наиболее понятную и доступную;
7) заучивать лирические произведения и прозаические фрагменты, чтобы использовать их для цитирования;
8) выявлять изобразительно-выразительные средства с определением их функций;
9) разбирать типичные речевые ошибки и обучать редактированию своих и чужих работ с опорой на критерии оценивания.
Типичные ошибки
Задание 1
Учащиеся не обращают внимания на знаковые символические детали в произведении, не запоминают место действия (Калинов в «Грозе» или Петербург в «Преступлении и наказании»)
Задание 2
Установление соответствий – одно из самых сложных заданий из-за плохого знания учащимися текста и материала курса в целом.
Задания 3 и 6
Вписывание терминов на места пропусков в предложении требует от участника экзамена внимания не только к содержательному контексту фразы, но и к ее грамматическому строению, знакам препинания и т.п. В ряде случаев может быть вписан альтернативный ответ (например, жанр «Одного дня Ивана Денисовича» определяют и как рассказ, и как повесть – любой из этих ответов будет засчитан как верный).
Зачастую учащиеся заменяют термин лексикой, не относящейся к литературоведению.
Задания 7
Ошибки объясняются невнимательным чтением формулировки задания. Например, вопрос, требующий назвать художественное средство, использованное автором в произведении, снабжен примером – строкой из стихотворения, в которой графически выделено сравнение.
Укажите приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, к которому прибегает автор в строке: «в ней жизнь моя тает, густая, как дым».
Однако, выполняя задание, экзаменуемый игнорирует выделенную часть текста и, найдя в строке другой троп (жизнь тает – метафора или жизнь густая – эпитет), указывает его в ответе.
Задание 8
Трудность заключается в формулировке задания: из пяти указанных в списке средств художественной выразительности предлагается выбрать и обозначить цифрами все возможные варианты, присутствующие в тексте стихотворения (не менее двух и не более четырех). Можно сосредоточиться на правильных ответах или, наоборот, на ложных.
Задания 4.1/4.2 и 9.1/9.2
Зачастую анализ фрагмента подменяется пересказом, текст для аргументации привлекается на уровне общих рассуждений, снижаются баллы за речевые ошибки.
Задание 5 и 10
Обнуление баллов чаще всего происходило из-за невыполнения условий задания (например, нужно было привлечь для сопоставления произведение первой половины XIX века, а учащийся брал текст второй половины XIX века). Главный пробел – незнание литературной хронологии. Кроме того, учащимся обнуляли работы, если они сопоставляли произведение не с заданным фрагментом (как было указано в формулировке), а с произвольно выбранным.
Задание 11
Снижались баллы за недостаточное владение экзаменуемым способностью самостоятельно формулировать проблему и глубоко раскрывать два аспекта заданной темы. Теоретико-литературные термины учащиеся включают в сочинение, но не используют их для анализа.