7 секретов написания сочинения ЕГЭ

Полезные советы эксперта.


1. План сочинения (важные нюансы)

1. Вступление

Формулируется одна из проблем текста (вопросом) 2-3 предложения.

Например: « Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».


2. Комментарий текста

Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах.

Помним, что комментарий не пересказ.

Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.

3. Позиция автора

Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) 1-3 предложения.

Необходимы фразы типа «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.» и т.п.


4. Личное мнение

Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Представляем 2 аргумента за или против авторской.позиции

Помним, что аргументы не равны примерам.

Второй аргумент пишется с красной строки.

5. Вывод

По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. 1-3 предложения

Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».



2. Проблема текста (что это такое и как её определить)

Проблема это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете.

Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями.

В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована вопросом.

В художественном тексте нужно научиться читать между строк, а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен.

Пример проблем и аргументаций к ним: часть 1, часть 2, часть 3.


3. Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории)

Аргумент = тезис + пример

Аргументы из читательского опыта – это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии и иногда философии…

Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем.

Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества».


Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала!


4. Композиция (особенности связного текста)

Самое важное в тексте сочинения ЕГЭ - связки

Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему раскрывает автор в данном тексте».

Важными фразами в комментарии являются следующие: « Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; « Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п.


В выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.»

Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»…

Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.


5. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили)

Все тексты Части С делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий):

- Публицистические
- Художественные

Публицистические
Проблема на поверхности

Представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий.

Художественные
Проблема скрыта

Сюжетный текст (комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, что-бы не перейти на пересказ)

Отличие публицистического текста от художественного в ориентации публ.текста на общественно важную проблему.



6. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта)

Самые «опасные» критерии:

Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки).

Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой…


7. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы)

Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной…

Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)…

Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…


Другие материалы к ЕГЭ по русскому языку.
Просмотров: 273968 | 14 ноября 2013
Русский язык ← Задание 4
В каком из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?



До ЕГЭ 2019 осталось | Заставка

Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2018. «4ЕГЭ»