23 сентября 2015
В закладки
Обсудить
Жалоба
Материал 16+
Алгоритм и конструкция написания сочинения
Подробный шаблон к 25 заданию в ЕГЭ по русскому языку.
I. Разбор текста и постановка проблемы
Цель 1 прочтения – понимание фабулы текста.
Далее читаем по абзацам и выделяем соответствующие микротемы.
Перед постановкой проблемы ищем позицию автора – ответ на главный вопрос текста.
Формулируем проблему. (Не в сочинении)
Пытаемся подобрать аргументы и, убедившись в их наличии, начинаем писать.
II. Тема
Тема – это то, о чем текст.
Необходимо написать для соблюдения композиции сочинения. (Критерий К5)
Не забываем про абзац.
Примерная конструкция: Д. С. Лихачев, известный ученый, пишет о красоте русского пейзажа.
III. Проблема
С нового абзаца.
Проблема может быть сформулирована либо классическим образом, либо - как вопрос.
Должна быть некоторая речевая связь между темой и проблемой.
Взаимовлияние двух культур – вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Насколько важно помнить о героях войны, её последствиях, и о том, что чувствовали люди в военные годы? Вот проблема, которая стоит в центре внимания автора.
IV. Комментарий
С нового абзаца.
Комментарий – это то, как автор подводит читателя к пониманию проблемы.
Не должно быть прямого пересказа. Косвенно, через действия автора.
Автор приводит эпизод из жизни героя-рассказчика. Рассказывает историю из жизни героя-рассказчика. Делится с читателем своими размышлениями о… Подчеркивает… Рассуждает о… Утверждает… Обращает внимание читателя на…
Во-первых,… Во-вторых,… Кроме того,…
С одной стороны,… С другой стороны,…
Универсальный переход между проблемой и комментарием: Размышляя над этой проблемой, автор…
Для написания комментария было бы неплохо уметь различать типы речи. Это позволяет более четко определить и сформулировать действия автора.
1. Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
2. Описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
3. Рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
В художественном тексте участвует не автор (бывают исключения), а герой либо герой-рассказчик. Даже если повествование ведется от 1 лица.
V. Позиция автора
С нового абзаца.
Для определения формы, в которую заключена авторская позиция, желательно знать стили речи.
1. Художественный. Позиция автора скрыта. Важно понять подтекст высказывания.
2. Публицистический. Позиция автора будет выражена эмоционально, прямо, открыто. (Эмоциональная позиция)
3. Научно-популярный. Авторская мысль будет изложена точно, логично, без эмоций. (Содержательная позиция)
Позиция автора может быть выражена:
- в поступках героя
- в чувствах героя
- в описании
- в именах
- в названии произведения
Речевые клише:
Автор считает…
Позиция автора заключается в…
Авторская позиция напрямую не выражена, но читатель догадывается…
… - вот в чем заключается позиция автора.
Если позицию автора трудно полностью сформулировать таким образом, чтобы она была точной и основывалась на тексте, можно привести не более 2-х цитат из текста (наиболее содержательных фрагмента).
Недаром автор пишет: «…».
VI. Моя позиция
С нового абзаца.
Необходимо написать, в чем мы согласны (или не согласны) с автором, и что-то добавить от себя в рамках проблемы.
Если нет возможности полностью раскрыть проблематику текста через позицию автора (тексты бывают разные), то она должна быть раскрыта в «моей позиции».
Я полностью согласен с точкой зрения автора. Действительно,… Кроме того,…
Я частично согласен с точкой зрения автора,…
VII. Аргументация
С нового абзаца.
Универсальный переход между «моей позицией» и аргументами: Когда я читал этот текст, я вспомнил…
Желательно связывать каждый аргумент с текстом – писать микровывод после каждого абзаца. В этом случае вряд ли получится уйти в сторону от проблемы,
кроме того, если аргумент спорный (мало ли как получится), то это дает возможность раскрыть его в нашу пользу.
Не забываем про возможность использования контраргументов.
Между аргументами так же должен быть мостик.
VIII. Заключение
С нового абзаца.
В заключение я хочу сказать…
Завершает композицию сочинения. Практика показывает, что к моменту написания заключения мы глубоко заняты своими мыслями по поводу поставленной проблемы, поэтому нужно следить за тем, чтобы не написать лишнего, иначе получится заключение к какой-то другой проблеме.