23 апреля 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Наука и образование
Конспект по обществознанию.
Наука
→ особая система знаний
→ система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
→ особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1. теоретико- познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая
3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4. социальная
— исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
— управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
— определение путей и способов практического использования добытых знаний
— превращение науки в производительную силу общества
5. производственная
6. прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
1. естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
2. общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
4. технические — служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные — отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные — ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально — практических проблем.
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного (клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
→ всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
→ незавершённость
→ дифференцированность — существование различных направлений и школ
→ интегрированность — синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
1. трансляция культуры в обществе.
2. формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3. социальная селекция (размещение в социальной структуре)
4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
1. демократизация
2. компьютеризация
3. интеграция — компетентностный подход
4. интернационализация — единая система образования
5. гуманизация — особое внимание уделяется личности, её интересам
6. гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7. профилизация
Тенденции в развитии образования:
→ должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
→ переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
→ развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
→ возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
→ повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное (лицей)
-среднее (колледж)
Высшее образование
— бакалавриат
— магистратура
Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке.
Наука
→ особая система знаний
→ система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
→ особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1. теоретико- познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2. культурно-мировоззренческая
3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4. социальная
— исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
— управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)
— определение путей и способов практического использования добытых знаний
— превращение науки в производительную силу общества
5. производственная
6. прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
1. естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)
2. общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
3. гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
4. технические — служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные — отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные — ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально — практических проблем.
Этические нормы науки:
1. социальная ответственность учёного (клонирование)
2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
→ всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
→ незавершённость
→ дифференцированность — существование различных направлений и школ
→ интегрированность — синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Парадигма — система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
1. трансляция культуры в обществе.
2. формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3. социальная селекция (размещение в социальной структуре)
4. проведение социальных и культурных изменений в обществе
5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
1. демократизация
2. компьютеризация
3. интеграция — компетентностный подход
4. интернационализация — единая система образования
5. гуманизация — особое внимание уделяется личности, её интересам
6. гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7. профилизация
Тенденции в развитии образования:
→ должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
→ переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
→ развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
→ возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
→ повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное (лицей)
-среднее (колледж)
Высшее образование
— бакалавриат
— магистратура
Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке.