Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
0
4 января 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Задание №3 ОГЭ по русскому языку

ОГЭ (гиа) по русскому языку
Пунктуационный анализ предложения.


Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца


Рекомендации по выполнению задания

На экзамене вам нужно будет расставить пропущенные запятые в предложении (тексте) объемом 50 - 70 слов. Знаки препинания выполняют важную смысловую функцию, поэтому прежде всего необходимо внимательно прочитать предложение и понять его содержание. Учащиеся допускают ошибки в расстановке знаков препинания чаще всего потому, что не вникают в смысл прочитанного, не анализируют связи между разными частями предложения, и запятые ставят на авось. Расстановка запятых отражает логику предложения, его структуру, поэтому она подчиняется основным правилам: запятые ставятся

1) между однородными членами предложения;
2) при вводных словах и обращениях;
3) при обособленных членах предложения;
4) между частями сложного предложения.

Следовательно, нужно уметь производить синтаксический разбор предложения и хорошо знать правила, регулирующие постановку запятых.


Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора.

2. Проанализируйте его содержание и про себя ответьте на вопрос: о чем в нем говорится.

3. Рассмотрите синтаксическую структуру предложения: сколько в нем грамматических основ, как они связаны между собой, чем осложнено предложение. Желательно построить схему.

4. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются запятыми.

5. Расставьте знаки препинания, не обращая внимания на те позиции, которые в задании обозначены цифрами.

6. Проверьте расстановку запятых, прочитав предложение вслух.

7. Запишите в ответную строку цифры, на месте которых ставятся запятые.

Комментарий (рассуждение по алгоритму при выполнении заданий)

В комментарии показано выполнение задания № 3, которое мы привели в качестве примера.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Мы прочитали это предложение. В нем говорится о том, что в древней Александрии работали выдающие ученые, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.

Логически оно состоит из двух частей: 1)…работало немало ученых…; 2) среди которых (перечисляются их имена) … Но во второй части есть еще одна грамматическая основа, присоединяемая союзом «что»: «Земля – шар». Итак, перед нами сложное предложение, содержащее 3 грамматические основы, связанные последовательным подчинением. Схематически это можно показать так:

[ ], (среди которых…), (что…)

Вторая часть осложнена обособленными определениями, мы найдём их по «сигналам»: это относящиеся к подлежащим причастия (сумевший, написавший, установивший) с зависимыми словами, то есть причастные обороты, которые в этом предложении обособляются потому, что стоят после обособляемых слов. Теперь мы можем расставить все запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных(, -отделяет главное предложение от придаточного) среди которых географ и математик Эратосфен (, - причастный оборот) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (, - граница причастного оборота, однородное подлежащее) математик Эвклид (, - причастный оборот) написавший 13 томов «Начал» геометрии (, - граница причастного оборота, однородное подлежащее) астроном Аристарх Самосский (, - причастный оборот) почти за две тысячи лет до Коперника установивший ( , - граница причастного оборота, отделение придаточного изъяснительного) что Земля – шар (, - причастный оборот) вращающийся вокруг Солнца.

Укажем номера позиций, где мы поставили запятые: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Мы видим, что это задание нельзя выполнить механически, полагаясь на какие-то отдельные сигнальные признаки, нужно тщательно анализировать смысл и синтаксическую структуру предложения, обращать внимание на грамматические особенности слов, учитывать интонацию и логические связи между элементами.


Анализ типичных ошибок

Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, как, впрочем, и во всех заданиях, которые касаются синтаксиса и пунктуации, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения, а это приводит к различным ошибкам: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не выявляются условия обособления, разделения запятой и т. д.

Поэтому прежде всего нужно хорошо выучить основные теоретические понятия синтаксиса, которые Вы найдёте в разделе «Справочные материалы», и на их основе научиться делать точный анализ синтаксической структуры предложения.


Типовые экзаменационные задания

Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1) Гоголь занимался историей (1) потому что хотел уйти от всего современного, торгашеского, а в прошлом (2) как он в том признавался сам (3) его привлекали эпохи героические, исполинские характеры (4) и события (5) он искал проявлений (6) возвышенного духа (7) подвижничества (8) самоотверженности (9) и (10) наконец (11) он хотел осмыслить (12) исторический процесс.


2) Разумеется (1) это дядюшка-адмирал (2) этот старый чудак (3) и завзятый морской волк (4) отчаянный деспот (5) и крикун (6) и в то же время безграничный добряк (7)живший одиноким холостяком (8) вместе с таким же (9) как он (10) стариком Лаврентьевым (11) отставным матросом, в трех маленьких комнатках на Васильевском острове (12) сиявших тем блеском (13) и той безукоризненной чистотой (14) какие бывают только на военном корабле, — разумеется (15) это он удружил племяннику…


3) Слепота застилает видимый мир темною завесой (1) которая (2) конечно (3) ложится на мозг (4) затрудняя (5) и угнетая его работу (6) но все же из наследственных представлений (7) и из впечатлений (8) получаемых другими путями (9) мозг творит в темноте свой собственный мир (10)грустный, печальный (11) и сумрачный (12) но не лишенный (13) своеобразной, смутной поэзии.


4) Какая-то (1) неведомая сила (2) работала в глубине детской души (3) выдвигая из этой глубины (4) неожиданные проявления самостоятельного (5) душевного роста (6) и Максиму приходилось (7) останавливаться с чувством благоговения (8) перед таинственными процессами жизни (9) которые вмешивались (10) в его педагогическую работу.


5) Детство и юность великого русского поэта Некрасова (1) прошли на Волге (2) которую (3) он называл «кормилицей народов», но именно на этой «благословенной реке» (4) он (5) еще наивный ребенок (6) увидел и бурлаков (7) тянущих за собой тяжелую баржу (8) и нищих (9) печально бредущих (10) по пыльным проселкам (11) и хлебопашцев (12) изнуренных (13) непосильным трудом.


6) В природе все тесно связано между собой (1) и человек (2) который сам часть природы (3) конечно же (4) связан (5) с окружающей средой: с землей (6) реками (7) воздухом (8) всеми организмами (9) живущими рядом с ним (10) поэтому (11) не осознавая эту нерасторжимую связь (12) он не сможет понять (13) свое место в мире (14) и не сможет рационально организовать свою деятельность.


7) Пожалуй (1) нет в мире физиолога более известного (2) чем Иван Павлов (3) создатель учения о высшей нервной деятельности (4) потому что его исследования (5) позволили проникнуть в сложные механизмы (6) отвечающие за работу всех органов человека (7) и животного (8) и присуждение Нобелевской премии (9) которая была вручена ему в 1904 году (10) красноречиво свидетельствует о значимости (11) сделанных им (12) научных открытий.


8) Многие ученики жалуются на плохую память (1) хотят узнать о том (2) как можно ее улучшить (3) чтобы (4) быстро запомнив (5) учебный материал (6) получать отличные оценки (7) но (8) как известно (9) мы хорошо запоминаем в первую очередь (10) то (11) что нам кажется важным (12) интересным (13) поэтому(14) высоких результатов в учении добивается (15) не тот (16) кто все помнит (17) а тот (18) кому все интересно (19) кто всей душой отдается любимому делу.


9) Перепрыгивая со ступени на ступень (1) мы спустились вниз (2) и ходили по плитам сценической площадки (3) и наши голоса отчетливо слышались (4) в самых верхних рядах (5) где камень уже соприкасался с ярким безоблачным (6) античным небом (7) так (8) что текст древних трагедий (9) произносимый актерами в большеротых масках (10) доходил до всех зрителей одинаково ясный (11) не искаженный пространством.


10) Горы все еще скрывали за собой взошедшее солнце (1) но небо над ними совсем посветлело (2) и очертания хребта рисовались резко (3) и отчетливо (4) образуя между двумя вершинами (5) значительную впадину (6) а по темным еще (7) склонам (8) обращенным к нам (9) сползали вниз струи молочно-белого тумана (10) и как будто искали места (11) потемнее и посырее...



    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.