Оценка грамотности на ОГЭ за изложение и сочинение
Из методических материалов ОГЭ для предметных комиссий.
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность речи | |
| Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 | 13 |
Внимание!
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 слов или более.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 количество допустимых ошибок уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – орфографических ошибок нет;
ГК2 – пунктуационных ошибок нет;
ГК3 – грамматических ошибок нет;
ГК4 – речевых ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
ГК1 – допущено не более двух ошибок;
ГК2 – допущено не более двух ошибок;
ГК3 – допущено не более двух ошибок;
ГК4 – допущено не более двух ошибок.
Высший балл по критериям ГК1–ГК4 за работу объёмом от 100 до 139 слов не ставится.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 слов или более, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 2 баллов.
– если в работе 99 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
При оценивании грамотности и фактической точности речи не включается в общий подсчёт слов: изложение, написанное не по прослушанному тексту; полностью переписанный или пересказанный исходный текст при написании сочинения.
Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. таблицу критериев).
Не должны влиять на оценку грамотности
1) негрубые ошибки – ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, то есть связанные с нарушением правил, которые не включены в школьную программу или обусловлены явлениями языковой переходности (примеры в скобках даны в неискажённом виде):
• употребление прописной буквы в составных собственных именах (площадь Никитские ворота, Страна восходящего солнца, дон Педро, Дон Кихот, Международный астрономический союз, Великая Отечественная война), в собственных именах, использованных в переносном значении (обломовы); необоснованное написание имён прилагательных на -ский с прописной буквы (шекспировские трагедии);
• буквы э/е в иноязычных словах (рэкет, пленэр; риелтор);
• написание -н- и -нн- в причастиях (отглагольных прилагательных, субстантивированных формах), образованных от некоторых двувидовых глаголов (завещанный, обещанный, казнённый, рождённый, крещёный человек, крещённый вчера человек);
• написание не с отглагольными прилагательными и причастиями на -мый (неделимый на части - не делимый людьми);
• написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов (ноу-хау, рок- музыка, мини-маркет, супермаркет, ультразвук);
• написание сложных имён прилагательных, которое противоречит школьному правилу (глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный); написание сложных имён прилагательных и причастий, которое зависит от контекста (сильнодействующее средство - сильно действующее на меня средство);
• пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота (Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему вяз.);
• отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п. (Было светло, почти как днём.);
• пропуск или добавление одного из сочетающихся знаков препинания (за исключением кавычек ) или нарушение их последовательности: многоточия; скобок; вопросительного и восклицательного знаков (А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно...»);
2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных словарями и справочниками:
• написание -н- и -нн- в кратких формах отглагольных прилагательных и соотносимых с ними кратких причастиях, ср.: Её действия оправданны. - Её действия оправданы.;
• написание не в случаях возможного двоякого толкования высказывания, ср.: Эта задача нетрудная. – Эта задача не трудная.;
• вариативные написания слов, ср.: бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано;
• ошибки в переносе слов;
• употребление тире между подлежащим и сказуемым – оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и т.п., ср.: Пруд как блестящая сталь. – Пруд – как блестящая сталь.;
• употребление тире в неполном предложении, ср.: А в доме стук, ходьба. – А в доме – стук, ходьба.;
• обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Продавец в чистом белом халате обслуживал клиента. – Продавец, в чистом белом халате, обслуживал клиента.;
• обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков. – Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков.;
• пунктуационное оформление сложноподчинённого предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось. – Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось.;
• передача авторской пунктуации при цитировании;
3) графические ошибки:
• пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится); пример-иллюстраци (следует: пример-иллюстрация); но орфографическими ошибками считаются написания любов, возращение;
• перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
• замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное) ;
• добавление лишних букв, например: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже); но орфографическими ошибками считаются написания наооборот, мнгновение;
• к графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения;
4) написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например:
бог / Бог
в «Вии» / в «Вие»
водноспортивный / водно-спортивный
вторая мировая война / Вторая мировая война
деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка)
естественнонаучный / естественно-научный
заполдень /за полдень
заполночь / за полночь
зорянка / зарянка (птица)
интернет / Интернет
как-то / как то (перед перечислением, например: Острогою бьётся крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки.) красавец сынишка / красавец-сынишка лироэпический /лиро-эпический
масленица / Масленица
масс-культура / масскультура
масс-медиа / массмедиа
мелочёвка /мелочовка
народнопоэтический / народно-поэтический народнохозяйственный / народно-хозяйственный не сегодня-завтра / не сегодня завтра не взирая на лица / невзирая на лица
непрошенный (прил.) / непрошеный (прил.)
первобытнообщинный / первобытно-общинный
плащёвка / плащовка
плейер / плеер
рождество / Рождество
розыскник / разыскник
розыскной /разыскной
считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты)
церковнославянский / церковно-славянский чёрно-бурый / чёрнобурый;
5) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений:
• разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки, ср.: Труслив как заяц. - ТрУсит(,) как заяц.; Делай что хочешь. - Делай, что хочешь.;
• трудные случаи разграничения некоторых вводных слов и конструкций и омонимичных им невводных, например: на первый взгляд, правда, главным образом, прежде всего, в первую очередь, между тем, соответственно, действительно;
• различение омонимичных частиц и междометий, ср.: О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? – О, дорогой мой, как это прекрасно!;
• разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср.: В гневе он как гром загремел. – Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел.;
• примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры, ср.: Во всём – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое. – Во всём: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое;
Если в одном месте экзаменуемый написал слово правильно, а в другом – неправильно, эксперт в любом случае отмечает наличие орфографической ошибки. Например: проблемме – проблемы.
На оценку соблюдения орфографической грамотности изложения и сочинения распространяются положения о повторяющихся ошибках, изложенные в рекомендательных документах и скорректированные с учётом формата экзаменационной работы.
1. Понятие о повторяющихся ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
2. При проверке соблюдения орфографических норм не предусмотрено понятие «однотипная ошибка». Каждая орфографическая ошибка считается за отдельную ошибку, их количество не объединяется с ошибками одной орфографической группы.