31 января 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?
Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.
Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.
Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:
• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Подсказка:
Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.
Ответ:
• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.
Источник: vk.com/okege
Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.
Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:
• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.
Подсказка:
Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.
Ответ:
• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.
Источник: vk.com/okege