Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
-1
14 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Тренировочный вариант ОГЭ 2020 по русскому языку

ОГЭ (гиа) по русскому языку
Полный вариант формата ОГЭ 2020 по русскому языку. Ответы в конце.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут.


Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

Текст для прослушивания

Иногда думается: а отыщет ли человек в своем языке другое какое-нибудь еще слово, как это, - Земля? Когда мы пишем его с большой буквы, то разумеем целую планету, ставшую обителью множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих Вселенную. Как бы сужаясь, слово это заключает в себе сразу и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого, однако, рождаются все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.
Постоянно преображаясь, оно становится то метафорой, то основанием мудрой народной присказки или поговорки, то символом, обозначающим и крайнюю бедность, и неслыханное богатство. Неизменно неся на себе огромную социальную нагрузку, слово «земля» часто становится то в заголовки политических, философских, экономических трактатов, то в названия лирических произведений…
Нередко оно употребляется и для обозначения страны. В этом случае люди говорят: «Моя земля!» - что для нас, россиян, ассоциируется с понятием России, дорогой нам до слез, до сладкого сердцебиения.

(По М.Н. Алексееву)


Часть 2

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Вот и март. (2) Во дворе еще не растаяли спекшиеся на солнце сугробы, и река пока не начинала трогаться. (3) Но с каждым днем снега становится меньше. (4) Вокруг пахнет талой водой и сырой землёй. (5) На проталинках между прошлогодним быльём появились подснежники, нежные, пахнущие весной.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 неполное.
2) В одном из предложений 2 грамматическая основа – река не начинала трогаться.
3) Предложение 3 двусоставное.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) В предложении 5 основа – подснежники нежные, пахнущие весной.


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

История эта (1) и вправду (2) была из тех (3) что становятся легендарными(4) и пересказываются снова и снова(5) обрастая невероятными подробностями (6) пока (7) наконец(8) совершенно перестают иметь что-то общее с (9) реально происходящими (10) событиями.


4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «неискренне уверял», построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


5. Орфографический анализ.


Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1. (буду) УЧИТЬСЯ – мягкий знак перед -СЯ пишется в глаголах неопределённой формы.
2. УКРОЩАТЬ (животных) – буква О является непроверяемой гласной, поэтому нужно запомнить.
3. НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ (случай) – после приставок на согласный пишется Ы, если слово без приставки начиналось с И.
4. ПОДРАВНЯЙТЕСТ (в шеренге) – пишется в корне буква А, так проверочное слово «равный».
5. ПЕРИЛА – пишется буква А в корне слова, так как в корне с чередованием ПЕР-ПИР буква Е пишется, если после корня нет суффикса -А.


Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1) Когда мы о чем-то рассказываем, мы с помощью слов описываем мир, пытаемся передать то, что мы думаем об этом мире.(2) Но мир у всех у нас один и тот же, всем людям на земле светит одно и то же солнце, и думают все люди тоже похожим образом. (3) Иначе говорящие на разных языках никогда не могли бы понять друг друга
(4) Рассказывать о снеге или рисовать дом могут люди, говорящие на одном и том же языке, и каждый может делать это по-разному. (5) Это зависит только от их воображения, настроения, потребностей. (6) Но оказывается, что разные языки тоже могут различаться точно так же, как разные люди. (7) Язык отражает представления о том, как устроен мир. (8) А эти представления, как вы понимаете, будут лишь одной из возможных "картин мира" и будут в разных языках различаться — иногда очень сильно, иногда едва заметно. (9) Это будет зависеть от того, насколько совпадают культура, обычаи, традиции разных народов.
(10) Так что язык — это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром; оно отражает не все свойства мира, а только те, которые нашим далеким предкам почему-то казались особенно важными. (11) Конечно, зеркало это, так сказать, прозрачное. (12) Зеркало — не каменная стена. (13) Мы можем выучить другой язык и посмотреть на мир глазами другого народа, словно из окна чужого дома. (14) Хотя, даже находясь "внутри" своего языка, мы легко можем поменять свои представления. (15) Кстати, именно это и делают ученые, когда рассуждают о своем предмете. (16) Ведь одна из первых вещей, которую они делают, — это придумывают свой особый язык.(17) Согласитесь, когда физик говорит о свойствах жидкостей и газов, его язык отличается от нашего обычного языка гораздо больше, чем русский язык отличается от английского: то, что физик называет "молекулой" или "теплоемкостью", вряд ли имеет соответствия в нашем обычном языке и в нашей обычной картине мира.
(18) Я думаю, приведенных примеров уже достаточно, чтобы понять, насколько разные языки расходятся друг с другом в том, как они изображают мир и представления людей об этом мире. (19) На это когда-то обратил внимание знаменитый немецкий ученый, философ и языковед, исследователь языков Америки и Азии, живший на рубеже XVIII и XIX веков, Вильгельм фон Гумбольдт. (20) И в нашем столетии лингвисты не раз задумывались об этом свойстве языков; многие говорили даже об особой "наивной философии", которая скрыта в каждом человеческом языке.

Владимир Александрович Плунгян
Влади́мир Алекса́ндрович Плунгя́н — российский лингвист, действительный член РАН, доктор филологических наук.


6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мир у каждого свой
2) Каждый по-разному представляет устройство мира
3) Язык отражает не все свойства мира, а только общие для всех народов
4) «картина мира» в разных языках различается
5) каждый человек придумывает свой язык


7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Но оказывается, что разные языки тоже могут различаться точно так же, как разные люди.
2) Язык отражает представления о том, как устроен мир.
3) Мы можем выучить другой язык и посмотреть на мир глазами другого народа.
4) Мы можем выучить другой язык и посмотреть на мир глазами другого народа, словно из окна чужого дома.
5) Кстати, именно это и делают ученые, когда рассуждают о своем предмете.


8. Лексический анализ.

В предложениях 12-16 найдите слово со значением «восстановленные памятью ранее воспринятые образы». Напишите этот синоним.
(12) Зеркало — не каменная стена. (13) Мы можем выучить другой язык и посмотреть на мир глазами другого народа, словно из окна чужого дома. (14) Хотя, даже находясь "внутри" своего языка, мы легко можем поменять свои представления. (15) Кстати, именно это и делают ученые, когда рассуждают о своем предмете. (16) Ведь одна из первых вещей, которую они делают, — это придумывают свой особый язык.


Часть 3

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания литературного критика Алексея Фёдоровича Мерзлякова: «Язык есть изображение всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Ф. Мерзлякова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл начала текста: «Когда мы о чем-то рассказываем, мы с помощью слов описываем мир, пытаемся передать то, что мы думаем об этом мире» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение понятия КАРТИНА МИРА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему у людей разная картина мира?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.