Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Критерии оценивания |
Баллы |
К1. Соответствие теме |
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме
рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь е? раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. |
2 |
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или
рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. |
1 |
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. |
0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на
основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа |
2 |
оправданны с точки зрения темы;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) |
|
Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал,
но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. |
1 |
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. |
0 |
К3. Композиция |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью
изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. |
2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части
логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается. |
1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла
написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или |
0 |
аргументация не убедительна. |
|
К4. Качество речи |
Участник точно выражает мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. |
2 |
Участник точно выражает мысли, но его речь характеризуется
бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла,
или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. |
0 |
К5. Оригинальность сочинения |
Участник демонстрирует творческий, нестандартный подход к
раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. |
1 |
Участник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или
творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. |
0 |
К6. Речевые нормы |
Допущено не более 2 речевых ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 речевые ошибки. |
1 |
Допущено 5 и более речевых ошибок. |
0 |
К7. Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. |
2 |
Допущено 4-5 орфографических ошибок. |
1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок. |
0 |
К8. Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. |
3 |
Допущено не более 3 пунктуационных ошибок. |
2 |
Допущено 4-5 пунктуационных ошибок. |
1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. |
0 |
К9. Грамматические нормы |
|
Допущено не более 2 грамматических ошибок. |
2 |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. |
1 |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. |
0 |
К10. Фактическая точность в фоновом материале |
Фактические ошибки отсутствуют. |
1 |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и
более). |
0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ |
20 |