Алгоритм и конструкция написания сочинения

Подробный шаблон к 25 заданию в ЕГЭ по русскому языку.


I. Разбор текста и постановка проблемы
Цель 1 прочтения – понимание фабулы текста.

Далее читаем по абзацам и выделяем соответствующие микротемы.

Перед постановкой проблемы ищем позицию автора – ответ на главный вопрос текста.

Формулируем проблему. (Не в сочинении)

Пытаемся подобрать аргументы и, убедившись в их наличии, начинаем писать.


II. Тема
Тема – это то, о чем текст.

Необходимо написать для соблюдения композиции сочинения. (Критерий К5)

Не забываем про абзац.
Примерная конструкция: Д. С. Лихачев, известный ученый, пишет о красоте русского пейзажа.


III. Проблема
С нового абзаца.

Проблема может быть сформулирована либо классическим образом, либо - как вопрос.

Должна быть некоторая речевая связь между темой и проблемой.
Взаимовлияние двух культур – вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Насколько важно помнить о героях войны, её последствиях, и о том, что чувствовали люди в военные годы? Вот проблема, которая стоит в центре внимания автора.



IV. Комментарий
С нового абзаца.

Комментарий – это то, как автор подводит читателя к пониманию проблемы.
Не должно быть прямого пересказа. Косвенно, через действия автора.
Автор приводит эпизод из жизни героя-рассказчика. Рассказывает историю из жизни героя-рассказчика. Делится с читателем своими размышлениями о… Подчеркивает… Рассуждает о… Утверждает… Обращает внимание читателя на…
Во-первых,… Во-вторых,… Кроме того,…
С одной стороны,… С другой стороны,…


Универсальный переход между проблемой и комментарием: Размышляя над этой проблемой, автор…

Для написания комментария было бы неплохо уметь различать типы речи. Это позволяет более четко определить и сформулировать действия автора.

1. Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
2. Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
3. Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.

В художественном тексте участвует не автор (бывают исключения), а герой либо герой-рассказчик. Даже если повествование ведется от 1 лица.


V. Позиция автора
С нового абзаца.

Для определения формы, в которую заключена авторская позиция, желательно знать стили речи.

1. Художественный. Позиция автора скрыта. Важно понять подтекст высказывания.
2. Публицистический. Позиция автора будет выражена эмоционально, прямо, открыто. (Эмоциональная позиция)
3. Научно-популярный. Авторская мысль будет изложена точно, логично, без эмоций. (Содержательная позиция)

Позиция автора может быть выражена:
- в поступках героя
- в чувствах героя
- в описании
- в именах
- в названии произведения

Речевые клише:
Автор считает…
Позиция автора заключается в…
Авторская позиция напрямую не выражена, но читатель догадывается…
… - вот в чем заключается позиция автора.


Если позицию автора трудно полностью сформулировать таким образом, чтобы она была точной и основывалась на тексте, можно привести не более 2-х цитат из текста (наиболее содержательных фрагмента).
Недаром автор пишет: «…».


VI. Моя позиция
С нового абзаца.

Необходимо написать, в чем мы согласны (или не согласны) с автором, и что-то добавить от себя в рамках проблемы.

Если нет возможности полностью раскрыть проблематику текста через позицию автора (тексты бывают разные), то она должна быть раскрыта в «моей позиции».

Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно,… Кроме того,…
Я частично согласен с точкой зрения автора,…


VII. Аргументация
С нового абзаца.

Универсальный переход между «моей позицией» и аргументами: Когда я читал этот текст, я вспомнил…

Желательно связывать каждый аргумент с текстом – писать микровывод после каждого абзаца. В этом случае вряд ли получится уйти в сторону от проблемы,

кроме того, если аргумент спорный (мало ли как получится), то это дает возможность раскрыть его в нашу пользу.

Не забываем про возможность использования контраргументов.

Между аргументами так же должен быть мостик.


VIII. Заключение
С нового абзаца.

В заключение я хочу сказать…

Завершает композицию сочинения. Практика показывает, что к моменту написания заключения мы глубоко заняты своими мыслями по поводу поставленной проблемы, поэтому нужно следить за тем, чтобы не написать лишнего, иначе получится заключение к какой-то другой проблеме.
Просмотров: 6491 | 23 сентября 2015
Новости сайта Сочинение11.рф
Математика ← Задание 1
Только 89% из 26181 выпускника хутора правильно решили задачу B4. Сколько учеников правильно решили задачу В4?



Математика ← Задача на движение
Расстояние между двумя поселками 36км. Велосипедист может проехать этот путь за 3ч, а пешеход может пройти его за 6ч. Через сколько часов встретятся велосипедист и пешеход, если начнут движение из этих посёлков одновременно навстречу друг другу?



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»