10 апреля 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Сочинения к варианту №27 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И. П. Цыбулько.
Начало текста
Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
По примеру отца девушка закончила педагогический институт. Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д.Н. Шмелёва: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».
У слова может быть не только прямое, но и переносное значение. Лингвист Д.Н. Шмелёв утверждает, что оно «обогащает, развивает и преображает» наш язык. Очень часто в художественных произведениях используется метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. Как этот приём выразительности изменяет текст? Рассмотрим конкретные примеры.
Так, в 9 предложении о песке говорится следующим образом: «точил дыхание людей». Это метафора, потому что глагол «точил» в данном случае имеет значение «мучить, лишать сил». С помощью переноса по сходству автор подчёркивает, как тяжело было людям справляться с песчаными заносами.
В 38 предложении также используется метафора: «…неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике?..» Слово «похоронить» употребляется не в прямом значении «совершить похоронный обряд», а в переносном. Это значит, что Мария Никифоровна вынуждена отказаться от многих благ и удовольствий ради спасения других людей. Метафора помогает А.П. Платонову охарактеризовать героиню как альтруиста, человека, готового к самопожертвованию.
Таким образом, использование слов в переносном значении позволяет создавать интересные, яркие образы. Это делает нашу речь красивее и богаче.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня – будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»
Смысл финала текста я понимаю следующим образом: такие целеустремлённые люди, как Мария Никифоровна, изменяют мир в лучшую сторону. Учительница искренне хочет помочь людям. Именно поэтому о ней говорят, что она могла бы «заведовать целым народом».
В предложениях 11-13 рассказывается о том, что Мария Никифоровна, посочувствовав крестьянам, решает сделать обучение борьбе с песками главным предметом в школе. Всё село Хошутово было занесено песком, и людям приходилось отдавать немало сил и уделять много времени борьбе с песчаными заносами. Разве можно комфортно жить в таких условиях? Мария Никифоровна не остаётся равнодушной к происходящему.
Учительница понимает, что ей придётся поставить крест на своей карьере, забыть о многих удовольствиях жизни, «похоронить молодость в песчаной пустыне», но она всё равно соглашается ехать в глушь, село Сафуту. В предложении 39 говорится о том, что героиня решается на настоящий подвиг. Она понимает, что бескорыстная помощь людям – это её призвание.
Таким образом, Мария Никифоровна – удивительный человек, достойный уважения, потому что она готова сделать всё, что в её силах, ради других людей.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ?
Целеустремлённость – это положительное качество человека, его направленность на результат. Такие люди умеют преодолевать любые трудности.
В тексте А.П. Платонова рассказывается об учительнице Марии Никифоровне, которая помогает сельским жителям бороться с песками. Благодаря её усилиям «пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей». Героиня постаралась сделать всё возможное, чтобы жизнь в селе стала комфортной. Она не боится перевода в другое место, где ей также предстоит многому научить жителей. Мария Никифоровна – человек, который может взять на себя ответственность в трудной ситуации, поэтому она меняет мир вокруг себя в лучшую сторону.
Главный герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого – пример истинной целеустремлённости. Лётчик Алексей Мересьев остаётся без ног, но не теряет самообладания. Ему приходится заново учиться ходить, только уже на протезах. Герой даже продолжает воевать, сражаться с врагом. Такие удивительные люди тоже меняют мир, потому что именно на них стоит равняться каждому из нас.
Действительно, целеустремлённость – уникальная особенность, помогающая человеку стать сильнее духом и своим примером вдохновлять других.
Начало текста
Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. С детства Мария видела волнующиеся от легчайшего ветра песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов, охрипших от песчаной пудры, и дома в восторженном исступлении читала географические книжки отца. Пустыня была её родиной, а география — поэзией.
По примеру отца девушка закончила педагогический институт. Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район — село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.
Сочинения
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д.Н. Шмелёва: «Переносное значение слова обогащает наш язык, развивает и преображает его».
У слова может быть не только прямое, но и переносное значение. Лингвист Д.Н. Шмелёв утверждает, что оно «обогащает, развивает и преображает» наш язык. Очень часто в художественных произведениях используется метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. Как этот приём выразительности изменяет текст? Рассмотрим конкретные примеры.
Так, в 9 предложении о песке говорится следующим образом: «точил дыхание людей». Это метафора, потому что глагол «точил» в данном случае имеет значение «мучить, лишать сил». С помощью переноса по сходству автор подчёркивает, как тяжело было людям справляться с песчаными заносами.
В 38 предложении также используется метафора: «…неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне и умереть в кустарнике?..» Слово «похоронить» употребляется не в прямом значении «совершить похоронный обряд», а в переносном. Это значит, что Мария Никифоровна вынуждена отказаться от многих благ и удовольствий ради спасения других людей. Метафора помогает А.П. Платонову охарактеризовать героиню как альтруиста, человека, готового к самопожертвованию.
Таким образом, использование слов в переносном значении позволяет создавать интересные, яркие образы. Это делает нашу речь красивее и богаче.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Пустыня – будущий мир, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево…»
Смысл финала текста я понимаю следующим образом: такие целеустремлённые люди, как Мария Никифоровна, изменяют мир в лучшую сторону. Учительница искренне хочет помочь людям. Именно поэтому о ней говорят, что она могла бы «заведовать целым народом».
В предложениях 11-13 рассказывается о том, что Мария Никифоровна, посочувствовав крестьянам, решает сделать обучение борьбе с песками главным предметом в школе. Всё село Хошутово было занесено песком, и людям приходилось отдавать немало сил и уделять много времени борьбе с песчаными заносами. Разве можно комфортно жить в таких условиях? Мария Никифоровна не остаётся равнодушной к происходящему.
Учительница понимает, что ей придётся поставить крест на своей карьере, забыть о многих удовольствиях жизни, «похоронить молодость в песчаной пустыне», но она всё равно соглашается ехать в глушь, село Сафуту. В предложении 39 говорится о том, что героиня решается на настоящий подвиг. Она понимает, что бескорыстная помощь людям – это её призвание.
Таким образом, Мария Никифоровна – удивительный человек, достойный уважения, потому что она готова сделать всё, что в её силах, ради других людей.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ?
Целеустремлённость – это положительное качество человека, его направленность на результат. Такие люди умеют преодолевать любые трудности.
В тексте А.П. Платонова рассказывается об учительнице Марии Никифоровне, которая помогает сельским жителям бороться с песками. Благодаря её усилиям «пустыня понемногу зеленела и становилась приветливей». Героиня постаралась сделать всё возможное, чтобы жизнь в селе стала комфортной. Она не боится перевода в другое место, где ей также предстоит многому научить жителей. Мария Никифоровна – человек, который может взять на себя ответственность в трудной ситуации, поэтому она меняет мир вокруг себя в лучшую сторону.
Главный герой «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого – пример истинной целеустремлённости. Лётчик Алексей Мересьев остаётся без ног, но не теряет самообладания. Ему приходится заново учиться ходить, только уже на протезах. Герой даже продолжает воевать, сражаться с врагом. Такие удивительные люди тоже меняют мир, потому что именно на них стоит равняться каждому из нас.
Действительно, целеустремлённость – уникальная особенность, помогающая человеку стать сильнее духом и своим примером вдохновлять других.