Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
+5
12 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Тексты итогового собеседования

ОГЭ (гиа) по русскому языку
Несколько текстов прошедшего итогового собеседования 12 февраля 2025 г.


Текст 1

Алекса́ндр Петро́вич О́ськин родился в 1920 году в Рязанской губернии. В двенадцатилетнем возрасте переехал с родителями в Москву, где окончил школу и финансово-экономический техникум. В 1940 году пошёл служить в Красную армию, в танковые войска.

Когда началась Великая Отечественная война, Александр был отправлен на Западный фронт, где управлял танком Т-26. Принял участие в Смоле́нском сражении и Московской битве. Осенью 1941 года Оськин получил тяжёлое ранение. Не окончив лечения, Александр отправился в танковую часть, формировавшуюся для отправки на фронт.

Летом 1942 года он принимал участие в боях по обороне Сталингра́да, в 1944 году был командиром Т-34 на Прибалтийском фронте. За годы войны Оськин 7 раз горел в танке.

Подвиг танкист совершил 12 августа 1944 года. Александр Петрович был в составе танковой группы, действовавшей на территории современной Польши. На танке Т-34 ему удалось отразить атаку 11 новейших вражеских танков, известных как «Королевские тигры». Во время боя экипаж Оськина уничтожил три немецких танка, один повредил. На следующий день в деревне Огленду́в, занятой немцами, снова состоялся бой, в результате которого было захвачено ещё три «Королевских тигра». Одну из машин доставили в подмосковную Ку́бинку для изучения советскими специалистами. За героизм и мужество, проявленные в боях, Александру Оськину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст об Алекса́ндре Петро́виче О́ськине, включив в пересказ слова писателя Серге́я Его́ровича Михе́енкова:

«Оськин вёл огонь. В правых бортах вражеских танков появлялись чёрные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло. Третий танк развернулся было фро́нтом к Оськину, но, прокатившись на раздробленной гусенице, встал и был добит».


Текст 2

Дави́д Самуи́лович Само́йлов – один из известных поэтов-фронтовиков. Поколению 1940-х годов пришлось перенести все тяготы войны, но это не помешало Давиду остаться весёлым и общительным человеком, написавшим много замечательных стихотворений.

В 1941 году Давид Самойлов – студент Московского института философии, литературы и истории, ‒ как и многие его сверстники, добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году пулемётчик Самойлов воевал под Ти́хвином, в первом же бою был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя, он вернулся на фронт. Давид Самойлов прошёл долгий боевой путь от Вя́зьмы до Берлина, награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.

В 1965 году, к двадцатилетию Победы, в Театре на Тага́нке знаменитый режиссёр Ю́ рий Люби́мов поставил спектакль «Павшие и живые», в котором прозвучали стихи поэтов-фронтовиков о войне, в том числе стихи Давида Самойлова. Актёры создали собирательный образ поколения, пережившего Великую Отечественную войну.

Долгое время Давид Самойлов занимался переводами зарубежных поэтов, сочинял пьесы для детей. Лучшие его стихотворения о войне появились лишь спустя два десятилетия. В стихах поэт вспоминает свою фронтовую молодость. Одно из самых известных стихотворений Давида Самойлова – «Сороковые, роковые…», в нём поэт показал, как тесно переплелись в судьбе его поколения война и юность, беда и мечта.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Дави́ де Самуи́ловиче Само́йлове, включив в пересказ строки из его стихотворения, вошедшего в спектакль «Павшие и живые»:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом…


Текст 3

Ива́н Дми́триевич Папа́нин – известный исследователь Арктики, первый директор Института биологии внутренних вод Академии наук СССР. Он родился в Севасто́поле в семье моряка, его детство и юность прошли рядом с морем.

Национальным героем Папанин стал, когда в 1937 году возглавил первую в мире дрейфу́ющую станцию «Северный полюс». Весь мир следил за работой поля́рников. Научная работа на льдине продолжалась 274 дня. Когда папа́нинцев эвакуи́ровали с тающей льдины, её длина была менее 10 метров. За свой героический труд все участники полярного дре́йфа были представлены к званию Героя Советского Союза.

Спустя год Иван Папанин возглавил работы по спасению из ледового плена ледокола «Гео́ргий Седо́в». Операция была успешно завершена, а Иван Дмитриевич второй раз получил звание Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны опыт, полученный в ходе полярных экспедиций, Папанин применял для обеспечения безопасности перевозок по Северному морскому пути: корабли ледовых патруле́й обследовали льды и спасали моряков с кораблей, подбитых немецкими подводными лодками.

Имя Папанина увековечено на географической карте нашей страны. Его именем назван мыс, расположенный на Таймы́ре, горы в Антарктиде и Тихом океане, остров в Азо́вском море. Полярные моря бороздят корабли, названные в его честь. В память о нём установлены монументы и открыты музеи. В его родном Севастополе есть улица Ивана Папанина.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст об Ива́не Дми́триевиче Папа́нине, включив в пересказ его слова:

«Я преклоняюсь перед беззаветным мужеством моряков и инженеров во время войны. Опасность, холод и голод были их постоянными спутниками, так же как стойкость, находчивость и великое терпение».


Текст 4

Ли́дия Влади́мировна Литвя́к родилась 18 августа 1921 года в Москве. С детства она мечтала об авиации и в 14 лет впервые поднялась в небо. Девушку вдохновил пример первых советских лётчиц – Мари́ны Раско́вой, Валенти́ны Гризоду́бовой, Поли́ны Осипе́нко.

С началом Великой Отечественной войны Лидия старалась попасть на фронт, но в военкомате ей отказывали. Невозможно было поверить, что хрупкая белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.Узнав, что лётчица Марина Раскова формирует женский авиаполк, Лидия приписала себе недостающие 100 часов полётов и так оказалась в армии.

В первый боевой вылет в августе 1942 года Лидия вместе с Екатери́ной Буда́новой сбила вражеский «Ю́нкерс». В боях под Сталингра́дом отважная лётчица совершила 89 боевых вылетов и сбила семь вражеских самолётов. В дивизии её звали «Белой Лилией Сталинграда». 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила первую награду – орден Красной Звезды. Ещё одну – орден Красного Знамени – она получила за сбитый вражеский аэростат, который долгое время не могли уничтожить из-за мощного зенитного
прикрытия.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила три боевых вылета. Из последнего она не вернулась: погибла при выполнении боевого задания. Лидии был всего 21 год. На личном счету лётчицы 12 сбитых вражеских самолётов. Ей присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Ли́дии Влади́мировне Литвя́к, включив в пересказ слова командира истребительного авиационного полка Бори́са Никола́евича Ерёмина:

«Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух».


Текст 5

В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник: пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается в даль. Это Матве́й Кузьми́ч Кузьми́н, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Ива́на Суса́нина.

В начале войны Матвею Кузьмичу было 83 года. В августе 1941 года его родная деревня Кура́кино Пско́вской области была оккупи́рована гитлеровцами. Фашисты предложили старику сотрудничество, но тот отказался.

В начале 1942 года неподалёку от деревни Куракино заняла оборону советская стрелковая бригада. В феврале в деревню прибыл батальон немецких горных стрелков, чтобы нанести советским войскам внезапный удар с тыла. Гитлеровцам нужен был проводник. Матвею Кузьмичу пообещали деньги, муку, кероси́н, охотничье ружьё. Старик на предложение согласился. Ночью 14 февраля немецкий отряд вышел из Куракина. В темноте Матвей Кузьмич водил врагов лесными тропами, а на рассвете они вышли к деревне, где их неожиданно встретил шквальный огонь. Дело в том, что сын Кузьмина Василий сообщил командиру стрелковой бригады о планах врага. Чтобы выиграть время, Матвей Кузьмич всю ночь водил немцев око́льными дорогами, а на рассвете вывел под огонь советских бойцов. Поняв, что старик обманул их, фашисты расстреляли его. Вражеский отряд был разбит, операция гитлеровцев – сорвана.

83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за всю историю его существования.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Матве́е Кузьмиче́ Кузьмине́, включив в пересказ слова историка, сотрудника Музея Победы Серге́я Позёмова:

«Примечательно, что самым старшим Героем Советского Союза стал не военнослужащий, а обычный человек из народа, повторивший выдающийся подвиг Ива́на Суса́нина».


Текст 6

Никола́й Никола́евич Рае́вский – талантливый военачальник, участник русско-турецких, русско-французских и других войн. Ещё в младенческом возрасте он был записан в армию. Так тогда было принято. В возрасте 22 лет за воинскую доблесть и отличную службу Раевский получил чин полковника. Слава пришла к полководцу во время Отечественной войны 1812 года.

Солдаты под командованием Раевского сдерживали наступление французов. В наиболее тяжёлый и, казалось, безвыходный момент боя генерал Раевский, взяв за руки двух своих сыновей, младшему из которых было всего 11 лет, пошёл с ними в атаку. Героизм военачальника и его детей стал для солдат примером мужества. Следуя за командиром, русское войско смогло одержать победу над врагом.

Центром знаменитого Бороди́нского сражения был высокий холм, на котором расположилась артиллерийская батарея Раевского. Практически все силы армии Наполео́на обрушились на эту позицию. Ценой больших потерь, с третьей попытки французам удалось захватить холм. Почти все солдаты Раевского погибли. Теперь на этом месте возвышается главный монумент на Бородинском поле.

Главнокома́ндующий Куту́зов называл генерала «мой герой». Храбрость полководца воспел в своих стихах поэт Васи́лий Андре́евич Жуко́вский. С Раевским дружил Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин, который видел в нём не только смелого военачальника, но и порядочного, сильного человека с прямолинейным характером и светлым умом.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Никола́е Никола́евиче Рае́вском, включив в пересказ его слова:

«Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперёд за царя и Отечество!»


Текст 7

В 1930-х годах в СССР здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом советского искусства:
в обществе распространялись идеи эмоционального подъёма, соревнований и побед. Ярким представителем советской живописи является художник Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка.

Молодость художника пришлась на революционную эпоху. Выпускник художественного училища участвовал в Гражданской войне на стороне советской власти, рисовал агитацио́нные плакаты. На талантливого юношу обратили внимание, и прямо из армии он был направлен в Москву для продолжения обучения живописи.

Любимая тема творчества Дейнеки – спорт. Художник с детства занимался бегом, плаванием, волейболом, боксом. Личный спортивный опыт помогал ему находить подходящие приёмы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека стремился подчеркнуть их силу духа.

Во время Великой Отечественной войны художник был в разрушенном Севасто́поле и написал картину «Оборона Севастополя», посвящённую подвигу защищавших город моряков-черноморцев. Работы Дейнеки сделали его знаменитым не только в СССР, но и во всём мире. Кроме того, Александр Дейнека создавал эскизы для моза́ик, которые украшают станции московского метро. На потолке станции «Маяко́вская» можно увидеть изображения спортсменов, военных, рабочих, военной техники. Оформление этой станции метро признано мировым шедевром архитектуры ХХ века. В историю искусства Дейнека вошёл как живописец, воплотивший в творчестве идеалы советского времени.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст об Алекса́ндре Алекса́ндровиче Дейне́ке, включив в пересказ его слова:

«Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру́ вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать её большими при́горшнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…»


Текст 8

Васи́лий Андре́евич Тропи́нин – русский художник, бывший крепостным. В юности он писал портреты своих хозяев, колоритных стариков, крестьянских девушек. Он создал проект сельской церкви, покрыл её стены фре́сками. Иногда по просьбе односельчан красил колодцы и расписывал калитки. Получив во́льную только в 47 лет, Тропинин стал главным московским портретистом. Портреты у него заказывали дворяне и купцы, его картины покупали коллекционеры.

Художник стоял у истоков направления критического реализма в живописи. Одна из самых известных его картин – «Кружевни́ца». Мастер первым изобразил простую крестьянку, а не даму высшего света. Он старался передать естественную красоту девушки, детально прописал принадлежности для рукоделия. Эта картина создаёт ощущение уюта и покоя.

Кисти Тропинина принадлежит и известный портрет Алексáндра Сергéевича Пу́шкина. Художник изобразил поэта в халате, с расстёгнутым воротом рубахи и небрежно повязанным галстуком. Мастеру удалось передать свободолюбивый характер великого Пушкина. По свидетельствам современников, портрет имеет поразительное сходство с гениальным поэтом.

За свою жизнь Василий Андреевич Тропинин написал более 3000 портретов современников. Художник всегда пытался уловить «внутренний свет», идущий от человека, даже если тот был непривлекателен внешне или не отличался добрым нравом. Многие работы художника экспони́руются в Третьяко́вской галерее и Русском музее. В Москве открыт музей Тропинина, а на стене дома, где жил и работал художник, установлена памятная доска.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Васи́лии Андре́евиче Тропи́нине, включив в пересказ его слова:

«Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Пусть видят и помнят человека в счастливое время его жизни».


Текст 9

Пётр Петро́вич Кончало́вский – один из наиболее значительных художников первой половины ХХ столетия. Кисти Петра Петровича принадлежит более 900 произведений живописи. Творческую биографию художника можно разделить на два этапа. Первый (начало XX века) был связан с авангарди́стским объединением «Бубно́вый вале́т». Для второго этапа (1920–1950-е годы) характерно обращение к реалистической живописи. Искусство Кончаловского оказало огромное влияние на художников – представителей разных художественных направлений следующих поколений.

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрмо́рты, особенно цветочные. Художник говорил, что цветок нельзя писать простыми мазо́чками, его надо глубоко изучить. По воспоминаниям родственников, в сезон цветения он рисовал натюрморты каждый день. И сегодня многим известны его картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна», «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения произведениями Михаи́ла Ю́ рьевича Ле́рмонтова. В 1927 году Пётр Петрович побывал на Кавказе, и результатом поездки стала серия картин, основанная на литературном наследии поэта и писателя. Кисти художника принадлежат портрет Лермонтова, ряд иллюстраций к его произведениям.

Пётр Кончаловский не представлял свою жизнь без творчества: он ощущал мир живописно, как волшебство красок. Он был не только талантливым художником, но и тонким знатоком поэзии, музыки, изобразительного искусства разных стран. Кончаловский отлично пел и играл на гитаре, цитировал стихи любимых поэтов на нескольких языках, которыми свободно владел.

Задание 2 → подробно перескажите прочитанный Вами текст о Петре́ Петро́виче Кончало́вском, включив в пересказ его слова:

«В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах».
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.