Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
+2
6 февраля 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Таблица «Поэзия ХХ века»

ОГЭ по литературе
Автор Темы, мотивы, образы Традиция
Д.С.Самойлов Поэтическая гармония основана на приятии мира, доброжелательном, прощающем отношении к нему. Оптимизм поэта основан на глубоком понимании законом бытия. К отвержению пессимизма его неизбежно приводит постоянное соотнесение конкретной человеческой судьбы с масштабными историческими событиями, неизменностью природного цикла или бесконечностью космоса. Лирический герой поэта умеет ценить все этапы человеческого взросления и благодарен миру за любой жизненный опыт. Война у Самойлова изображается неожиданно, если ли не мажорно. Душевный опыт поэта позволяет утверждать, что даже в эпицентре трагедии человек способен сохранить веру в себя и в жизнь. В поэзии Самойлова между человеком и природой нет конфликта, а есть непрерывный, взаимообогащающий диалог. Традиции золотого века русской поэзии: Пушкин, Тютчев, Фет, Некрасов, Бунин.
Н.А.Заболоцкий «Круговорот живого в природе», множественность форм жизни, искусство как средство преобразования живой окружающей среды. Натурфилософская трактовка темы природы: - размышления о взаимоотношениях человека и природы; трагические противоречия бытия; жизнь и смерть. А.С.Пушкин, Баратынский, Тютчев (натурфилософский взгляд). Полемика с Тютчевым, Пушкиным: Тютчев «Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах…» - Заболоцкий: «Я не ищу гармонии в природе, разумной соразмерности начал…»; Пушкин: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - Заболоцкий «Покоя в жизни нет. Повсюду жизнь и я».
А.А.Тарковский Тема природы: восприятие человека как части мироздания, ощущение родства с каждой мелкой частичкой окружающего мира – с травинкой, птицей, насекомым. Поэт – медиум. Посредник между Природой и человечеством. Поэты всех поколений одинаково учатся у Природы. Окружающие предметы изначально имеют имена, и потому задача писателя — лишь учиться у Природы, прежде всего — стараться эти имена услышать. Наследник классической традиции (Тютчев, Фет) и традиции серебряного века (Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Пастернак, Цветаева, Блок, Белый).
Л.Н.Мартынов Лирика Мартынова проникнута «духом времени». Для его стихов характерен футуристический пафос: устремленность в будущее, увлечение технократическими идеями. Он не приемлет ни идеализации прошлого («Старые времена»), ни почвеннического преклонения перед патриархальным бытом («Селенье.Крик младенца и овец…»). Поэзии М присущ интеллектуализм и рационализм: чувство нередко проверяется разумом («Небо и земля», «Мир не до конца досоздан…»).Аллегорическая насыщенность, философская многоплановость, изысканная ритмика, аллитерационное богатство сообщают особую прелесть лирике Мартынова, во многом предвосхитившей поэзию шестидесятников, особенно Вознесенского и Ахмадулиной. В.Маяковский, Н.Асеев. Мартынов предтеча авторов «громкой поэзии» Вознесенского, Евтушенко.
Б.А.Слуцкий Тема войны (ее не героическая, окопная сторона). Позднее творчество - тема старости, конца пути и подведения итогов, размышления о природе и предназначении искусства, трагичности человеческого существования Традиции гражданской лирики Н.Некрасова и В.Маяковского
Е.А.Евтушенко Ранние стихи – романтический максимализм, герой эпохи. Любовная тема – страдание, разлука, мотив ухода и одиночества. Традиции «гражданской лирики» («Поэт в России – больше чем поэт…»): гражданское служение поэта, поэт-пророк. Традиции футуризма, прежде всего В.Маяковского. Евтушенко «Молитва перед поэмой» - обращение к традиции предшественников: Пушкин. Лермонтов, Некрасов, Блок, Пастернак, Маяковский.
А.А.Вознесенский Урбанистическая тема. Продолжение футуристической традиции – противопоставление искусства и жизни, культ прогресса, современности, тема человека будущего. Тема творчества: рассуждает в своих произведениях о самом процессе творчества и прославляет творца, художника, чья сила таланта преображает действительность. В.Маяковский, Пастернак
Б.А.Ахмадулина Тема творчества, тема дружбы, тема Ленинграда. Для Ахмадулиной характерен поиск гармонического взаимодействия между культурой, повседневным бытом и природой. В лирике Ахмадулиной природа все активнее становится живой соучастницей человеческой жизни и творчества. В ее лирике влияние одного поэта уравновешивается влиянием другого, лирическая дерзость, непокорство и экспрессивность Цветаевой «смиряются» спокойной торжественностью Ахматовой, лирический импрессионизм раннего Пастернака в восприятии природы дополняется гармонической пластикой зрелого Пушкина. Подобно тому как это было в поэзии Пастернака, природа в лирике А. все активнее становится живой соучастницей человеческой жизни и творчества. Пушкин, Лермонтов,Ахматова,Цветаева,Пастернак
Н.М.Рубцов Приверженность к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии. Основные темы, намеченные в ранней лирике (родина, история, смысл жизни). Философское мироощущение Рубцова предельно глубоко выразилось в стихотворении «Зеленые цветы», само название которого актуализирует Традиции Тютчева и Фета Традиция Есенина. Общее чувство неустойчивости, зыбкости деревенского покоя, на который наступает город.
мотив поиска лирическим героем недостижимого идеала красоты и гармо- нии. По жанру стихотворение представляет собой элегию, и в полном соответствии с законом жанра в нем доминирует настроение светлой грусти. Элегический взгляд на мир сближает творчество Рубцова с лучшими образцами русской классической элегии XIX в.В стихотворении развивается тема ухода от мирской суеты в мир первоздан- ной и вечной природы. Лишь там герой наконец обретает душевный покой.Однако он понимает, что достижение полного душевного равновесия несовместимо с противоречивой природой самого человека.
В.Н.Соколов В творчестве Соколова проявилась поэтизация «малой родины». Эти раздумья пронизаны верой в огромный духовный потенциал России, надеждой на то, что в будущем родной земли воплотится светлый, гармоничный идеал, созданный романтическим характером «эпохи оттепели». Если в 50-е годы В. Соколова больше всего интересуют картины внешнего мира, окрыляет пафос созидания, его поэтический талант питает ощущение сопричастности с судьбой народа, то к началу 1960-х (в соответствии опять-таки с общей тенденцией эпохи) втворчестве поэта усиливается внимание к внутреннему миру человека. Сам поэт обозначает связь своей лирики с традицией Пушкина, Некрасова, Фета.
Ю.П.Кузнецов Лирический герой К.— личность, осознающая свою абсолютную исключительность и одиночество, с другой — в его произведения проникают фольклорные мотивы и мотивации, образы коллективной памяти русского народа. К. стремится понять судьбу России, противопоставляя ее как судьбе Запада, так и Востока. К. интересует русский национальный характер, ему важно понять законы всеобщей истории. Проблема взаимоотношений человека и природы, бессмысленного познания, взрывающего окружающий мир, отразилась в таких стих. К., как «Атомная сказка», «Грибы», «Стоящий на вершине». Тема войны: память о войне одним из главных мотивов творчества. Личное — воспоминания об отце — здесь снова переплетается с общественно значимымВойна приобретает в поэзии К. апокалипсическое звучание, осмысляется во вселенских категориях. Ф.И.Тютчев, Н.Рубцов
В.А.Солоухин В первом сборнике определилась главная тема его творчества– патриотическая преданность Родине, ее историческим свершениям, неповторимой природе. В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа.
И.А.Бродский Излюбленные темы: тема одиночества; трагизма существования; тема разобщенности людей; тема античности (эстетический и этический идеал); тема города (Ленинград – европейский город, город-аристократ, классически ясный, подходящий для поэтики Бродского.); тема водной стихии; тема языка; тема искусства. Искусство – это для Бродского «замок красоты», который всегда будет отделен от житейской суеты, низких чувств. Лирический герой повторяет лермонтовские мотивы: трагическое состояние личности, пребывающей в чуждом ей мире. Стихотворение «Облака» перекликается с лермонтовскими «Тучами». продолжатель линии русской поэзии, идущей от высокого модернизма Серебряного века, прежде всего от акмеизма. Традиции Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака
Б.Ш.Окуджава Несколько сквозных тем, лейтмотивов, пронизывающих всё его творчество. К ним, прежде всего, относятся темы войны, романтической любви, дома, «своего» круга, тема дворянства, девятнадцатого века и пушкинского времени. Окуджава сумел запечатлеть в своих произведениях Москву Арбатскую и сделать Арбат символом единения творческой интеллигенции. Москва для поэта — некий одухотворенный мир, творческий потенциал которого неразрывно связан с уникальной архи- тектурой и топонимикой московских улиц. Пушкин
В.С.Высоцкий Творческая заслуга поэта состояла в том, что он способствовал созданию нового типа лирического героя — носителя коллективного общественного сознания, с одной стороны, и яркого героя-борца с социальной несправедливостью в любых ее проявлениях — с другой. Высоцкий сохраняет приверженность сюжетно-ролевой лирике и формам стихотворных монологов.


pojezija-hh-veka.pdf
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.