8 августа 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Конспект по обществознанию.
Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т. д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
Предмет конфликта — действительно существующая или воображаемая проблема, которая становится причиной возникновения конфликта. Объект конфликта — это то, на что направлен конфликт. Выделяют материальные и нематериальные объекты конфликта.
Фазы конфликта:
→ ситуация, приведшая к конфликту, и осознание конфликта участниками ситуации (один друг обидел другого);
→ выбор стратегии взаимодействия (конфликтующие стороны решают мириться или враждуют друг с другом);
→ выбор стратегии действия (выяснение отношений, спорят о том, кто виноват).
Разрешение конфликта — решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились). Когда примирение невозможно — это неразрешенный конфликт. Конфликты неизбежны в человеческом обществе. Поэтому важным умением каждого человека, живущего в обществе, является умение искать и находить выход из конфликтов.
В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т. д.
У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
→ Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.
→ Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.
→ Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.
→ Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника.
Различают 2 модели переговоров:
1. Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;
2. Модель «уступок — сближения».
Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта.
Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который улажен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон конфликта.
Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т. д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
Предмет конфликта — действительно существующая или воображаемая проблема, которая становится причиной возникновения конфликта. Объект конфликта — это то, на что направлен конфликт. Выделяют материальные и нематериальные объекты конфликта.
Фазы конфликта:
→ ситуация, приведшая к конфликту, и осознание конфликта участниками ситуации (один друг обидел другого);
→ выбор стратегии взаимодействия (конфликтующие стороны решают мириться или враждуют друг с другом);
→ выбор стратегии действия (выяснение отношений, спорят о том, кто виноват).
Разрешение конфликта — решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились). Когда примирение невозможно — это неразрешенный конфликт. Конфликты неизбежны в человеческом обществе. Поэтому важным умением каждого человека, живущего в обществе, является умение искать и находить выход из конфликтов.
В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т. д.
У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
→ Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.
→ Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.
→ Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.
→ Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости — приглашение посредника.
Различают 2 модели переговоров:
1. Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;
2. Модель «уступок — сближения».
Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта.
Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который улажен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон конфликта.