12 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Сочинения по литературе ЕГЭ 2025
5 сочинений по темам из части 2 демоверсии ЕГЭ по литературе.
11.1 Вечные вопросы в философской лирике М.Ю. Лермонтова (На примере не менее трёх стихотворений)
М.Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но оставил богатое наследие. В отличие от А.С. Пушкина, которого считают «дневным светилом русской поэзии», М.Ю. Лермонтова называют «ночным» из-за его меланхоличных размышлений о смысле жизни. Его всегда интересовали личностные конфликты и тайны человеческой души. Поэт писал о ценности свободы, неизбежном одиночестве, задумывался о роли судьбы в жизни человека. Всё это вечные вопросы, занимающие важное место в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
В одном из самых ярких философских произведений «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения. В «эпоху николаевской реакции» разочарованные молодые люди, представители интеллигенции, не могли найти своего места в жизни. Неслучайно в литературе появился «тип лишнего человека», к которому относится, например, Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В «Думе» поэт пишет об этом поколении так:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности. Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста, противопоставляя представителей современного поколения их «отцам»:
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат.
Речь идёт о том, что даже философия гедонизма, умение наслаждаться каждым прожитым днём, не удовлетворяет «лишнего человека». Он сам не понимает, чего хочет и к чему стремится, и потому уходит из жизни, не оставив никакого следа. М.Ю. Лермонтов раскрывает внутренний мир этих людей, полный противоречий, акцентируя внимание на состоянии вечного конфликта с самим собой. Поэта волнует актуальный вопрос: почему появляются такие люди, которые не могут применить свои способности и обрести душевное равновесие?
Произведение «Выхожу один я на дорогу…» также можно считать образцом философской лирики. Поэт использует антитезу, противопоставляя душевное состояние лирического героя тишине и спокойствию природного мира. Несмотря на то что «в небесах торжественно и чудно», одинокий мыслящий человек не находит такой же гармонии внутри себя. Это смятение и невозможность понять свои желания и стремления переданы автором с помощью вопросительных предложений:
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Каждый рефлексирующий человек хотя бы раз задавал себе подобные вопросы, ведь все мы так или иначе пытаемся найти собственное предназначение. Эта тема поиска себя в мировой литературе относится к вечным. Лирический герой приходит к важной мысли о том, что он жаждет «свободы и покоя», то есть мечтает обрести то же душевное равновесие, которое заметил в природе. Он хочет быть в гармонии с миром, стать его неотъемлемой частью, найти своё место в нём.
Ещё одно стихотворение, посвящённое психологии человека, было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году – «И скучно, и грустно…». Эта элегия строится как диалог лирического героя с собой. Именно поэтому в стихотворном тексте преобладают такие средства художественной выразительности, как риторические вопросы и восклицания:
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Лирический герой пытается разобраться в своих чувствах и ни в чём не находит опоры. Он обесценивает любовь, ведь «вечно любить невозможно», и страсти, потому что «их сладкий недуг» однажды «исчезнет при слове рассудка». Сама жизнь представляется лирическому герою «пустой и глупой шуткой», не заслуживающей большого внимания. М.Ю. Лермонтов подчёркивает, что человек, пытаясь разобраться в себе, чаще всего приходит к разочарованию и впадает в состояние полного отчаяния, не понимая, что ему делать дальше. В этом и заключается главная тайна человеческой души: мы никогда не можем быть в полной мере довольны тем, что имеем.
Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам поиска смысла жизни и своего предназначения, стремясь познать душу человека. Философская лирика М.Ю. Лермонтова подталкивает к размышлениям о тех духовных проблемах, которые никогда не перестанут волновать человечество.
11.2 Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне (На примере одного-двух произведений)
М. Горький писал: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, любой человек мог бы стать героем, оказавшись в экстремальной ситуации, однако вовсе не каждый способен проявить стойкость и оставаться мужественным несмотря ни на что. Настоящий герой, идя на риск, не ждёт всеобщего одобрения и награды за свои заслуги. Как же раскрывается тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне?
В повести В. Быкова «Сотников» автор рассказывает историю двух партизан, которых можно считать героями-антиподами. Изначально Сотников кажется слабым, он плохо себя чувствует, когда отправляется вместе с Рыбаком за провизией, его мучит сильный кашель. Из-за недомогания и полученного ранения Сотникова товарищи попадают в полицейский участок, где им грозит так называемая «ликвидация». Изначально именно это слово было названием повести, однако в дальнейшем замысел В. Быкова несколько изменился. И это вовсе не случайно: значит, Сотников заслуживает быть заглавным героем, и он ещё должен проявить себя, показать силу своего характера. Когда автор ставит персонажей перед серьёзным нравственным выбором, читателю становится ясно, кто из них достоин называться настоящим героем. Перед неминуемой казнью Сотников думает в первую очередь не о себе, а о других, чувствуя вину за то, что подверг их жизнь опасности. Он заступается за товарища и хочет взять всю ответственность на себя, тем самым демонстрируя своё нравственное превосходство. В отличие от Сотникова, Рыбак проявляет слабость и трусость, соглашаясь сотрудничать с полицаями. Он пытается найти себе оправдание, но это не более чем заблуждение. Авторская позиция ясна: невозможно однажды переступить через свои моральные принципы, а потом вернуться к привычной жизни. Рыбак окончательно теряет себя, когда становится палачом для товарища, чтобы пройти «проверку на прочность». Приём антитезы, использованный В. Быковым для описания судеб двух партизан, раскрывает суть настоящего подвига. Даже несмотря на физическую слабость, заглавный герой сохраняет силу духа и не становится изменником, потому что это противоречит его представлениям о чести и достоинстве. Рыбак же, в свою очередь, относится к типу людей, которые не способны на подвиг.
Ещё одно произведение о Великой Отечественной войне, раскрывающее тему солдатского подвига, описывает историю жизни человека, который попал в плен. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов сохраняет честь и достоинство даже перед лицом опасности. Когда комендант лагеря Мюллер приглашает его к себе, Соколов отказывается пить за победу фашистских войск, однако соглашается – «за свою погибель». Герой производит на лагерфюрера впечатление своей непреклонностью и поразительной силой воли и одерживает в этом психологическом поединке моральную победу. Этот пример доказывает, что даже находясь в плену, русский солдат смог совершить настоящий подвиг. А ведь сколько было случаев, когда люди из-за своей трусости переходили на вражескую сторону! Война лишила Андрея Соколова всего самого дорогого, что было в его жизни, но он не озлобился, не потерял себя. Усыновление мальчика-сиротки Ванюшки – это ещё один подвиг, который совершает герой М.А. Шолохова уже после войны. Человек не может быть чёрствым и равнодушным, если он всё ещё способен дарить тепло и любовь людям. Автор создаёт образ сильной личности, обладающей несгибаемой волей и преданностью своим моральным принципам.
Сотников и Андрей Соколов – истинные герои, по-настоящему любящие свой народ и страну. Это образец мужественности, духовной чистоты и силы духа. Нравственные подвиги, которые они совершают, не могут оставить читателей равнодушными и заслуживают глубокого уважения.
11.3 Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
Философская драма М. Горького «На дне» посвящена вечному вопросу: что для человека предпочтительнее – горькая правда или сладкая ложь? Герои произведения высказывают разные точки зрения по этому поводу. Наиболее интересной мне кажется позиция странника Луки, который совершенно неожиданно появляется в ночлежке, а спустя какое-то время внезапно из неё исчезает. Так кто же он: обманщик и жулик или всё-таки философ-гуманист? На мой взгляд, это один из самых противоречивых образов пьесы, поэтому сложно ответить однозначно.
Когда Лука появляется в ночлежке Костылёва, то сама атмосфера в ней меняется в лучшую сторону. Почти для каждого странник находит утешительные слова. Например, смертельно больной Анне он рассказывает о загробной жизни в раю, тем самым вселяя в неё надежду на скорое освобождение от мук. Причинил ли Лука умирающей какой-то вред? Напротив, он облегчил её страдания. Несчастному Актёру странник внушает мысль о возможности исцелиться в клинике, где лечат от алкогольной зависимости. Всем известно, что такие больницы действительно существуют, и можно подумать, что Лука просто направляет этого человека, указывает ему возможный путь. Точно по таким же причинам Лука советует профессиональному вору Ваське Пеплу начать новую жизнь в Сибири вместе с возлюбленной Наташей. По мнению странника, «во что веришь – то и есть». Это значит, что правда – само по себе относительное понятие, ведь у каждого человека она своя. Все эти примеры доказывают, что герой М. Горького пытается играть роль философа-гуманиста. В таком случае его имя может отсылать к великомученику святому Луке, ведь и странник пытается проповедовать в ночлежке добро.
Однако есть и другая точка зрения: Лука – это имя, которое могло произойти от слова «лукавый». В таком случае проводится прямая параллель с чёртом, соблазняющим человека неправдоподобными выдумками и бесплодными иллюзиями. Слабость философии странника доказывает развязка драмы: Актёр, потеряв надежду на исцеление после внезапного исчезновения Луки, покончил с собой, а Васька Пепел убил человека. Никому из них не помогла «правда» странника, а это значит, что он лишь временно облегчил их муки, но не смог избавить от страданий. Авторская позиция раскрывается через монологи Сатина в финале пьесы. По его мнению, «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». Тот, кто способен посмотреть правде в лицо, какой бы она ни была, достоин называться настоящей личностью и заслуживает обретения духовной свободы. Но можно ли считать Луку «жуликом» и «обманщиком?» Скорее, он лишь хотел оказать отчаявшимся людям, опустившимся на самое дно, поддержку и хотя бы на какое-то время помочь им почувствовать себя лучше. Конечно, его «утешительная ложь» в итоге не принесла пользы людям, но он всё-таки попытался ненадолго облегчить их боль.
Таким образом, нельзя назвать Луку мошенником и «жуликом», потому что он обманывал других без каких-либо злых намерений. Но в то же время его философия не проходит проверку реальностью, поэтому героя сложно считать гуманистом. Подлинный гуманизм заключается в том, чтобы уметь принимать правду, о чём говорил Сатин, а не скрывать её за маской сладкой лжи.
11.4 Сатирические мотивы в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова)
М.Е. Салтыков-Щедрина написал сатирический цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Подразумевалось, что его произведения в первую очередь заинтересуют мыслящих взрослых людей, которые смогут понять и раскрыть подлинный смысл аллегорических образов. В русской литературе того времени такая манера написания не была новаторством: писатель наследует традиции известного баснописца И.А. Крылова, который обращался к так называемому «эзопову языку», чтобы завуалировать, скрыть от цензуры некоторые человеческие пороки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» входит в цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина и посвящена проблеме взаимоотношений крестьян и вышестоящих лиц. При этом произведение создавалось уже после отмены крепостного права. Но изменилось ли что-нибудь в положении крестьян?
Произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина начинается с фантастического события: два невежественных генерала по воле судьбы оказываются на необитаемом острове. Писатель использует гротеск, чтобы подчеркнуть их глупость и эгоизм. Сходя с ума от голода, один из героев проглотил орден другого. Тем самым автор даёт читателю понять: для этих безнравственных людей нет ничего святого, и они готовы растерзать друг друга, если смогут извлечь из этого личную выгоду. Генералы ничего не могут сделать самостоятельно, они не привыкли работать руками и не умеют добывать еду. Они всю сознательную жизнь паразитировали на своих крестьянах, и даже после отмены крепостного права не произошло никаких существенных изменений. Уже в самом названии сказки использована сатира, с помощью которой подчёркивается инфантильность генералов. М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощность господ, не представляющих своей жизни без слуг.
Появление на необитаемом острове мужика становится кульминационным моментом произведения, потому что эта встреча вселяет в генералов уверенность в завтрашнем дне. Мужик отличается невероятной изобретательностью, и, казалось, нет ничего, что было бы ему не под силу. М.Е. Салтыков-Щедрин использует гиперболу, создавая яркий образ народного умельца: крестьянин делает силок из собственных волос для ловли птиц. Он сумел приготовить генералам вкусный обед, добыв из земли картофель. Однако при этом мужика называют «тунеядцем» и «лежебокой», хотя на самом деле эти характеристики относятся к господам. Автор использует иронию – скрытую насмешку. Генералы будто бы наделяют мужика собственными чертами, не желая выглядеть на его фоне слабыми. Иронична и развязка сказки: мужик получает награду, не соответствующую затраченным усилиям – рюмку водки и пятак серебра, чем всё-таки остаётся доволен. М.Е. Салтыков-Щедрин тем самым подчёркивает: крестьяне настолько свыклись со своим рабским положением, что уже не могут существовать без управления со стороны вышестоящих лиц.
В заключение хочется сказать, что сатирические мотивы в сказке позволяют писателю сделать акцент на актуальных проблемах второй половины XIX века. Крестьяне продолжают работать на господ и после отмены крепостного права, потому что не знают, как жить по-другому, а те, в свою очередь, ведут паразитический образ жизни, не будучи в состоянии справиться даже с бытовыми проблемами без чужой помощи.
11.5 Какие эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» может быть очень интересен для художника-иллюстратора. В тексте поднимается актуальная проблема вытеснения духовных ценностей материальными, а пароход «Атлантида» становится моделью мира. Несмотря на небольшой объём, в произведении затрагивается множество важных тем, обычно характерных для романного жанра. Иллюстрирование некоторых эпизодов могло бы помочь читателю понять проблематику рассказа и его ключевые идеи.
В первую очередь важно создать иллюстрацию с изображением самого безымянного героя. Портретная характеристика персонажа заслуживает большого внимания: «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…» Создаётся впечатление, что описывается вовсе не человек, а костюм, и этот эффект необходимо передать художнику. Можно изобразить господина с непропорционально маленькой головой в большом смокинге, чтобы передать идею поглощения человека материальными ценностями, выраженную И.А. Буниным. Нельзя также забывать о том, что господин из Сан-Франциско долгое время откладывал поездку, потому что много работал и копил деньги, отказывая себе в удовольствиях. Писатель заставляет читателей задуматься о том, что отложенное счастье может сыграть с человеком злую шутку и противопоставляет этому концепцию «живой жизни». На мой взгляд, художнику-иллюстратору нужно попытаться создать контраст между заглавным героем произведения и окружающим его миром. С этой целью на фоне можно изобразить танцующие пары и сидящих за столиками людей с улыбками на лицах. Сам господин из Сан-Франциско может быть немного сгорблен, выглядеть уставшим и безучастным, как будто вся эта жизнь, к которой он так стремился, теперь проходит мимо него.
Ещё один эпизод для иллюстрации, как мне кажется, должен быть связан с финалом произведения. После смерти господин из Сан-Франциско перестал быть таким же значительным и влиятельным, как при жизни. Никто не хотел думать о мрачном во время отдыха, и тело господина оказалось в длинном ящике из-под содовой. Автор создаёт картину, отсылающую к Апокалипсису: неслучайно за «Атлантидой» наблюдает Дьявол. Думаю, следует изобразить большой многоярусный корабль и утёс, который символизировал бы дьявольскую фигуру. Море и небо должны быть в тёмных тонах, почти сливаясь друг с другом, чтобы подчеркнуть авторскую идею: «Атлантида» как символ цивилизации устремляется к своей погибели, а человечество погрязло в собственных пороках. Кроме того, нужно изобразить и «грузного водителя» корабля, которого И.А. Бунин сравнивает с «языческим идолом», а в отдалении, на палубе должны виднеться фигуры людей, чьё веселье автор противопоставляет мраку, океану и вьюге.
Таким образом, художник-иллюстратор, выбирая эпизоды из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», должен принимать во внимание художественные символические детали, имеющие важное значение для понимания авторского замысла.
11.1 Вечные вопросы в философской лирике М.Ю. Лермонтова (На примере не менее трёх стихотворений)
М.Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но оставил богатое наследие. В отличие от А.С. Пушкина, которого считают «дневным светилом русской поэзии», М.Ю. Лермонтова называют «ночным» из-за его меланхоличных размышлений о смысле жизни. Его всегда интересовали личностные конфликты и тайны человеческой души. Поэт писал о ценности свободы, неизбежном одиночестве, задумывался о роли судьбы в жизни человека. Всё это вечные вопросы, занимающие важное место в философской лирике М.Ю. Лермонтова.
В одном из самых ярких философских произведений «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения. В «эпоху николаевской реакции» разочарованные молодые люди, представители интеллигенции, не могли найти своего места в жизни. Неслучайно в литературе появился «тип лишнего человека», к которому относится, например, Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В «Думе» поэт пишет об этом поколении так:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности. Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста, противопоставляя представителей современного поколения их «отцам»:
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат.
Речь идёт о том, что даже философия гедонизма, умение наслаждаться каждым прожитым днём, не удовлетворяет «лишнего человека». Он сам не понимает, чего хочет и к чему стремится, и потому уходит из жизни, не оставив никакого следа. М.Ю. Лермонтов раскрывает внутренний мир этих людей, полный противоречий, акцентируя внимание на состоянии вечного конфликта с самим собой. Поэта волнует актуальный вопрос: почему появляются такие люди, которые не могут применить свои способности и обрести душевное равновесие?
Произведение «Выхожу один я на дорогу…» также можно считать образцом философской лирики. Поэт использует антитезу, противопоставляя душевное состояние лирического героя тишине и спокойствию природного мира. Несмотря на то что «в небесах торжественно и чудно», одинокий мыслящий человек не находит такой же гармонии внутри себя. Это смятение и невозможность понять свои желания и стремления переданы автором с помощью вопросительных предложений:
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Каждый рефлексирующий человек хотя бы раз задавал себе подобные вопросы, ведь все мы так или иначе пытаемся найти собственное предназначение. Эта тема поиска себя в мировой литературе относится к вечным. Лирический герой приходит к важной мысли о том, что он жаждет «свободы и покоя», то есть мечтает обрести то же душевное равновесие, которое заметил в природе. Он хочет быть в гармонии с миром, стать его неотъемлемой частью, найти своё место в нём.
Ещё одно стихотворение, посвящённое психологии человека, было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году – «И скучно, и грустно…». Эта элегия строится как диалог лирического героя с собой. Именно поэтому в стихотворном тексте преобладают такие средства художественной выразительности, как риторические вопросы и восклицания:
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Лирический герой пытается разобраться в своих чувствах и ни в чём не находит опоры. Он обесценивает любовь, ведь «вечно любить невозможно», и страсти, потому что «их сладкий недуг» однажды «исчезнет при слове рассудка». Сама жизнь представляется лирическому герою «пустой и глупой шуткой», не заслуживающей большого внимания. М.Ю. Лермонтов подчёркивает, что человек, пытаясь разобраться в себе, чаще всего приходит к разочарованию и впадает в состояние полного отчаяния, не понимая, что ему делать дальше. В этом и заключается главная тайна человеческой души: мы никогда не можем быть в полной мере довольны тем, что имеем.
Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам поиска смысла жизни и своего предназначения, стремясь познать душу человека. Философская лирика М.Ю. Лермонтова подталкивает к размышлениям о тех духовных проблемах, которые никогда не перестанут волновать человечество.
11.2 Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне (На примере одного-двух произведений)
М. Горький писал: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, любой человек мог бы стать героем, оказавшись в экстремальной ситуации, однако вовсе не каждый способен проявить стойкость и оставаться мужественным несмотря ни на что. Настоящий герой, идя на риск, не ждёт всеобщего одобрения и награды за свои заслуги. Как же раскрывается тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне?
В повести В. Быкова «Сотников» автор рассказывает историю двух партизан, которых можно считать героями-антиподами. Изначально Сотников кажется слабым, он плохо себя чувствует, когда отправляется вместе с Рыбаком за провизией, его мучит сильный кашель. Из-за недомогания и полученного ранения Сотникова товарищи попадают в полицейский участок, где им грозит так называемая «ликвидация». Изначально именно это слово было названием повести, однако в дальнейшем замысел В. Быкова несколько изменился. И это вовсе не случайно: значит, Сотников заслуживает быть заглавным героем, и он ещё должен проявить себя, показать силу своего характера. Когда автор ставит персонажей перед серьёзным нравственным выбором, читателю становится ясно, кто из них достоин называться настоящим героем. Перед неминуемой казнью Сотников думает в первую очередь не о себе, а о других, чувствуя вину за то, что подверг их жизнь опасности. Он заступается за товарища и хочет взять всю ответственность на себя, тем самым демонстрируя своё нравственное превосходство. В отличие от Сотникова, Рыбак проявляет слабость и трусость, соглашаясь сотрудничать с полицаями. Он пытается найти себе оправдание, но это не более чем заблуждение. Авторская позиция ясна: невозможно однажды переступить через свои моральные принципы, а потом вернуться к привычной жизни. Рыбак окончательно теряет себя, когда становится палачом для товарища, чтобы пройти «проверку на прочность». Приём антитезы, использованный В. Быковым для описания судеб двух партизан, раскрывает суть настоящего подвига. Даже несмотря на физическую слабость, заглавный герой сохраняет силу духа и не становится изменником, потому что это противоречит его представлениям о чести и достоинстве. Рыбак же, в свою очередь, относится к типу людей, которые не способны на подвиг.
Ещё одно произведение о Великой Отечественной войне, раскрывающее тему солдатского подвига, описывает историю жизни человека, который попал в плен. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов сохраняет честь и достоинство даже перед лицом опасности. Когда комендант лагеря Мюллер приглашает его к себе, Соколов отказывается пить за победу фашистских войск, однако соглашается – «за свою погибель». Герой производит на лагерфюрера впечатление своей непреклонностью и поразительной силой воли и одерживает в этом психологическом поединке моральную победу. Этот пример доказывает, что даже находясь в плену, русский солдат смог совершить настоящий подвиг. А ведь сколько было случаев, когда люди из-за своей трусости переходили на вражескую сторону! Война лишила Андрея Соколова всего самого дорогого, что было в его жизни, но он не озлобился, не потерял себя. Усыновление мальчика-сиротки Ванюшки – это ещё один подвиг, который совершает герой М.А. Шолохова уже после войны. Человек не может быть чёрствым и равнодушным, если он всё ещё способен дарить тепло и любовь людям. Автор создаёт образ сильной личности, обладающей несгибаемой волей и преданностью своим моральным принципам.
Сотников и Андрей Соколов – истинные герои, по-настоящему любящие свой народ и страну. Это образец мужественности, духовной чистоты и силы духа. Нравственные подвиги, которые они совершают, не могут оставить читателей равнодушными и заслуживают глубокого уважения.
11.3 Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?
Философская драма М. Горького «На дне» посвящена вечному вопросу: что для человека предпочтительнее – горькая правда или сладкая ложь? Герои произведения высказывают разные точки зрения по этому поводу. Наиболее интересной мне кажется позиция странника Луки, который совершенно неожиданно появляется в ночлежке, а спустя какое-то время внезапно из неё исчезает. Так кто же он: обманщик и жулик или всё-таки философ-гуманист? На мой взгляд, это один из самых противоречивых образов пьесы, поэтому сложно ответить однозначно.
Когда Лука появляется в ночлежке Костылёва, то сама атмосфера в ней меняется в лучшую сторону. Почти для каждого странник находит утешительные слова. Например, смертельно больной Анне он рассказывает о загробной жизни в раю, тем самым вселяя в неё надежду на скорое освобождение от мук. Причинил ли Лука умирающей какой-то вред? Напротив, он облегчил её страдания. Несчастному Актёру странник внушает мысль о возможности исцелиться в клинике, где лечат от алкогольной зависимости. Всем известно, что такие больницы действительно существуют, и можно подумать, что Лука просто направляет этого человека, указывает ему возможный путь. Точно по таким же причинам Лука советует профессиональному вору Ваське Пеплу начать новую жизнь в Сибири вместе с возлюбленной Наташей. По мнению странника, «во что веришь – то и есть». Это значит, что правда – само по себе относительное понятие, ведь у каждого человека она своя. Все эти примеры доказывают, что герой М. Горького пытается играть роль философа-гуманиста. В таком случае его имя может отсылать к великомученику святому Луке, ведь и странник пытается проповедовать в ночлежке добро.
Однако есть и другая точка зрения: Лука – это имя, которое могло произойти от слова «лукавый». В таком случае проводится прямая параллель с чёртом, соблазняющим человека неправдоподобными выдумками и бесплодными иллюзиями. Слабость философии странника доказывает развязка драмы: Актёр, потеряв надежду на исцеление после внезапного исчезновения Луки, покончил с собой, а Васька Пепел убил человека. Никому из них не помогла «правда» странника, а это значит, что он лишь временно облегчил их муки, но не смог избавить от страданий. Авторская позиция раскрывается через монологи Сатина в финале пьесы. По его мнению, «ложь – религия рабов и хозяев», а «правда – бог свободного человека». Тот, кто способен посмотреть правде в лицо, какой бы она ни была, достоин называться настоящей личностью и заслуживает обретения духовной свободы. Но можно ли считать Луку «жуликом» и «обманщиком?» Скорее, он лишь хотел оказать отчаявшимся людям, опустившимся на самое дно, поддержку и хотя бы на какое-то время помочь им почувствовать себя лучше. Конечно, его «утешительная ложь» в итоге не принесла пользы людям, но он всё-таки попытался ненадолго облегчить их боль.
Таким образом, нельзя назвать Луку мошенником и «жуликом», потому что он обманывал других без каких-либо злых намерений. Но в то же время его философия не проходит проверку реальностью, поэтому героя сложно считать гуманистом. Подлинный гуманизм заключается в том, чтобы уметь принимать правду, о чём говорил Сатин, а не скрывать её за маской сладкой лжи.
11.4 Сатирические мотивы в отечественной литературе (На примере произведения одного из писателей: Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова)
М.Е. Салтыков-Щедрина написал сатирический цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Подразумевалось, что его произведения в первую очередь заинтересуют мыслящих взрослых людей, которые смогут понять и раскрыть подлинный смысл аллегорических образов. В русской литературе того времени такая манера написания не была новаторством: писатель наследует традиции известного баснописца И.А. Крылова, который обращался к так называемому «эзопову языку», чтобы завуалировать, скрыть от цензуры некоторые человеческие пороки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» входит в цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина и посвящена проблеме взаимоотношений крестьян и вышестоящих лиц. При этом произведение создавалось уже после отмены крепостного права. Но изменилось ли что-нибудь в положении крестьян?
Произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина начинается с фантастического события: два невежественных генерала по воле судьбы оказываются на необитаемом острове. Писатель использует гротеск, чтобы подчеркнуть их глупость и эгоизм. Сходя с ума от голода, один из героев проглотил орден другого. Тем самым автор даёт читателю понять: для этих безнравственных людей нет ничего святого, и они готовы растерзать друг друга, если смогут извлечь из этого личную выгоду. Генералы ничего не могут сделать самостоятельно, они не привыкли работать руками и не умеют добывать еду. Они всю сознательную жизнь паразитировали на своих крестьянах, и даже после отмены крепостного права не произошло никаких существенных изменений. Уже в самом названии сказки использована сатира, с помощью которой подчёркивается инфантильность генералов. М.Е. Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощность господ, не представляющих своей жизни без слуг.
Появление на необитаемом острове мужика становится кульминационным моментом произведения, потому что эта встреча вселяет в генералов уверенность в завтрашнем дне. Мужик отличается невероятной изобретательностью, и, казалось, нет ничего, что было бы ему не под силу. М.Е. Салтыков-Щедрин использует гиперболу, создавая яркий образ народного умельца: крестьянин делает силок из собственных волос для ловли птиц. Он сумел приготовить генералам вкусный обед, добыв из земли картофель. Однако при этом мужика называют «тунеядцем» и «лежебокой», хотя на самом деле эти характеристики относятся к господам. Автор использует иронию – скрытую насмешку. Генералы будто бы наделяют мужика собственными чертами, не желая выглядеть на его фоне слабыми. Иронична и развязка сказки: мужик получает награду, не соответствующую затраченным усилиям – рюмку водки и пятак серебра, чем всё-таки остаётся доволен. М.Е. Салтыков-Щедрин тем самым подчёркивает: крестьяне настолько свыклись со своим рабским положением, что уже не могут существовать без управления со стороны вышестоящих лиц.
В заключение хочется сказать, что сатирические мотивы в сказке позволяют писателю сделать акцент на актуальных проблемах второй половины XIX века. Крестьяне продолжают работать на господ и после отмены крепостного права, потому что не знают, как жить по-другому, а те, в свою очередь, ведут паразитический образ жизни, не будучи в состоянии справиться даже с бытовыми проблемами без чужой помощи.
11.5 Какие эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» может быть очень интересен для художника-иллюстратора. В тексте поднимается актуальная проблема вытеснения духовных ценностей материальными, а пароход «Атлантида» становится моделью мира. Несмотря на небольшой объём, в произведении затрагивается множество важных тем, обычно характерных для романного жанра. Иллюстрирование некоторых эпизодов могло бы помочь читателю понять проблематику рассказа и его ключевые идеи.
В первую очередь важно создать иллюстрацию с изображением самого безымянного героя. Портретная характеристика персонажа заслуживает большого внимания: «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый…» Создаётся впечатление, что описывается вовсе не человек, а костюм, и этот эффект необходимо передать художнику. Можно изобразить господина с непропорционально маленькой головой в большом смокинге, чтобы передать идею поглощения человека материальными ценностями, выраженную И.А. Буниным. Нельзя также забывать о том, что господин из Сан-Франциско долгое время откладывал поездку, потому что много работал и копил деньги, отказывая себе в удовольствиях. Писатель заставляет читателей задуматься о том, что отложенное счастье может сыграть с человеком злую шутку и противопоставляет этому концепцию «живой жизни». На мой взгляд, художнику-иллюстратору нужно попытаться создать контраст между заглавным героем произведения и окружающим его миром. С этой целью на фоне можно изобразить танцующие пары и сидящих за столиками людей с улыбками на лицах. Сам господин из Сан-Франциско может быть немного сгорблен, выглядеть уставшим и безучастным, как будто вся эта жизнь, к которой он так стремился, теперь проходит мимо него.
Ещё один эпизод для иллюстрации, как мне кажется, должен быть связан с финалом произведения. После смерти господин из Сан-Франциско перестал быть таким же значительным и влиятельным, как при жизни. Никто не хотел думать о мрачном во время отдыха, и тело господина оказалось в длинном ящике из-под содовой. Автор создаёт картину, отсылающую к Апокалипсису: неслучайно за «Атлантидой» наблюдает Дьявол. Думаю, следует изобразить большой многоярусный корабль и утёс, который символизировал бы дьявольскую фигуру. Море и небо должны быть в тёмных тонах, почти сливаясь друг с другом, чтобы подчеркнуть авторскую идею: «Атлантида» как символ цивилизации устремляется к своей погибели, а человечество погрязло в собственных пороках. Кроме того, нужно изобразить и «грузного водителя» корабля, которого И.А. Бунин сравнивает с «языческим идолом», а в отдалении, на палубе должны виднеться фигуры людей, чьё веселье автор противопоставляет мраку, океану и вьюге.
Таким образом, художник-иллюстратор, выбирая эпизоды из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», должен принимать во внимание художественные символические детали, имеющие важное значение для понимания авторского замысла.