1 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Структура итогового сочинения
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Самая простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями
Простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис
Вывод
Сложнее
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение – 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) – 2 – ваше мнение – 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод
Подробнее о структуре
Вступление
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход)
Теперь подробнее о связке. Связка – это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ эпизода из произведения, поступков героя.
В качестве литературного источника подойдут:
1. Художественная литература — русская и зарубежная, классическая и современная.
2. Публицистика.
3. Мемуарная литература: письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, исповеди.
4. Научно-популярная литература.
Малые жанры фольклора (пословицы и поговорки), а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не являются аргументами.
Можно привести один аргумент для доказательства тезиса.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для вступления
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит… (некое понятие). Я считаю, что…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Для перехода к основной части
→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
→ Обратимся к произведениям художественной литературы.
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
→ Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:... (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
Для тезисов
→ Сегодня мы понимаем, что... (основная мысль сочинения).
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,... (основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения).
Для аргументов
Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (...) затрагивается в романе… (автор, название).
→ Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и... (имя писателя) в... (название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении… (автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения… (автор, название) тоже размышляет об этом.
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента
→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о...
→ Мы видим, что герой поступил так потому...
→ Автор показывает, к каким последствиям привело...
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет...
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…
Промежуточный вывод
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
→ Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
→ Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата) «...», – писал... В этих словах выражена мысль о... Автор текста тоже считает, что...
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Самая простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями
Простая
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис
Вывод
Сложнее
Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) – ваше мнение – 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) – 2 – ваше мнение – 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод
Подробнее о структуре
Вступление
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тезис
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход)
Теперь подробнее о связке. Связка – это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
Микровывод
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ эпизода из произведения, поступков героя.
В качестве литературного источника подойдут:
1. Художественная литература — русская и зарубежная, классическая и современная.
2. Публицистика.
3. Мемуарная литература: письма, дневники, мемуары, биографии, автобиографии, исповеди.
4. Научно-популярная литература.
Малые жанры фольклора (пословицы и поговорки), а также ссылки на мангу, комиксы, графические романы не являются аргументами.
Можно привести один аргумент для доказательства тезиса.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для вступления
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,...
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит… (некое понятие). Я считаю, что…
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Для перехода к основной части
→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к...
→ Обратимся к произведениям художественной литературы.
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
→ Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:... (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
Для тезисов
→ Сегодня мы понимаем, что... (основная мысль сочинения).
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,... (основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения).
Для аргументов
Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (...) затрагивается в романе… (автор, название).
→ Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и... (имя писателя) в... (название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении… (автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения… (автор, название) тоже размышляет об этом.
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента
→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о...
→ Мы видим, что герой поступил так потому...
→ Автор показывает, к каким последствиям привело...
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет...
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…
Промежуточный вывод
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
→ Мы можем прийти к выводу...
Для заключения
→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
→ Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата) «...», – писал... В этих словах выражена мысль о... Автор текста тоже считает, что...
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…