11 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Развёрнутые ответы к демоверсии ЕГЭ по литературе
Ответы к заданиям части 1 демоверсии ЕГЭ по литературе 2025.
4.1 Как в приведённом фрагменте проявляется психологизм толстовской прозы?
Психологизм – это способ изображения, раскрытия внутреннего мира литературного героя.
Приведённый фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир» посвящён одной из самых ярких, запоминающихся сцен – танцу графа Ростова. Главное средство психологической характеристики героя в эпизоде – это портрет. Так, по деталям внешности можно понять, что отец Наташи получает искреннее удовольствие от любимого танца: «…всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка…». Это характеризует толстовского героя как увлечённого человека, способного наслаждаться каждой минутой жизни.
Несмотря на то, что Марья Дмитриевна не умеет танцевать, Л.Н. Толстой всё равно любуется этой героиней, обращая внимание на её изменившееся лицо: «…только одно строгое, но красивое лицо её танцовало». Это позволяет понять, что при её «всегдашней суровости» она всё-таки душевный, чуткий человек.
Таким образом, в приведённом эпизоде Л.Н. Толстой раскрывает характер и внутренний мир героев через детали их портрета.
4.2 Какова общая атмосфера, царящая в семье графа?
Приведённый фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» позволяет понять, что в семье графа Ростова царит атмосфера веселья и взаимной любви.
В центре внимания автора – отец Наташи, который всецело отдаётся любимому танцу: он «пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и лёгких прыжков своих мягких ног». Глава семьи Ростовых – увлечённый человек, умеющий получать искреннее удовольствие от того, что он делает.
Дочь графа Наташа становится главным инициатором всеобщего веселья: «Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших… и требовала, чтоб смотрели на папеньку». Это значит, что в семье Ростовых детям разрешается открыто выражать свои чувства, совершенно ничего не стесняясь.
Действительно, семья графа – воплощение подлинной красоты и ничем не омрачённого счастья.
5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Исходя из приведённого фрагмента, можно сопоставить образ Наташи Ростовой с образом пушкинской героини Татьяны Лариной. В чём же заключается различие натур этих двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Наташа Ростова кажется очень эмоциональной и открытой. Она никак не может усидеть на месте и требует, чтобы все смотрели на её танцующего «папеньку». В отличие от толстовской героини, Татьяна Ларина «…в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не может выражать чувства так же легко и естественно, как это делает Наташа.
Если Наташа близка со своими родными, что особенно заметно, когда она любуется и гордится отцом, наблюдая за ним со стороны, то у пушкинской героини, напротив, нет таких доверительных отношений с семьёй. Даже когда в её сердце зарождается симпатия к Онегину, она может поделиться своими переживаниями только с няней не без привычной робости и стеснения.
Итак, Наташа Ростова и Татьяна Ларина различаются особенностями характера и манерой поведения со своими близкими.
5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Ани Раневской из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Что сближает двух юных героинь?
Исходя из приведённого фрагмента, можно сопоставить образ Наташи Ростовой с образом чеховской героини Ани Раневской. Что же сближает двух юных героинь?
И Наташа Ростова, и Аня Раневская очень эмоциональны и открыты. В приведённом фрагменте героиня Л.Н. Толстого никак не может усидеть на месте, восхищаясь танцующим отцом. Такой же восторженной в пьесе А.П. Чехова предстаёт и Аня: «Начинается новая жизнь, мама!»; «...перед нами откроется новый, чудесный мир». Она, как и Наташа, искренне выражает свои чувства и умеет создать непринуждённую атмосферу.
Кроме того, обе героини близки со своими родителями. Наташа любуется и гордится «папенькой», что свидетельствует об их тёплых отношениях, а Аня Раневская постоянно приободряет мать, вселяя в неё надежду на светлое будущее: «Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого...»
Таким образом, Наташа Ростова и Аня Раневская похожи отношением к жизни и манерой поведения с близкими.
9.1 В чём, по мнению Д.С. Самойлова, заключается сила поэтического гения?
По мнению Д.С. Самойлова, сила поэтического гения заключается в том, чтобы с помощью простых, понятных слов создавать новые смыслы.
Поэт пишет:
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Это значит, что поэту не следует злоупотреблять устаревшими, малопонятными или излишне красивыми словами. По мнению Д.С. Самойлова, поэзия не должна усложнять привычные вещи. Самые обыкновенные понятия и выражения автор сравнивает с «неизведанными странами». Каждое из них – это своего рода тайна, которую поэты «протирают, как стекло», чтобы её разгадать.
Действительно, смысл поэтического искусства в том, чтобы «туманные значения» слов становились ясными для читателя.
9.2 Каким Вам представляется внутренний мир лирического героя Д.С. Самойлова?
Лирический герой Д.С. Самойлова – это поэт, размышляющий о своём предназначении.
Он очень тонко чувствует природу, которая вызывает у него душевный отклик:
Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Именно созерцание природного мира наводит лирического героя на размышления о силе поэтического гения, и он вдруг понимает, что для выражения своих мыслей достаточно «обычных», понятных слов. Всё равно каждое из них – это загадка, «неизведанная страна», несмотря на свою внешнюю простоту.
Лирический герой стремится понять смысл поэтического искусства, что характеризует его как ищущего, неравнодушного человека. Он приходит к важному для себя выводу: поэзия не должна ничего усложнять. «Протирать» слова, «как стекло», чтобы сделать их понятными, – вот главная задача настоящего творца, каковым и является лирический герой стихотворения, человек с богатым внутренним миром.
10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучат размышления о поэтическом творчестве. Выявите сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением Д.С. Самойлова.
Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» также посвящено размышлениям о поэтическом творчестве. Что же сближает его с произведением Д.С. Самойлова «Слова»?
Лирический герой А.С. Пушкина после появления «шестикрылого серафима» проходит ряд превращений, чтобы стать настоящим поэтом. Лирический герой Д.С. Самойлова тоже меняется, когда находит ответ на вопрос о смысле жизни творца.
В «Пророке» звучит тема высшего предназначения поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей», и в стихотворении Д.С. Самойлова есть призыв избавлять слова от туманных значений, чтобы быть понятным для читателя.
Таким образом, оба стихотворения раскрывают суть поэтического труда: это непростое ремесло, требующее от творца больших усилий и тщательного подбора слов, которые будут ясны другим людям.
4.1 Как в приведённом фрагменте проявляется психологизм толстовской прозы?
Психологизм – это способ изображения, раскрытия внутреннего мира литературного героя.
Приведённый фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир» посвящён одной из самых ярких, запоминающихся сцен – танцу графа Ростова. Главное средство психологической характеристики героя в эпизоде – это портрет. Так, по деталям внешности можно понять, что отец Наташи получает искреннее удовольствие от любимого танца: «…всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка…». Это характеризует толстовского героя как увлечённого человека, способного наслаждаться каждой минутой жизни.
Несмотря на то, что Марья Дмитриевна не умеет танцевать, Л.Н. Толстой всё равно любуется этой героиней, обращая внимание на её изменившееся лицо: «…только одно строгое, но красивое лицо её танцовало». Это позволяет понять, что при её «всегдашней суровости» она всё-таки душевный, чуткий человек.
Таким образом, в приведённом эпизоде Л.Н. Толстой раскрывает характер и внутренний мир героев через детали их портрета.
4.2 Какова общая атмосфера, царящая в семье графа?
Приведённый фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» позволяет понять, что в семье графа Ростова царит атмосфера веселья и взаимной любви.
В центре внимания автора – отец Наташи, который всецело отдаётся любимому танцу: он «пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и лёгких прыжков своих мягких ног». Глава семьи Ростовых – увлечённый человек, умеющий получать искреннее удовольствие от того, что он делает.
Дочь графа Наташа становится главным инициатором всеобщего веселья: «Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших… и требовала, чтоб смотрели на папеньку». Это значит, что в семье Ростовых детям разрешается открыто выражать свои чувства, совершенно ничего не стесняясь.
Действительно, семья графа – воплощение подлинной красоты и ничем не омрачённого счастья.
5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Исходя из приведённого фрагмента, можно сопоставить образ Наташи Ростовой с образом пушкинской героини Татьяны Лариной. В чём же заключается различие натур этих двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Наташа Ростова кажется очень эмоциональной и открытой. Она никак не может усидеть на месте и требует, чтобы все смотрели на её танцующего «папеньку». В отличие от толстовской героини, Татьяна Ларина «…в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не может выражать чувства так же легко и естественно, как это делает Наташа.
Если Наташа близка со своими родными, что особенно заметно, когда она любуется и гордится отцом, наблюдая за ним со стороны, то у пушкинской героини, напротив, нет таких доверительных отношений с семьёй. Даже когда в её сердце зарождается симпатия к Онегину, она может поделиться своими переживаниями только с няней не без привычной робости и стеснения.
Итак, Наташа Ростова и Татьяна Ларина различаются особенностями характера и манерой поведения со своими близкими.
5. Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Ани Раневской из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Что сближает двух юных героинь?
Исходя из приведённого фрагмента, можно сопоставить образ Наташи Ростовой с образом чеховской героини Ани Раневской. Что же сближает двух юных героинь?
И Наташа Ростова, и Аня Раневская очень эмоциональны и открыты. В приведённом фрагменте героиня Л.Н. Толстого никак не может усидеть на месте, восхищаясь танцующим отцом. Такой же восторженной в пьесе А.П. Чехова предстаёт и Аня: «Начинается новая жизнь, мама!»; «...перед нами откроется новый, чудесный мир». Она, как и Наташа, искренне выражает свои чувства и умеет создать непринуждённую атмосферу.
Кроме того, обе героини близки со своими родителями. Наташа любуется и гордится «папенькой», что свидетельствует об их тёплых отношениях, а Аня Раневская постоянно приободряет мать, вселяя в неё надежду на светлое будущее: «Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого...»
Таким образом, Наташа Ростова и Аня Раневская похожи отношением к жизни и манерой поведения с близкими.
9.1 В чём, по мнению Д.С. Самойлова, заключается сила поэтического гения?
По мнению Д.С. Самойлова, сила поэтического гения заключается в том, чтобы с помощью простых, понятных слов создавать новые смыслы.
Поэт пишет:
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Это значит, что поэту не следует злоупотреблять устаревшими, малопонятными или излишне красивыми словами. По мнению Д.С. Самойлова, поэзия не должна усложнять привычные вещи. Самые обыкновенные понятия и выражения автор сравнивает с «неизведанными странами». Каждое из них – это своего рода тайна, которую поэты «протирают, как стекло», чтобы её разгадать.
Действительно, смысл поэтического искусства в том, чтобы «туманные значения» слов становились ясными для читателя.
9.2 Каким Вам представляется внутренний мир лирического героя Д.С. Самойлова?
Лирический герой Д.С. Самойлова – это поэт, размышляющий о своём предназначении.
Он очень тонко чувствует природу, которая вызывает у него душевный отклик:
Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Именно созерцание природного мира наводит лирического героя на размышления о силе поэтического гения, и он вдруг понимает, что для выражения своих мыслей достаточно «обычных», понятных слов. Всё равно каждое из них – это загадка, «неизведанная страна», несмотря на свою внешнюю простоту.
Лирический герой стремится понять смысл поэтического искусства, что характеризует его как ищущего, неравнодушного человека. Он приходит к важному для себя выводу: поэзия не должна ничего усложнять. «Протирать» слова, «как стекло», чтобы сделать их понятными, – вот главная задача настоящего творца, каковым и является лирический герой стихотворения, человек с богатым внутренним миром.
10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучат размышления о поэтическом творчестве. Выявите сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением Д.С. Самойлова.
Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» также посвящено размышлениям о поэтическом творчестве. Что же сближает его с произведением Д.С. Самойлова «Слова»?
Лирический герой А.С. Пушкина после появления «шестикрылого серафима» проходит ряд превращений, чтобы стать настоящим поэтом. Лирический герой Д.С. Самойлова тоже меняется, когда находит ответ на вопрос о смысле жизни творца.
В «Пророке» звучит тема высшего предназначения поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей», и в стихотворении Д.С. Самойлова есть призыв избавлять слова от туманных значений, чтобы быть понятным для читателя.
Таким образом, оба стихотворения раскрывают суть поэтического труда: это непростое ремесло, требующее от творца больших усилий и тщательного подбора слов, которые будут ясны другим людям.